Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
2. исследовать социально-культурную деятельность музеев;
3. охарактеризовать проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект;
Введение 3
Раздел I Сущность и типология социально-культурных институтов 6
Раздел II Социально-культурная деятельность музеев 12
Раздел III Проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект 22
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Приложения
III. Проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект
Впервые проект «Ночь музеев» прошел в 1999г. в Лувре по инициативе министерства культуры и коммуникаций Франции. Акция прошла под названием «Весна музеев». Его эксперимент положил начало хорошей традиции: ежегодно превращать одну из ночей накануне Международного дня музеев (18 мая) в праздник, центральным событием которого становится открытие оригинальной по художественной концепции выставки.
Цели данного проекта:
- приблизить культурное наследие к посетителям, в первую очередь, молодежи;
- показать необычными средствами значимость музеев в жизни современного общества, разнообразие мирового музейного сообщества;
- привлечение в музеи посетителей, в приоритетные интересы которых входит культурное, современное и качественное проведение досуга, которое возможно благодаря демонстрации ресурсов и возможностей современных музеев;
- возможность интерпретированного общения музейной аудитории.
В 2001 году в этой акции уже участвовало 39 стран Европы и Америки, в 2005 году акция получила название «Ночь музеев».
В 2005 году в акции приняли участие уже 750 музеев Франции и 500 музеев Европы. В 2009 году в акции участвовали уже 2 300 музеев Европы, в том числе, Франции, России и Беларуси.
В России в акции «Ночь музеев» было задействовано более 100 арт-организаций (федеральные, городские и частные музеи и галереи). Мероприятия отличались по времени работы, масштабу. Участие в этой акции музеев обеспечивается не только долгими часами работы, но и уникальными мероприятиями, подготовленные специально к празднику. Стоить отметить, что это единственная ночь, когда музей открывает свои двери в столь непривычное время для посетителей[10].
Первым в проекте «Ночь музеев» в Беларуси принял участие Национальный художественный музей Республики Беларусь в 2005 г. За 5 часов акции музей посетило около 2 тысяч человек, «Ночь» стала самым ярким музейным событием республики.
С каждым годом увидеть её стремится всё большее число людей. Например, в 2007 г. «Ночь музеев» в НХМ РБ посетило около 5 тысяч человек, в 2008 г. – более 6 тысяч, в 2009 – около 8 тысяч человек. Акцию ярко освещают все средства массовой информации Беларуси (более 80 государственных и частных респондентов), а также отдельные зарубежные информационные агентства.
Кураторами акции в НХМ РБ традиционно являются Ирина Скворцова (кандидат искусствоведения, заведующая отделом научно-просветительской работы НХМ РБ), а также Захар Дудинский (арт-менеджер НХМ РБ).
Каждый год проект «Ночь музеев» имеет определенную тематику, в соответствии с которой готовится целая программа, которая проходит в вечернее и частично ночное время в музее.
17 мая 2008 г. Национальный
16 мая 2009г. Национальный
15 мая 2010 г. прошла акция под названием «Вечер во французском стиле» («La soirée dans le style Français»). Театрализовано-музыкальное действо «Париж: сны наяву» (в создании которого приняли участие профессиональные режиссёры, актёры и художники, члены международного общественного объединения «Театро», студенты творческих вузов, волонтёры) в режиме non-stop представили гостям музея уникальную возможность «сквозь века» попутешествовать по оживающим фантазиям о Париже. В контексте общего действа прошла пешеходная Схватка по музею от международной сети городских игр «Encounter». В рамках акции состоялось открытие выставки живописи белорусской художницы Илоны Кособуко из серии «Моя Франция», презентация книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси», была представлена картина Владимира Прокопцова «Витебские мечты о Париже».
В 2011г. Национальный художественный музей Республики Беларусь снова принял участие в акции с темой «Ночь музеев-2011: пространство Женщины». В контексте акции были открыты три художественные выставки:
– выставка графики Ню «…И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», в экспозицию которой вошли произведения Сергея Тимохова, Александра Шаппо, Андрея Осташова и Андрея Басалыго;
– фотовыставка работ Андрея Щукина и Дениса Недельского «Копия мнимой реальности»;
– выставка скульптуры «Трогательная выставка», на которой были представлены произведения современных белорусских скульпторов: Олега Варвашени, Андрея Воробьева, Александра Минькова, Дмитрия Оганова, Сергея Оганова, Андрея Осташова, Константина Селиханова, Валентина Борздого, Игоря Зосимовича, Александра Шаппо и других.
Акцентами программы акции стали эксклюзивные музейные развлечения: публичные лекции-консультации «Эволюция эталона женской красоты на протяжении столетий» от искусствоведов музея (с вручением специальных сертификатов посетившим их слушателям), проведение интерактивной выставки одной ночи «Времена года».
Внешняя точка – площадка перед зданием музея – представила живой концерт белорусских групп, конкурсы и розыгрыши на музейную тематику, награждение самых креативных посетителей, вручение специальных призов волонтерским группам и др.[11].
Подобные проекты проходят практически
во всех музеях Беларуси. Они представляют
собой интерактивную форму
Итак, анализируя проект «Ночь музеев», можно с уверенностью отметить, что он является действительно инновационным проектом, который выполняет свою главную функцию – привлечения внимания к деятельности музеев.
Заключение
В ходе работы над темой курсового исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Cоциально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере. В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях. Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
2. Музей является одним из важнейших социально-культурных учреждений. Большинство исследователей определяют его как социально-культурный институт через выполняемые им функции. В отечественном и зарубежном музееведении выделяют две основных функции: функция документирования и функция образования и воспитания. Помимо этих двух функций для музея характерны еще функции организации свободного времени, научно-исследовательская, охранная и коммуникативная. Существуют некоторые сходные черты музеев, которые позволяют распределять их на определенные группы. Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея (направленность на раскрытие той или иной области искусства, науки, техники, сферы производства или области человеческой деятельности).
В последние годы особая
роль отводится культурно-
3. Инновационным музейным культурно-образовательным проектом стал проект «Ночь музеев». Проект приследует множество целей, но главной из них является привлечение внимания к деятельности музеев. В 1999г. Лувр стал основоположенником одной из традиций - ежегодно превращать одну из ночей накануне Международного дня музеев (18 мая) в праздник, центральным событием которого становится открытие оригинальной по художественной концепции выставки. В этой акции участвуют практически все страны Европы. Первым в проекте «Ночь музеев» в Беларуси принял участие Национальный художественный музей Республики Беларусь в 2005 г. Каждый год проект «Ночь музеев» имеет определенную тематику, в соответствии с которой готовится целая программа, которая проходит в вечернее и частично ночное время в музее. На сегодняшний день, подобные проекты проходят практически во всех музеях Беларуси. Они представляют собой интерактивную форму организации СКД населения, привлекают большую аудиторию, которая затем становится активным посетителем музеев.
Список используемой литературы:
1. Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 12 снежня 2005 г., №70-З : са зм. i дап., уняс. Законам Рэсп. Беларусь ад 09.11.2009//Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001. – 288 с.
3. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - с. 294 – 295.
4. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2001. – 136 с.
5. Рябушев, В.Н. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / В.Н. Рябушев. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с.
6. Соколов, А.В. Общая
теория социальной
7. Туев, В.В. Социально-культурная
деятельность как понятие (
8. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2006. – 560с.
9. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / Н.Н.Ярошенко // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. - М.: МГУКИ, 2001. - с. 42.
- Официальный портал Екатеринбурга, Управление культуры Администрации города Екатеринбурга// «Ночь музеев»: что это? [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://nmekb.ru/what/. – Дата доступа: 16.11.2011.
- Национальный художественный музей// Ночь музеев [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://artmuseum.by/. – Дата доступа: 16.11.2011.