Музыкально-коммуникативное пространство современного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:42, статья

Краткое описание

Главная отличительная черта культуры XXI века – интерактивность. Это основная культурная парадигма третьего тысячелетия.
В интерактивной музыке возрождается традиция живого концертного исполнения.
Другая особенность современной культуры – стремление преодолеть пространство концертного зала, выйти за его пределы. Долг и творчество заменяются игрой и музыкой. Высвобождается глубокий архетип – телесность человека.
Эта тенденция получила свое воплощение в хэппенинге.

Вложенные файлы: 1 файл

реферативная карточка.docx

— 15.17 Кб (Скачать файл)

Корсакова И.А. Музыкально-коммуникативное пространство современного искусства./И.А.Корсакова // ФӘН-НАУКА.- № 10 (25) / 2013. С.34-36 // http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-kommunikativnoe-prostranstvo-sovremennogo-iskusstva

Выявляются такие особенности музыкальной коммуникации в современном искусстве как интерактивность, цитатность, девальвация художественных ценностей, выход искусства за пределы концертного зала, разрушение дискурса и др., приводятся примеры современных музыкальных произведений.

 

Ключевые термины: современное искусство, музыкальная коммуникация, парадигма, хэппенинг, перфоманс.

 

Новая коммуникативная парадигма реализуется в таких направлениях как театр звука, хэппенинг, перфоманс и др. Принципиальное отличие этого искусства в том, что от самовыражения в музыке человек переходит к выражению музыки через себя: от ситуации «я – в музыке» к ситуации «музыка – через меня». Центральной является идея театра как совместного действия «здесь и сейчас». Новая художественная практика ориентирована не на зрелище, а на участие, совместное действие.

     Главными принципами  такой музыкальной практики является  установка на упрощение музыкального  языка и установка на «демократичность»  искусства. Происходит девальвация  критериев красоты, ломка ценностей  классического искусства.

      Отстаивая свободу музыкального материала от «содержания», композиторы исключают из своей системы координат понятия «духовность», «человечность», в отсутствие которых упрекают эту музыку чаще всего. При этом упор приходится на телесность, «физическую ощутимость» новой музыки.

   Главная отличительная черта культуры XXI века – интерактивность. Это основная культурная парадигма третьего тысячелетия.

    В интерактивной музыке возрождается традиция живого концертного исполнения.

    Другая особенность современной культуры – стремление преодолеть пространство концертного зала, выйти за его пределы. Долг и творчество заменяются игрой и музыкой. Высвобождается глубокий архетип – телесность человека.

     Эта тенденция  получила свое воплощение в  хэппенинге.

     Хепенинг можно  назвать искусством с открытыми  границами, открытой формой: элемент  случайности, непредсказуемости обусловлен  участием публики. Сочетание выстроенности  и спонтанности, заранее подготовленных  ролей и живого общения с  аудиторией делает это направление  наиболее популярным из современных  театральных жанров. Стирается грань  между реальностью и игрой.

    Основные принципы  хепенинга: 1) отказ от профессионализма, от почерка и манеры исполнителей;

2) минимальное значение  текста и слов; 3) отсутствие метафор  и каких-либо других скрытых  смыслов; 4)отсутствие сколько-нибудь  точного и конкретного содержания  или сценария, написанных заранее;

5) цель хепенинга –  не утверждение художественного стиля, а выявление нравственной и интеллектуальной позиций.

   Вторая – противоположная – тенденция современного искусства – разрыв коммуникативной цепочки «автор-реципиент» находит воплощение в таких направлениях как: цитатное искусство и перфоманс.

    В перфомансе  искусство перестало быть художественной деятельностью, превратившись в «тип мышления» и «мыслительную практику», предлагающий вместо произведений искусства «особый чувственный опыт».

    Перфоманс отличается внедрением в музыкальные произведения не только экстрамузыкальных смыслов, но и «экстрамузыкального материала», например, текста.

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил: студент группы Б06-832-1 Пономарев Алексей Андреевич


Информация о работе Музыкально-коммуникативное пространство современного искусства