Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 02:47, доклад
В состав Багдадского халифата уже в VII веке входили Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, а позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии. На всей огромной территории халифата, могучей об'единяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках.
Кабановой Юлии 10А
Мусульманская Культура Средневековья.
В состав Багдадского халифата уже в VII веке входили Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, а позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии. На всей огромной территории халифата, могучей об'единяющей силой которого стал Ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках.
Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.
Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным под'емом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук. И как справедливо утверждают ныне авторитетные историки, философы и исследователи науки, Европа следовала тогда за Востоком, "как послушная ученица".
Еще одна из важных особенностей этой цивилизации - мусульманские правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов. При дворе халифа Аль-Мамуна в конце VII в. было основано специальное учреждение - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший но-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный потом с арабского на латинский язык, он стал известен в Западной Европе под названием "Альмагест").
Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре.
Примечательно, что выдающийся востоковед академик Конрад называл эпоху расцвета исламской культуры "Восточным Ренессансом" - предшественником Западного Ренессанса.