Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:49, доклад
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.
Введение…………………………………………………………….3
1.Наука как система знаний и вид духовного производства…..4-6
2.Развитие науки и социальный прогресс……………………..7-14
3.Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»…………………………………………………...15-17
Заключение…………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………...
Общественный прогресс есть, прежде всего, определенная идея. Вопрос заключается в том, какова реальность, стоящая за этой идеей? Всякая идея имеет свою историю - она когда-то возникла, а затем, возможно, претерпевала определенную трансформацию. И история идеи, в особенности ее возникновение, обычно проливает свет на природу питающей ее реальности.
К началу XX века понятие прогресса
уже глубоко вошло в науку,
особенно в социологию, историю, философию.
Со времени Кондорсе и О. Конта
сделалось своего рода правилом (констатировал
П. А. Сорокин), чтобы каждый социолог
давал свой ответ на вопрос: что
такое прогресс? Многие социологические
доктрины почти исчерпываются теорией
прогресса. "Но не только в сфере
научного исследования социальных явлений
посчастливилось термину
Прогресс всегда связан также с круговоротами (элементов, условий), с механическими движениями; не исключает реальный прогресс и хаотичности в отдельных сторонах материальных систем. Однако в прогрессе все эти изменения и образования подчинены главной тенденции развития материальной системы. В свою очередь, прогресс одной материальной системы, включенной в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной нисходящей ветви развития или круговорота системы большего порядка.
Существует множество
концепций социального
Равновесно-интеграционная
концепция развития начала складываться
с XVII века в целях объяснения общества.
Ее главной идеей было представление
об обществе как равновесной системе,
все части которой
Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.
3.Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»
В отношении общества следует
применять, с нашей точки зрения,
комплексный критерий прогресса. Фактически
каждая сфера общества требует своего
специфического критерия, и только
в своей совокупности эти критерии
способны наиболее полно охарактеризовать
ту или иную общественную систему, степень
ее прогрессивности по сравнению
с другими общественными
Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, степень информатизации общества.
Но производство, как мы
знаем, связано и с отношениями
между людьми, с обменом информацией.
Производительность труда во многом
определяется человеческим элементом
производительных сил. Без человека
не может осуществляться ни роботизация,
ни автоматизация производственных
процессов. Подобным же образом, если не
в большей мере, производство обусловливается
информатизацией и
Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармонизации интересов общества и интересов индивида. Общество и индивид одновременно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века И. Г. Гердер говорил: "Человечность есть цель человеческой природы". Не может быть прогрессивной система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.
Гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству (что имеет место даже вопреки явлениям отчуждения) наращивает духовный, общекультурный потенциал общества, ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.
В философской и религиозно-
Итак, одним из критериев
общественного прогресса
Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев общественного прогресса. Такими критериями являются:
1) степень информатизации,
компьютеризации,
2) темы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;
3) темпы роста услуг,
в особенности в гуманитарной
области (главным образом в
здравоохранении, образовании
4) степень свободы индивидов,
занятых во всех сферах
5) уровень демократизации общественной системы;
6) степень реальных возможностей
для всестороннего развития
7) увеличение человеческого счастья и добра.
Заключение
Не сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и тому подобное. Как уже отмечалось, развитие это оказывается неравномерным: с "равным" ритмом, причудливым переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний с "обвальным" эффектом внедрения в тело науки сумасшедших идей, перечеркивающих за непостижимо короткое время складывающиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом "броуновском движении" гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.
Современное видение проблемы логики развития науки существенно отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет.
Список литературы:
1. Введение в философию /Под ред. Фролова И.Т –М.: Республика, 2005. – 623с.
2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 480с.
3. Орешников И.М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 127с.
4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гордарика, 1999. – 816с.
5. Философия /Под ред. В.Н.Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584с.