Найка решит все проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:49, доклад

Краткое описание

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1.Наука как система знаний и вид духовного производства…..4-6
2.Развитие науки и социальный прогресс……………………..7-14
3.Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»…………………………………………………...15-17
Заключение…………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

культура речи наука решит все проблемы человечества.docx

— 35.39 Кб (Скачать файл)

Общественный прогресс есть, прежде всего, определенная идея. Вопрос заключается в том, какова реальность, стоящая за этой идеей? Всякая идея имеет свою историю - она когда-то возникла, а затем, возможно, претерпевала определенную трансформацию. И история  идеи, в особенности ее возникновение, обычно проливает свет на природу  питающей ее реальности.

К началу XX века понятие прогресса  уже глубоко вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию. Со времени Кондорсе и О. Конта  сделалось своего рода правилом (констатировал  П. А. Сорокин), чтобы каждый социолог давал свой ответ на вопрос: что  такое прогресс? Многие социологические  доктрины почти исчерпываются теорией  прогресса. "Но не только в сфере  научного исследования социальных явлений  посчастливилось термину прогресса; не менее популярен он, - указывает  П. А. Сорокин, - и в области обычной  житейской практики. Кто только не говорит теперь о прогрессе и  кто только не ссылается на прогресс! Государственный муж, посылающий на виселицу десятки людей, гражданин, протестующий против подобных актов, защитник существующих устоев и революционер, разрушающий их, - все они в конце концов ссылаются на прогресс и оправдывают свои действия "требованиями и интересами прогресса". Каждый из них дает свою "формулу" прогресса и наряжает его по своему собственному вкусу. При таком положении дела не мудрено, что число "теорий" прогресса возросло до невероятности" [1]. С обзором основных теорий прогресса, сложившихся в науке к началу XX века, можно познакомиться по сборнику статей "Новые идеи в социологии.

Прогресс всегда связан также  с круговоротами (элементов, условий), с механическими движениями; не исключает  реальный прогресс и хаотичности  в отдельных сторонах материальных систем. Однако в прогрессе все  эти изменения и образования  подчинены главной тенденции  развития материальной системы. В свою очередь, прогресс одной материальной системы, включенной в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной нисходящей ветви развития или круговорота системы большего порядка.

Существует множество  концепций социального развития. Вкратце рассмотрим антропологическую, равновесно-интеграционную, конфликтную  и политизированную концепции. Антропологической  модели развития присуща антисциентистская направленность - не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техника), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж.-П. Сартр считает, что природа и техника есть сферы действия аналитического разума, в них действует механистичность. Диалектика - только в тотальности человеческого духа, в его противоречивом динамизме. Диалектическая необходимость связана с такими экзистенциальными измерениями бытия, как цель, выбор, проект, свобода, ответственность. Диалектика синтетична, природа (и техника) аналитична. Хотя явления природы и могут быть внутренне противоречивыми, их нельзя рассматривать как целостности. Подлинная диалектика - в человеческих отношениях и в отношениях людей к природе. Диалектика, по Ж.-П. Сартру, включает, исходя из идеи целостности, глубокую понятность и самопросвечивание. В книге "Критика диалектического разума" он пишет: "Диалектику нужно искать в отношениях людей с природой, с "исходными условиями" и в отношениях людей между собой. Именно здесь ее источник как результирующей силы столкновения проектов" . Человеческое бытие полностью раскрыто для диалектического разума; для него здесь нет никаких тайн. Отсюда и история общества интеллигибельна (т. е. постигаемая разумом или интеллектуальной

Равновесно-интеграционная концепция развития начала складываться с XVII века в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление  об обществе как равновесной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподоблялось физической равновесной системе, подчиняющейся  третьему закону Ньютона, говорящему о  равенстве и противоположной  направленности действия двух тел друг на друга. Затем физикалистский редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX века), и общество стало рассматриваться преимущественно по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были Г. Спенсер, Ле Дантек, Л. Ф. Уорд. В последние десятилетия в западных странах она получила распространение благодаря трудам представителей школы структурно-функционального анализа. Некоторые из них провозглашают порядок и устойчивость в обществе (кстати, небезосновательно) как гарантию успешности социальных изменений, возлагая надежду на преодоление социальных конфликтов и напряженностей на власть.

Иначе говоря, прогрессирующее  развитие науки неизбежно порождает  множество проблем, которые носят  жизненно важный, нравственный характер.

3.Как вы понимаете тезис:  «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»

В отношении общества следует  применять, с нашей точки зрения, комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень  ее прогрессивности по сравнению  с другими общественными системами.

Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, степень информатизации общества.

Но производство, как мы знаем, связано и с отношениями  между людьми, с обменом информацией. Производительность труда во многом определяется человеческим элементом  производительных сил. Без человека не может осуществляться ни роботизация, ни автоматизация производственных процессов. Подобным же образом, если не в большей мере, производство обусловливается  информатизацией и компьютеризацией общества, что тоже тесно связано  с человеком, с его физическим и интеллектуальным трудом. Однобоко ориентированная экономика в  ущерб развитию человека, его духовных потенций отрицательно влияет на развитие страны. Свободный труд есть характеристика производственных отношений, и степень  свободы труда должна приниматься в расчет при характеристике степени совершенства общественной системы.

Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении  гармонизации интересов общества и  интересов индивида. Общество и индивид  одновременно могут и должны выступать  друг для друга средством и  целью. Немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века И. Г. Гердер говорил: "Человечность есть цель человеческой природы". Не может быть прогрессивной  система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.

Гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству (что  имеет место даже вопреки явлениям отчуждения) наращивает духовный, общекультурный потенциал общества, ведет к ускорению  нравственного и культурного  прогресса общества.

В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало представление как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог второй половины XIX - начала XX веков Л. Ф. Уорд писал: "Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий" [1]. Русский философ XX столетия Н. А. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и уменьшение зла. П. А. Сорокин указывал как на недопустимость игнорирования счастья, так и на преувеличение его значимости в составе прогресса. Если считать этот принцип единственным, писал он, то социальное развитие будет иметь целью выращивание самодовольных и счастливых свиней; а может быть, им предпочесть страдающих мудрецов? Касаясь безоценочных критериев прогресса (дифференциации и интеграции, принципа экономии и сохранения сил, роста социальной солидарности и др.), П. А. Сорокин показывал, что без принципа счастья они не позволяют уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы, в остальные критерии и дать целостный их синтез. "Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, - подчеркивал он, - так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья" [2].

Итак, одним из критериев  общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и  добра (т. е. уменьшение страдания и  зла).

Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев общественного  прогресса. Такими критериями являются:

1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации  общественной системы [3];

2) темы роста производства  товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

3) темпы роста услуг,  в особенности в гуманитарной  области (главным образом в  здравоохранении, образовании и  социальном обслуживании), а также  в профессионально-технической области  [4];

4) степень свободы индивидов,  занятых во всех сферах общества;

5) уровень демократизации  общественной системы;

6) степень реальных возможностей  для всестороннего развития индивидов  и для проявления творческих  потенций человека;

7) увеличение человеческого  счастья и добра.

Заключение

Не сомнений в том, что  наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и тому подобное. Как уже отмечалось, развитие это оказывается неравномерным: с "равным" ритмом, причудливым  переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний с "обвальным" эффектом внедрения в тело науки  сумасшедших идей, перечеркивающих  за непостижимо короткое время складывающиеся веками картины мира. Фактическая  история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом "броуновском движении" гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.

Современное видение проблемы логики развития науки существенно  отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных  открытий и все более точных  теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны  и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет.

Список литературы:

1. Введение в философию /Под ред. Фролова И.Т –М.: Республика, 2005. – 623с.

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 480с.

3. Орешников И.М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. – 127с.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гордарика, 1999. – 816с.

5. Философия /Под ред. В.Н.Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584с.


Информация о работе Найка решит все проблемы человечества