Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 19:47, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, каждый человек, проживающий в определенной местности обязан знать духовную культуру населения данной местности. Мы жители Хакасии, а значит должны знать духовную культуру, традиции и обряды коренного населения Хакасии и придерживаться их определенных правил, их культуры.
Цель контрольной работы заключается в ознакомлении с духовной культурой хакасов, рассмотрении наиболее важных и распространенных праздников традиций и обычаев этого народа.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…2
1. Народные праздники и обряды хакасов…………………………..…4
2. Обряд моления силам природы………………………………….…..10
3. Лошадь для Изых-хана………………………………………….…….11
4. Чыл Пазы……………………………………………………….………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
Библиографический список……………………………………
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Народные праздники и обряды хакасов…………………………..…4
2. Обряд моления силам природы………………………………….…..10
3. Лошадь для Изых-хана………………………………………….…….
4. Чыл Пазы……………………………………………………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………...16
Введение
Данная контрольная работа выполнена на тему «народные праздники и обряды хакасов.
Актуальность данной темы заключается в том, каждый человек, проживающий в определенной местности обязан знать духовную культуру населения данной местности. Мы жители Хакасии, а значит должны знать духовную культуру, традиции и обряды коренного населения Хакасии и придерживаться их определенных правил, их культуры.
Цель контрольной работы заключается в ознакомлении с духовной культурой хакасов, рассмотрении наиболее важных и распространенных праздников традиций и обычаев этого народа.
Хакасы — один из тюркских народов Южной Сибири — населяют степи и горы в верхнем течении Енисея. Большая часть 80-тысячного хакасского народа проживает в Республике Хакасия. Живут хакасы и в соседней Туве, а также в южных районах Красноярского края. Хозяйственными занятиями хакасов на протяжении многих столетий были и в значительной степени остаются до сих пор разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, выращивание зерновых и, конечно же, охота.
Традиционный жизненный
уклад во многом обусловил
своеобразие обычаев и
В качестве этнодифференцирующих признаков в духовной культуре чаще всего выступают обряды, которые пронизывают жизнь каждого человека от рождения до самой смерти. Следует отметить условность деления об рядов на календарные и семейные, так как отмечаете заметное сходство форм и функций многих обрядовых действий, их фольклорного сопровождения, общности основы, на которой они первоначально возникли, также субъекта их проведения (семья, половозрастная группа, община).
Панельные исследования позволяют проследить динамику в обрядовой жизни русского населения Среднего Прииртышья. Так, при первом опросе в 1986—1988 гг. на вопрос о знании традиционных русских праздников положительно ответили 77% опрошенных, а в 1994 г. -97 %. Отмечали традиционные народные праздники cooтветственно 58,7 и более 90 %. Довольно высоко знание народных праздников в первых двух возрастных категориях (от 16 до 34 лет). Вероятно, это связано с тем, что молодые люди в большинстве своем до обзаведения собственной семьей (а зачастую и в первые годы замужества или женитьбы) проживают совместно с родителями, становясь невольными свидетелями и участниками традиционных праздников. Женщины, как правило, знают традиционные праздники гораздо лучше и отмечают их чаще мужчин. Так, при опросе 1994 г. не смогли назвать ни одного праздника лишь 1 % всех опрошенных женщин и 5 % мужчин. Более половины опрошенных женщин знают четыре праздника и больше. У мужчин соответствующие знания выявились лишь у 36 % респондентов
Народные праздники и обряды хакасов
Среди традиционных народных чаще всего называются сейчас такие праздники, как Новый год. Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Иван Купала. Иногда упоминаются Святки, Вербное воскресенье, Чистый четверг, Благовещенье, Родительский день и др. Наряду с ними называются народными и такие праздники, как 1 Мая, День Октябрьской революции, 23 Февраля, 8 Марта. День Победы, День защиты детей и др., включая профессиональные праздники — День учителя, День рыбака, День работников сельского хозяйства, День медицинского работника и т.д. В городе среди студентов и школьников отмечается День святого Валентина — покровителя всех влюбленных.
Примерно четверть опрошенных при первом обследовании и более половины при повторном ответили утвердительно на вопрос о праздновании традиционных религиозных праздников. В основном эти изменения объясняются тем, что многие «запрещенные» ранее праздники получили официальное признание и отмечаются на государственном уровне. Так произошло с Рождеством и Пасхой. Если в 1980-е гг. Рождество отмечали лишь некоторые лица пожилого возраста, то в 1994 г. — уже 43 %. Пасху отмечают 90 % опрошенных. Эти праздники воспринимаются чаще не как религиозные, а как традиционные, так как любой акт поведения в настоящем теряет свой религиозный характер, если он не связан в сознании совершающего его человека с теми или иными религиозными верованиями. В целом празднование Пасхи проявляется в обязательном крашении яиц, выпекании (или приобретении готовых) куличей, обильном семейном застолье.
Пожалуй, самым любимым праздником остается Новый год, который за годы советской власти трансформировался во всенародное гулянье, отмечаемое коллективно в семье, на работе или по месту учебы.
Проводы русской зимы берут свое начало с Масленицы и содержат многие ее традиционные элементы: катание на лошадях (преимущественно детей), конные скачки, праздничная ярмарка, спортивные состязания (лазание по столбу, бои с мешками, выжимание гири, перетягивание каната), сжигание в конце праздника соломенного чучела. С традициями соседствуют и новации — сценарий театрализованного представления, авто и мотогонки и пр.
Своеобразной модификацией Троицы является Праздник русской березки, который по времени проведения (последнее воскресенье июня) совпадает с Днем молодежи. Составные части этого праздника — художественная самодеятельность, спортивные состязания (волейбол, футбол, городки, легкая атлетика, гиревой спорт). Некоторые дома по традиции украшают к празднику зелеными березовыми ветками.
Любимый летний праздник — Иван Купала с неизменным обливанием водой. Праздники Первой борозды, Первого снопа, Урожая являются трансформацией соответствующих обрядов, выполнявшихся с магической целью получения хорошего урожая. Наиболее массовый характер носит День урожая, когда устраиваются итоговые выставки, на которых экспонируются образцы выращенных снопов хлеба, различные овощи, фрукты, цветы. Практически все праздники русские Среднего Прииртышья отмечают совместно с людьми других национальностей (например, в Тевризском районе — 63% опрошенных, в Усть-Ишимском — 68, в Черлакском — 77 %). Как правило, традиционному праздничному застолью и дружеской беседе сопутствует просмотр телепередач. Музыкальным оформлением служат магнитофоны, проигрыватели, баяны, гармони, аккордеоны, реже — гитары и др. Исполняются как традиционные народные, так и современные песни и романсы, с явным преобладанием первых.
Подавляющее большинство опрошенного населения предпочитают надевать на праздники современный нарядный костюм. Символически стилизованную традиционную одежду можно встретить на организованных массовых гуляньях у работников учреждений культуры или участников фольклорных ансамблей. Уходит в прошлое и обрядовая поэзия, забываются песни, сопровождавшие ранее календарные и семейные праздники. Встречаются лишь отдельные упоминания о колядках, рождественских, масленичных и свадебных песнях, а также о похоронных плачах. Отдельные образцы обрядовой лирики возрождаются благодаря усилиям работников культуры и науки.
Сохраняются знание и бытование обрядовых блюд. На Новый год и Рождество зажаривают целиком поросят, гусей, уток, кур, индюшек, куропаток, индоуток, фаршированных капустой, гречкой, рисом, яблоками и черносливом. На Масленицу традиционно готовят блины. На Пасху обязательно красят яйца, стряпают куличи (некоторые называют их пасхами), всевозможные булочки, пироги, творожники, хворост. Пасхальный стол изобилует разнообразными мясными и колбасными изделиями, закусками. На Троицу обязательны яичница (другие блюда из яиц), пироги, блины, кисель. Эти же блюда готовят в некоторых семьях на Рождество и Новый год.
В то же время в праздничном обрядовом меню появились заимствования из различных национальных кухонь: манты, плов, шашлыки, спагетти, цыплята табака, мясо по-французски, салаты, бутерброды, маринады. На новогоднем столе обязательны шампанское и разнообразные фрукты: апельсины, яблоки, мандарины, грейпфрукты, у состоятельных людей — бананы, ананасы, кокосы, виноград, киви и др.
За последние годы появилось больше информации о народных традициях и обрядах. Сведения о том или ином празднике люди черпают из газет, журналов, радио и телепередач, календарей. Но основным носителем культурных традиций являются женщины. Так, главным источником информации о традиционных праздниках у подавляющего большинства респондентов являются их матери и бабушки (соответственно 72,9 и 60,3 % опрошенных). В наше время наступившую беременность и сроки предстоящих родов скрывают уже не так тщательно, как еще 10—20 лет назад. Забылись большинство запретов для беременных женщин. Сохраняются запреты на тяжелую физическую работу, алкогольные напитки, присутствие на похоронах. Женщины старшего возраста помнят «бабушкины способы» угадывания пола будущего ребенка по форме живота и «чистоте» лица беременной женщины". В городе все большую популярность приобретает ультразвуковое исследование (УЗИ) для определения пола будущего младенца.
Запреты первого года (не стричь волосы и ногти, не подносить ребенка к зеркалу и не смешить его) сохраняются лишь частично.
В последние годы наблюдается всплеск популярности церковного обряда крещения. Если при первом опросе в 1980-х гг. лишь четверть респондентов утвердительно ответили на вопрос о желании окрестить ребенка, то при повторном опросе 1994 г. подобное желание выразила уже почти половина опрошенных. Восстанавливаются практически забытые многими понятия крестных отцов и матерей.
Свадьбу наряду с обрядами родильно-крестильными и похоронно-поминальной обрядности относят к «переходным обрядам жизненного цикла. Традиционные сроки проведения свадеб выдерживаются уже не так строго. Хотя большинство молодоженов стараются приурочить свадебные торжества к осени, но зачастую свадьбы играются в январе, марте, апреле, июне, декабре, т.е. в тот период, когда православной церковью соблюдались посты и запрещалось венчание. По-прежнему не очень охотно назначают день свадьбы на май, следуя сохраняющемуся поверью, что «кто в мае женится, тот будет век маяться». Как правило, выбор брачных партнеров осуществляется по воле молодых. Уже решив пожениться, они сообщают об этом родителям. Традиционное сватовство со сватами, приговорами и т.д. постепенно трансформировалось в семейный совет, на котором решаются все основные вопросы: где играть свадьбу (у жениха или невесты дома, в кафе или ресторане), сколько человек пригласить с каждой стороны. На современных свадьбах присутствует обычно большое количество молодежи, а раньше, по словам информаторов, неженатую молодежь на свадьбы не пускали.
Отошел в прошлое традиционный девичник, когда невеста вместе с подругами готовила приданое, прощалась с родителями и девической жизнью. Изменился состав приданого: наряду с предметами одежды и постельными принадлежностями дарятся телевизоры, холодильники, стиральные машины, пылесосы, наборы посуды и др. Частично сохраняются обряды выкупа невесты, косы, места за столом рядом с невестой, перегораживание дороги свадебному поезду, благословение молодых родителями с хлебом-солью на вышитом рушнике, а в некоторых семьях и с иконами. Из свадебных чинов сохранились только дружки. Как правило, ими выбираются незамужние подруги и неженатые друзья. В большинстве своем молодожены не верят в возможность порчи и сглаза, считая их предрассудками. Современные свадьбы не обходятся без фотографа. В городе появились профессиональные ведущие свадебных торжеств. Практически повсеместно сохраняются традиционные для второго дня «баня», «метение мусора» и «продажа блинов».
Наиболее консервативными из семейных обрядов оказались похоронно-поминальные. Даже неверующие люди, далекие от религии, стараются сделать все «как, нужно», «на всякий случай». Не так строго, как раньше, сохраняется запрет обмывания покойного близкими родственниками. По древней традиции, сохранившейся до наших дней, практикуются ночные бдения у гроба покойного, которые уже не связываются с верой в необходимость оберегания тела от всякой нечисти.
Приходящие проститься с умершим должны дотронуться до его ног, «чтобы не бояться». В гроб вместо традиционной подушечки с березовыми листьями и богородской травой зачастую кладут обычную перовую или пуховую подушку. В церквях и похоронных бюро можно купить все необходимые атрибуты для погребения усопшего.
Траурные одежды (преимущественно черного цвета) обязательны лишь для ближайших родственников покойного, как и покрытие головы платком у женщин.
Домовины — долбленые гробы — полностью вышли из употребления. Современные гробы делают из досок, обтягивают сверху красной или черной однотонной тканью. При погребении в вырытую могилу после опускания гроба бросают мелкие монеты и носовые платки, которыми вытирались слезы. Некоторые присутствующие на похоронах люди уносят с собой с кладбища в кармане горсть земли из свежевыкопанной могилы, чтобы покойник «не являлся».
Хотя многие знают о том, что плакать и горевать по умершим не рекомендуется («покойнику на том свете мокро будет»), этот запрет мало кем сохраняется. В отдельных деревнях исполняются похоронные плачи и причеты, в которых выражается боль утраты дорогого человека.
Обязательная поминальная тризна совершается в день похорон, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (некоторыми отмечается 20-й день), на полгода и год. Лишь десять человек из 700 опрошенных в 1994 г. Затруднились назвать дни поминовения усопших (из них: восемь человек в возрасте до 30 лет и два представителя возрастной группы 35—49 лет). Подавляющее большинство респондентов поминают родных и близких в Родительский день (79 %) и на Троицу (66 %). Кроме того, поминальными днями являются Пасха, Рождество, Крещение. Вербное воскресенье. Масленица, Благовещение, Заговение, Вознесение, 9 Мая, годовщина смерти и день рождения усопшего и др.
Лишь 18 человек из 700 опрошенных затруднились назвать обрядовые блюда похоронно-поминального стола (в основном это люди младше 50 лет). Обязательными поминальными кушаньями остаются кутья, блины, кисель (компот), также готовят окрошку, борщ, суп-лапшу с курицей, пельмени, голубцы, холодец, котлеты, гуляш с картошкой, рыбные блюда, пироги, ватрушки, вафли. В последнее время появились на поминальных столах салаты, винегреты, бутерброды. Из алкогольных напитков употребляется преимущественно водка или самогон. Обычно поминальная тризна проходит в первой половине дня.
Традиционные свадебные
блюда смогли назвать 86 % из 350 опрошенных
женщин и 63 % мужчин. Характерными
атрибутами свадебного стола
считаются шампанское и торт,
украшенный парой лебедей. Свадебное
застолье отличается