Народные художественные промыслы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:06, доклад

Краткое описание

Народные художественные промыслы — трудовая деятельность народных мастеров, основанная на коллективном опыте, художественные мастерские, развивающие местные культурные традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную продукцию (напр., игрушки).

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по НХТ.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

    и художественные промыслы

В России  сохранились несколько всемирно известных народных художественных промыслов: 

Гжельская керамика,

 

 Дымковская игрушка, 

Палехская миниатюра, 

Хохломская роспись

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с  
начала XIV века.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение. 

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Виртуальный каталог 
"Народные художественные промыслы"


 

Художественная обработка дерева

Художественная обработка кости

Художественная обработка камня

Художественная обработка металла

Художественное литье

 

Декоративная роспись по металлу

Художественная эмаль

Художественные лаки

Ювелирное искусство

Художественная керамика

Художественный фарфор и фаянс

Художественная обработка стекла и хрусталя

Лозоплетение

Художественное кружево

Строчевышивные изделия

Художественное ткачество

Художественная роспись и набойка тканей

Художественное вязание и ковроделие

Художественные изделия из кожи и меха

Живопись, графика




 

 

 

канд. филос. наук, доц. кафедры культурологии В.С. НОВИКОВ

«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»: теоретические понятия

1). Культурно-исторический метод исходит из того, что народная культура - это социальная память этноса, общественный продукт деятельности людей и только в ее лоне традиции, верования, обряды, обычаи,  фольклор, художественное творчество, могут быть восприняты и поняты.

2).  Понятие «народ», «народность» (греч. «этнос» –.род, племя, народ). «Этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп» (С.М. Широкогоров).

3). Народная культура - это эмпирические знания, имеющиеся у любого народа по ведению хозяйства, медицине, воспитанию детей, представления о морали, фольклор, верования, образ жизни, обряды, обычаи и др. Эта культура неотделима от повседневной жизни народа, и в ее основе лежат традиции, в .ч., и религиозные.

4). Историческая динамика русской  народной культуры имеет 4 этапа. 1-й (1-10 вв. н.э.), мифы о богах (Перун, Велес и др,),  мифологические представления о мире (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), вера в колдовство,  чертей, домового, лешего, Бабу-Ягу, Кощея; 2-й (11-17 вв.) с принятия христианства, появления письменности, книг, когда прежние представления о мире, народные праздники и обряды вступили в противоречие, и в симбиоз с православием (народный земледельческий календарь, скоморохи); 3-й (18 - нач. 20 вв.), когда дворянско-городская культура испытывала мощное воздействие западной культуры, а  крестьянская культура деревни подверглась влиянию города (книги, проф. ис-во); 4-й, с революции 1917 г. и социалистических преобразований (создание коллективов народной песни, танца, оркестров, любительских театров, развитие художественной самодеятельности, фестивали, смотры, конкурсы народного творчества и др.

5) Понятие «миф»  у древних  греков («сказание», «предание») – рассказ  о происхождении мира, явлениях  природы, богах и легендарных  героях. Ученые понятием «миф»  обозначают первый синкретический  феномен культуры, в котором слиты  начала религии, морали, права и  художественной деятельности. К. Маркс: «Миф, как первоначальная форма  духовной культуры человечества, представляет природу и сами  общественные формы, уже переработанные  художественно-бессознательным образом  народной фантазией». Мифологическая  школа фольклористики: братья Гримм, Буслаев, Афанасьев и др.

6) Культурные традиции  - это  символические массовые действия, праздники, в т. ч., и религиозные, возникшие у народа в давние  времена, относящиеся ко всем  слоям населения, укрепляющие имеются духовные связи между людьми. Традиции можно резко изменить. Хотя часть боярства и духовенства была против западных нововведений, но Петр 1 ввел в дворянско-городскую культуру европейское платье и бритье бород. В 1718 г. он ввел «Ассамблеи», на которые следовало приходить с женами и дочерьми для «политеса» (общения) и танцев. В 1722 г.   Петр 1 разрешил в церковные праздники, после литургии,  народные забавы и увеселения.

7). Народные традиции – это привычный бытовой уклад жизни, обряды, обычаи,  магия, верования, народные праздники, все то, что унаследовано культурой от одного поколения и передается другому.

8). Обряды – распространенная у всех народов совокупность культурных ритуалов в главные моменты жизни человека (семейно-бытовые: родины, крещение, инициация, свадьба, поминки и др.) и хозяйственно-бытовой жизни (календарно-аграрные для русского народа).

9). Обычаи – одобряемые и соблюдаемые у всех народов мира обычные (так же и различные) привычки, вкусы, образцы поведения, взгляды, нравы и бытовой уклад жизни.

10). Видами народной художественной культуры являются декоративно-прикладное творчество, художественные промыслы, ремесла, зодчество, народные праздники, семейные, аграрные, магические и др. обряды, фольклор - словесный, песенный, музыкальный, танцевальный, зрелищно-театральный, игровой,  включающие и виды народной культуры, реализующие себя в художественной самодеятельности.

11). Декоративно-прикладное искусство - синтетическое по характеру  народное творчество, первоначально  связанное с трудовой деятельностью  человека, народной эстетикой и  представляющее одновременно материальную, духовную и художественную культуру.

12). Народные художественные промыслы  — трудовая деятельность народных  мастеров, основанная на коллективном  опыте, художественные мастерские, развивающие местные культурные  традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную  продукцию (напр., игрушки).

13). Художественное ремесло - основанное на коллективном  опыте, культура трудовых профессиональных  навыков и технических приемов  художественной  обработки различных  материалов (кожа, металл, дерево и  др.).

14). Специфика народной художественной культуры формируется и бытует на основе утвердившихся ранее в народе художественных традиций и ценностей; она отражает особенности национального характера (менталитета); выражает  мировоззренческие идеалы народа. Ее художественная специфика мало зависит от  рыночной конъюнктуры; от организованного руководства госструктурами.

15). Формами бытования и развития народной художественной культуры являются: а) формы, не вычлененные из своей бытовой этнографической среды, связанные с породившим его укладом жизни; б) творчество профессионалов и любителей (коллективы народной песни, танца, оркестры, деятельность народных мастеров  в области   художественно-прикладного творчества и т. д.),

16). Художественная самодеятельность - одно из проявлений современной культуры, разновидность любительского творчества, сопутствующая основному виду деятельности, профессиональным занятиям ее участников. Понятие «худ. сам.» появилось в газете «Правда» (1912), как характеристика любительского худ. творчества, центрами которого были «Народные Дома» (прообраз ДК). Главный признак, который отличает художественную самодеятельность от проф. искусства, фольклора и пр., это любительское творчество, организованность в художественный коллектив, контроль, участие госструктур культуры.

17). Для художественной самодеятельности характерна любительская форма творчества, но и стремление к профессиональному уровню исполнения. Преимущественное включение в репертуар художественных коллективов и исполнителей, как произведений профессионального искусства, так и массовой художественной культуры; в коллективах народного плана - профес. обработки фольклора, письменное, видео и звуко-техническое его распространение и т. п.

18). Праздник в целом — это  форма эстетической деятельности, массовое народное гулянье, включенное  непосредственно в ткань социокультурной  реальности. Гражданские праздники устанавливает государство (так, Петр 1 в 1700 ввел празднование Нового года), религиозные  - церковь (Рождество, Пасха, Крещение), народные  традиционные (Святки, Масленица, Иван Купала).

19). Народные календарные праздники  – это культурные традиции  народов, связанные с обрядами  переходов природы из  одного  своего состояния в другое (зимнее  и летнее солнцестояние, весеннее  и осеннее равноденствие). Франко-бельгийский  учёный А. ван Геппен: его идеи - связь этапов жизни человека  с этапами в жизни животных, растений, «с великими ритмами Вселенной» («Обряды перехода», 1908).

21). Русский земледельческий календарь - симбиоз народного и православного  календаря. Церковные даты и праздники  посвящены Иисусу, Богоматери,  Апостолам, великомученикам, святым. В тоже  время календарь содержит остатки  языческих верований и мифов, погодные приметы, агарные и пастушеские  обряды, народные праздники (Масленица, Иван Купала, Святки и др.), и  связанный с ними фольклор.

22). В Италии, Южной Франции и др. средневековой официальной, церковно-христианской, противостояла народная карнавально-смеховая культура. М. Бахтин: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965).  Карнавал (с франц. «прощай, мясо») предшествовал пасхальному посту. Генетически связан с римским  праздником Сатурналий, когда рабы 17 декабря как бы «уравнивались» с господами и могли трапезничать за одним столом. Наиболее популярен карнавал в Венеции, что в 11 в. узаконил её глава - дож. В 1489 г. римский папа Юлий III так же санкционировал карнавалы. Основное действие - на площади Св. Марка (некий «антимир» - шествия, маскарады, ряжение, отмена сословных различий, рамок приличия, осмеяние). Современный карнавал в Венеции 11-23 февраля 2012 года: шоу, концерты, фейерверки, средневековые представления-игры. В Латинской Америке карнавал впитал негритянские праздники, обряды, музыку, танцы. На карнавале в Рио-де-Жанейро популярен конкурс школ самбы.

23). Скоморохи – русские народные артисты: рассказчики, певцы, музыканты, плясуны, фокусники, дрессировщики (10-17 вв.). Выступали на свадьбах, похоронах, народных праздниках, княжеских пирах и пр. Представители народной смеховой культуры («срамословы», «глумотворцы»), пародировали церковные обряды (напр., «служба кабаку»). По Указам патриарха и царей (1551, 1648 и др.) их выступления запрещались, их было велено «бить батогами», уничтожать их муз. инструменты. Запрещались ряжения, колядования (1627), «игрища» на Рождество и Святки (1684), где участвовали скоморохи.

24). Перевод с англ. «Folk-Lore» («фольклор») - народное знание, народная мудрость. Фольклор – совокупность различных артефактов народного творчества, имеющих историко-культурное происхождение, динамику функционирования и развития. Фольклор включает устные жанры (мифы, сказки, былины, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки и др.); песенные жанры (исторические, лирические, хороводные, обрядовые и др. песни), инструментальную музыку, танцы, театрализованные зрелища, игры, народные праздники, обряды, обычаи, неотделимые от повседневной жизни народа. Для традиционных форм фольклора характерно устное, анонимное распространение; вариативность, коллективность творчества, сохранение традиций и обрядов.

Информация о работе Народные художественные промыслы