Но искуснее всего Русь была
в обработке дерева. Деревянные постройки,
избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные
стены, а также лодки, хозяйственная утварь
щедро украшались резьбой и определяли
ее облик.
и художественные промыслы
В России сохранились несколько
всемирно известных народных художественных
промыслов:
Гжельская керамика,
Дымковская игрушка,
Палехская миниатюра,
Хохломская роспись
Художественная
роспись
Издавна Русь славилась своим
фарфором и искусством художественной
росписи. Сложились даже разные школы
и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной
синей росписью на белом фоне. Название
это произошло от названия местности под
Москвой. Гончарное ремесло существует
здесь с
начала XIV века.
Жостовская роспись (по названию деревни
под Москвой) - декоративная живопись маслом
на металлических подносах, покрываемых
затем лаком: цветы и фрукты, исполненные
яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра
в Ивановской области) – так называется
живопись на лаковых изделиях из папье-маше.
Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными,
литературными, историческими, религиозными
сюжетами, выполненными яркими красками
по черному фону. Искусство палехской
лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально
художники писали иконы. Старинная технология
росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома - это ручная роспись по дереву.
Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки,
стулья, полки – расписаны диковинными
огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий
в том, что их два-три раза покрывают лаком,
а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет,
и деревянные расписные чашки становятся
похожими на драгоценную позолоченную
посуду.
Лубок – русские народные картинки,
созданные путем оттиска на бумаге с деревянного
клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII
веке, вплоть до начала XX-го, считались
самым массовым видом изобразительного
искусства Руси. Тематика народных картинок
очень разнообразна: она охватывает темы
религиозные и нравоучительные, народного
эпоса и сказок, исторические и медицинские,
обязательно сопровождаемые назидательным
или шутливым текстом, повествующие о
нраве и быте того времени, содержащие
народную мудрость и юмор.
Виртуальный
каталог
"Народные художественные промыслы" |
|
Художественная обработка
дерева |
Художественная обработка
кости |
Художественная обработка
камня |
Художественная обработка
металла |
Художественное литье
Декоративная роспись
по металлу |
Художественная эмаль |
Художественные лаки |
Ювелирное искусство |
Художественная керамика |
Художественный фарфор
и фаянс |
Художественная обработка
стекла и хрусталя |
Лозоплетение |
Художественное кружево |
Строчевышивные изделия |
Художественное ткачество |
Художественная роспись
и набойка тканей |
Художественное вязание
и ковроделие |
Художественные изделия
из кожи и меха |
Живопись, графика |
|
|
канд. филос. наук,
доц. кафедры культурологии В.С. НОВИКОВ
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА»: теоретические понятия
1). Культурно-исторический метод исходит
из того, что народная культура - это социальная
память этноса, общественный продукт деятельности
людей и только в ее лоне традиции, верования,
обряды, обычаи, фольклор, художественное
творчество, могут быть восприняты и поняты.
2). Понятие «народ», «народность»
(греч. «этнос» –.род, племя, народ). «Этнос
- это группа людей, говорящих на одном
языке, признающая свое единое происхождение,
обладающих комплексов обычаев, укладом
жизни, освященных традицией, отличающей
ее от других групп» (С.М. Широкогоров).
3). Народная культура - это эмпирические
знания, имеющиеся у любого народа по ведению
хозяйства, медицине, воспитанию детей,
представления о морали, фольклор, верования,
образ жизни, обряды, обычаи и др. Эта культура
неотделима от повседневной жизни народа,
и в ее основе лежат традиции, в .ч., и религиозные.
4). Историческая динамика русской
народной культуры имеет 4 этапа.
1-й (1-10 вв. н.э.), мифы о богах (Перун,
Велес и др,), мифологические представления
о мире (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия),
вера в колдовство, чертей, домового,
лешего, Бабу-Ягу, Кощея; 2-й (11-17 вв.) с принятия
христианства, появления письменности,
книг, когда прежние представления о мире,
народные праздники и обряды вступили
в противоречие, и в симбиоз с православием
(народный земледельческий календарь,
скоморохи); 3-й (18 - нач. 20 вв.), когда дворянско-городская
культура испытывала мощное воздействие
западной культуры, а крестьянская
культура деревни подверглась влиянию
города (книги, проф. ис-во); 4-й, с революции
1917 г. и социалистических преобразований
(создание коллективов народной песни,
танца, оркестров, любительских театров,
развитие художественной самодеятельности,
фестивали, смотры, конкурсы народного
творчества и др.
5) Понятие «миф» у древних
греков («сказание», «предание») – рассказ
о происхождении мира, явлениях
природы, богах и легендарных
героях. Ученые понятием «миф»
обозначают первый синкретический
феномен культуры, в котором слиты
начала религии, морали, права и
художественной деятельности. К. Маркс:
«Миф, как первоначальная форма
духовной культуры человечества,
представляет природу и сами
общественные формы, уже переработанные
художественно-бессознательным образом
народной фантазией». Мифологическая
школа фольклористики: братья Гримм,
Буслаев, Афанасьев и др.
6) Культурные традиции - это
символические массовые действия,
праздники, в т. ч., и религиозные,
возникшие у народа в давние
времена, относящиеся ко всем
слоям населения, укрепляющие имеются
духовные связи между людьми. Традиции
можно резко изменить. Хотя часть боярства
и духовенства была против западных нововведений,
но Петр 1 ввел в дворянско-городскую культуру
европейское платье и бритье бород. В 1718
г. он ввел «Ассамблеи», на которые следовало
приходить с женами и дочерьми для «политеса»
(общения) и танцев. В 1722 г. Петр 1
разрешил в церковные праздники, после
литургии, народные забавы и увеселения.
7). Народные традиции – это привычный
бытовой уклад жизни, обряды, обычаи,
магия, верования, народные праздники,
все то, что унаследовано культурой от
одного поколения и передается другому.
8). Обряды – распространенная у всех
народов совокупность культурных ритуалов
в главные моменты жизни человека (семейно-бытовые:
родины, крещение, инициация, свадьба,
поминки и др.) и хозяйственно-бытовой
жизни (календарно-аграрные для русского
народа).
9). Обычаи – одобряемые и соблюдаемые
у всех народов мира обычные (так же и различные)
привычки, вкусы, образцы поведения, взгляды,
нравы и бытовой уклад жизни.
10). Видами народной художественной культуры
являются декоративно-прикладное творчество,
художественные промыслы, ремесла, зодчество,
народные праздники, семейные, аграрные,
магические и др. обряды, фольклор - словесный,
песенный, музыкальный, танцевальный,
зрелищно-театральный, игровой, включающие
и виды народной культуры, реализующие
себя в художественной самодеятельности.
11). Декоративно-прикладное искусство
- синтетическое по характеру
народное творчество, первоначально
связанное с трудовой деятельностью
человека, народной эстетикой и
представляющее одновременно материальную,
духовную и художественную культуру.
12). Народные художественные промыслы
— трудовая деятельность народных
мастеров, основанная на коллективном
опыте, художественные мастерские,
развивающие местные культурные
традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную
продукцию (напр., игрушки).
13). Художественное ремесло
- основанное на коллективном
опыте, культура трудовых профессиональных
навыков и технических приемов
художественной обработки различных
материалов (кожа, металл, дерево и
др.).
14). Специфика народной художественной
культуры формируется и бытует на основе
утвердившихся ранее в народе художественных
традиций и ценностей; она отражает особенности
национального характера (менталитета);
выражает мировоззренческие идеалы
народа. Ее художественная специфика мало
зависит от рыночной конъюнктуры; от
организованного руководства госструктурами.
15). Формами бытования и развития
народной художественной культуры являются:
а) формы, не вычлененные из своей бытовой
этнографической среды, связанные с породившим
его укладом жизни; б) творчество профессионалов
и любителей (коллективы народной песни,
танца, оркестры, деятельность народных
мастеров в области художественно-прикладного
творчества и т. д.),
16). Художественная самодеятельность
- одно из проявлений современной культуры,
разновидность любительского творчества,
сопутствующая основному виду деятельности,
профессиональным занятиям ее участников.
Понятие «худ. сам.» появилось в газете
«Правда» (1912), как характеристика любительского
худ. творчества, центрами которого были
«Народные Дома» (прообраз ДК). Главный
признак, который отличает художественную
самодеятельность от проф. искусства,
фольклора и пр., это любительское творчество,
организованность в художественный коллектив,
контроль, участие госструктур культуры.
17). Для художественной самодеятельности
характерна любительская форма творчества,
но и стремление к профессиональному уровню
исполнения. Преимущественное включение
в репертуар художественных коллективов
и исполнителей, как произведений профессионального
искусства, так и массовой художественной
культуры; в коллективах народного плана
- профес. обработки фольклора, письменное,
видео и звуко-техническое его распространение
и т. п.
18). Праздник в целом — это
форма эстетической деятельности,
массовое народное гулянье, включенное
непосредственно в ткань социокультурной
реальности. Гражданские праздники устанавливает
государство (так, Петр 1 в 1700 ввел празднование
Нового года), религиозные - церковь
(Рождество, Пасха, Крещение), народные
традиционные (Святки, Масленица, Иван
Купала).
19). Народные календарные праздники
– это культурные традиции
народов, связанные с обрядами
переходов природы из одного
своего состояния в другое (зимнее
и летнее солнцестояние, весеннее
и осеннее равноденствие). Франко-бельгийский
учёный А. ван Геппен: его идеи - связь
этапов жизни человека с этапами в
жизни животных, растений, «с великими
ритмами Вселенной» («Обряды перехода»,
1908).
21). Русский земледельческий календарь
- симбиоз народного и православного
календаря. Церковные даты и праздники
посвящены Иисусу, Богоматери, Апостолам,
великомученикам, святым. В тоже
время календарь содержит остатки
языческих верований и мифов,
погодные приметы, агарные и пастушеские
обряды, народные праздники (Масленица,
Иван Купала, Святки и др.), и
связанный с ними фольклор.
22). В Италии, Южной Франции и др. средневековой
официальной, церковно-христианской, противостояла
народная карнавально-смеховая культура.
М. Бахтин: «Творчество Франсуа Рабле и
народная культура средневековья и Ренессанса»
(1965). Карнавал (с франц. «прощай, мясо»)
предшествовал пасхальному посту. Генетически
связан с римским праздником Сатурналий,
когда рабы 17 декабря как бы «уравнивались»
с господами и могли трапезничать за одним
столом. Наиболее популярен карнавал в
Венеции, что в 11 в. узаконил её глава -
дож. В 1489 г. римский папа Юлий III так же
санкционировал карнавалы. Основное действие
- на площади Св. Марка (некий «антимир»
- шествия, маскарады, ряжение, отмена сословных
различий, рамок приличия, осмеяние). Современный
карнавал в Венеции 11-23 февраля 2012 года:
шоу, концерты, фейерверки, средневековые
представления-игры. В Латинской Америке
карнавал впитал негритянские праздники,
обряды, музыку, танцы. На карнавале в Рио-де-Жанейро
популярен конкурс школ самбы.
23). Скоморохи – русские народные артисты:
рассказчики, певцы, музыканты, плясуны,
фокусники, дрессировщики (10-17 вв.). Выступали
на свадьбах, похоронах, народных праздниках,
княжеских пирах и пр. Представители народной
смеховой культуры («срамословы», «глумотворцы»),
пародировали церковные обряды (напр.,
«служба кабаку»). По Указам патриарха
и царей (1551, 1648 и др.) их выступления запрещались,
их было велено «бить батогами», уничтожать
их муз. инструменты. Запрещались ряжения,
колядования (1627), «игрища» на Рождество
и Святки (1684), где участвовали скоморохи.
24). Перевод с англ. «Folk-Lore» («фольклор»)
- народное знание, народная мудрость. Фольклор – совокупность
различных артефактов народного творчества,
имеющих историко-культурное происхождение,
динамику функционирования и развития.
Фольклор включает устные жанры (мифы,
сказки, былины, предания, легенды, пословицы,
поговорки, загадки и др.); песенные жанры
(исторические, лирические, хороводные,
обрядовые и др. песни), инструментальную
музыку, танцы, театрализованные зрелища,
игры, народные праздники, обряды, обычаи,
неотделимые от повседневной жизни народа.
Для традиционных форм фольклора характерно
устное, анонимное распространение; вариативность,
коллективность творчества, сохранение
традиций и обрядов.