Наука и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:16, доклад

Краткое описание

Функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов и духовное опустошение культуры. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Культура как деятельность………………………………………………………....3
Разные значения понятия «культура»……………………………………………..4
Структура культуры………………………………………………………………..5
Место науки в системе культуры………………………………………………....7
Наука и техника…………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

наука и культура.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Важные интегрирующие  функции по отношению к отдельным  отраслям науки выполняют философия, а также такие научные дисциплина как математика, логика, кибернетика, вооружающие науку системой единых методов.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три  большие группы - естественные, социогуманитарные и технические, различающиеся по своим предметам и методам.

Наряду с традиционными  исследованиями проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной  науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующих проблем. Примером этого является исследования проблем охраны природы, находящихся на перекрестке технических, биологических наук, почвоведения, географии, геологии, медицины, экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйственных и социальных задач являются типичными для современной науки.

По своей направленности, по непосредственному отношению  к практической деятельности науки  принято подразделять на фундаментальные  и прикладные. Задачей фундаментальных  наук является познание законов, управляющих  поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Эти законы изучаются в "чистом виде" безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

В науке можно  выделить эмпирический и теоретический  уровни исследования и организации  знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественный и количественный аспекты изучаемых предметов и явлений. Устойчивые связи между эмпирическими характеристиками выражаются в эмпирических законах, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических явлений. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня.

Все теоретические  дисциплины так или иначе уходят своими историческими корнями в  практический опыт. Однако в ходе развития отдельных наук открываются сугубо теоретические (например, математика), возвращаясь к опыту только в  сфере своих практических приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Наука и техника.

Современную науку  характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой осовременной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.

Общекультурное предназначении техники - освобождение человека от "объятий" природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на её место, в общем-то, незаметно для себя, поставил жёсткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей Среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя  рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в  наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству  человека и неповторимости личности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает "разрешающую силу" человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счёт внутренней, за счёт понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счёт разрыва между рассудком и разумом. "Алгеброизация", "алгоритмизация" стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие  этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

Глобальная компьютеризация  таит в себе опасность утраты диалогичности  в общении с другими людьми, порождая "дефицит человечности", появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение.

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов и духовное опустошение культуры. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Самосознание европейской культуры XX века// М. Вебер. Избранное. М.,1991
  3. С.Г. Кара-Мурза. Наука и кризис цивилизации.// Вопросы философии. 1990, №9
  4. Н.Н. Моисеев. Слово о научно-технической революции. М., 1985
  5. Наука в зеркале философии ХХ. М., 1992
  6. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1992.

Информация о работе Наука и культура