Наука как важнейший элемент культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Наука важнейший элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем, сводок экспериментальных данных, формул и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.

Содержание

Наука как важнейший элемент культуры.
Историческая обусловленность эпохи Просвещения.
Основные особенности западноевропейской литературы средневековья.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология контрольная работа.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

  1. Наука как важнейший элемент культуры.
  2. Историческая обусловленность эпохи Просвещения.
    1. Основные особенности западноевропейской литературы средневековья.
  1. Список используемой литературы.

 

    1. Наука как важнейший элемент культуры.

Наука важнейший элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем, сводок экспериментальных данных, формул и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.

От искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.

Науку нашего века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи.

Как следствие  этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности:

- способствует росту творчества в труде и познании,

- развивает инициативность, нравственную ответственность,

- умножает интеллектуальное богатство личности,

- обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире.

Но верно  также и то, что она несёт  в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического  типа личности.

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами  как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие «культура» охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры - любого ее исторического типа и любой ее этнической формы.

Наука есть совокупный продукт  всей истории человечества, «абстрактно выражающий ее квинтэссенцию» (К. Маркс). Научные знания, однажды добытые и примененные, продолжают служить постоянно. Они всеобщи по отношению ко всем способам производства и ко всем этнонациональным культурам. Особенностью научных знаний является также всеобщий способ их присвоения. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, использует ее рано или поздно все общество, совокупное человечество. Всеобщий характер научного производства и возможность всеобщего присвоения продуктов этого производства делает науку всеобщей производительной силой, позволяя всем народам мира двигаться вперед по пути разумного обустройства собственного природно-экологического и социально- культурного бытия.

При рассмотрении науки, а также критериев научности следует исходить из понимания генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры — производства объективных и истинных знаний о Мире. Такие идеалы науки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота и открытость научных знаний, равно как и способы их получения, сформулированные в ходе исторического развития науки, детерминируют нормы научного исследования, в совокупности которых следует различать логико-эпистемологические, т. е. познавательные, и социокультурные, определяющие место и роль науки в едином культурном пространстве, равно как и ценностный статус науки в жизни общества, ориентиры и нормативы. При этом необходимо учитывать их системную взаимосвязь.

К логико-эпистемологическим нормативам науки относятся следующие:

+ описание — выявление  совокупности данных о свойствах  и отношениях изучаемых типов  объектов;

+ объяснение — выработка  понимания сущности возникновения,  развития и функционирования  исследуемого объекта;

+ системность — анализ  и соотнесение полученных данных по ранее установленным типам и классам объектов, а также по необходимости — введение новых типов и классов объектов;

+ доказательность и  обоснованность — соответствие  логическим принципам и законам;

К социокультурным нормам науки можно отнести:

+ прагматическую —  определение способов применения  полученных знаний в различных  сферах жизни общества;

+ прогностическую —  анализ перспектив развития общества  и окружающей среды, создание  футурологических моделей, а также  выработку рекомендаций на будущее;

+ экспертную — анализ  и оценку осуществимости, эффективности  и оптимальности различных проектов  и программ, создаваемых и реализуемых  в различных сферах культуры, в том числе и в самой  науке.

Критерии научности  являются результатом исторического развития не только науки, но и других сфер культуры. Так, например, философское знание тоже характеризуется системностью и теоретичностью. Однако лишь научный вид знаний в полной мере соответствует рассмотренным критериям научности.

Современная наука представляет собой не что иное, как структурообразующий институт в общественном организме. И если во время своего возникновения этому институту были присущи только две основополагающие функции (воспитательная и исследовательская), то в наше время наука обретает ряд совершенно новых измерений (в том числе политическое и экономическое). В соответствии с этим заметно усиливается и та роль, которую наука играет в обществе. Под основаниями науки понимают систему различных регулятивов, детерминирующих цель и способы получения научного познания, представление и понимание изучаемой реальности, а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру.

 

    1. Историческая обусловленность эпохи Просвещения.

XVIII в. вошел  в историю как век Просвещения. Мыслителей, ученых этого времени отличало стремление систематизировать и углубить знания о природе. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения.

В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными новыми идеями и неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.

Просвещение — система  историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит  антифеодальная направленность политических идеалов и решительный разрыв с теологическим объяснением истории.

Просветители сделали  смелую попытку создать научную картину общества, выявить законы общественного развития. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно высшему закону природы были даны прирожденные неотчуждаемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.

Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли  в гражданское состояние? Каким образом возникло государство. Согласно концепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, поскольку в естественном состоянии невозможно полностью обеспечить права человека: каждый человек — «сам себе судья» (Дж. Локк). Государство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, а сами стали его подданными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и прирожденные права. 

В русском языке до конца первой четверти XIX века лексема «культура» в его составе отсутствовала и его синонимом являлось слово просвещение.

Историческая  обусловленность эпохи Просвещения  на мой взгляд состоит в следующем. Просвещением называют общий интеллектуальный подъём, вызванный пробуждением науки. Мыслители решили применить методы естествознания к социально-политическим явлениям. Этот процесс затронул все европейские страны и все сферы духовной жизни. Просветители утверждали следующие: человек – существо мыслящее и может достигнуть совершенства, используя и развивая свой разум. Все люди (по мнению некоторых даже женщины) равны, поэтому должны пользоваться одинаковыми сводами и правами. Никакие истины, нормы и традиции не следует считать незыблемыми, пока они не прошли проверку разумом. Такие взгляды приводили к вере в Творца, который сотворил познаваемый мир и не вмешивается в эго законы. Во Франции это движение приобрело особенно широких размах и сыграло важную роль в подготовке революции 1780 года. Издание с 1751 по 1780 г. "Энциклопедии" под редакцией Жана Лерона д'Аламбера и Дени Дидро с участием Жан-Жака Руссо и других знаменитостей стало одним из выдающихся достижений эпохи Просвещения.

Этот "Толковый словарь наук, искусств и ремёсел" был пронизан радикальными политическими  взглядами. Вольтер деятель эпохи Просвещения беспощадно критиковал религию и всю жизнь отстаивал идеи справедливости, свободы, гуманизма и терпимости. Такие взгляды исторически обусловливают эпоху Просвещения от прежных времён когда подчинение и вера  в боги, и подчинение своему повелителю как наместнику бога на земле была не оспорима.

Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения; научное знание, распространяется и  выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и  кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуждения людей. Уверенность в мощи и возможности человеческого разума, в прогрессе науки, создающий условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи просвещения, сформулированный еще в XVII в. Бэконом, Гоббсом и Декартом. Именно Декарт и Бэкон разрабатывают новые методы в освоении науки (Бекон - метод индукции, Декарт - метод дедукции).

В работах Дж. Локка формулируется естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека. Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный прием, потому что открывали дорогу к формированию таких черт, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность. Большой вклад в разработку идей просвещения внесли Вольтер, Монтескье Руссо, французские энциклопедисты (Дидро, Гольбах, Гельвеций).

Просветители  разработали концепцию политического  плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение  в знаменитой “Декларации прав человека и гражданина” принятую 28 августа 1789г. в эпоху Великой французской революции. Декларация провозглашала неотъемлемые права человека, свободу личности, слова, совести, равенства всех граждан перед законом, объявила не прикосновенной частную собственность. 
   Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру, в которой появились новые направления, течения, стили и тенденции; формировались сентиментализм, романтизм, рококо. 
   XVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие который внесли австрийские и немецкие композиторы -Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозев Гайден, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен. События на рубеже 18 и 19 столетий в Европе ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу. Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. Идеи просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.

Информация о работе Наука как важнейший элемент культуры