Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:46, контрольная работа
Наука важнейший элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем, сводок экспериментальных данных, формул и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Наука как важнейший элемент культуры.
Историческая обусловленность эпохи Просвещения.
Основные особенности западноевропейской литературы средневековья.
Список используемой литературы.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Наука важнейший элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем, сводок экспериментальных данных, формул и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
От искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.
Науку нашего века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи.
Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности:
- способствует росту творчества в труде и познании,
- развивает инициативность, нравственную ответственность,
- умножает интеллектуальное богатство личности,
- обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире.
Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.
Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие «культура» охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры - любого ее исторического типа и любой ее этнической формы.
Наука есть совокупный продукт всей истории человечества, «абстрактно выражающий ее квинтэссенцию» (К. Маркс). Научные знания, однажды добытые и примененные, продолжают служить постоянно. Они всеобщи по отношению ко всем способам производства и ко всем этнонациональным культурам. Особенностью научных знаний является также всеобщий способ их присвоения. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, использует ее рано или поздно все общество, совокупное человечество. Всеобщий характер научного производства и возможность всеобщего присвоения продуктов этого производства делает науку всеобщей производительной силой, позволяя всем народам мира двигаться вперед по пути разумного обустройства собственного природно-экологического и социально- культурного бытия.
При рассмотрении науки, а также критериев научности следует исходить из понимания генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры — производства объективных и истинных знаний о Мире. Такие идеалы науки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота и открытость научных знаний, равно как и способы их получения, сформулированные в ходе исторического развития науки, детерминируют нормы научного исследования, в совокупности которых следует различать логико-эпистемологические, т. е. познавательные, и социокультурные, определяющие место и роль науки в едином культурном пространстве, равно как и ценностный статус науки в жизни общества, ориентиры и нормативы. При этом необходимо учитывать их системную взаимосвязь.
К логико-эпистемологическим нормативам науки относятся следующие:
+ описание — выявление
совокупности данных о
+ объяснение — выработка
понимания сущности
+ системность — анализ и соотнесение полученных данных по ранее установленным типам и классам объектов, а также по необходимости — введение новых типов и классов объектов;
+ доказательность и
обоснованность — соответствие
логическим принципам и
К социокультурным нормам науки можно отнести:
+ прагматическую —
определение способов
+ прогностическую —
анализ перспектив развития
+ экспертную — анализ
и оценку осуществимости, эффективности
и оптимальности различных
Критерии научности являются результатом исторического развития не только науки, но и других сфер культуры. Так, например, философское знание тоже характеризуется системностью и теоретичностью. Однако лишь научный вид знаний в полной мере соответствует рассмотренным критериям научности.
Современная наука представляет собой не что иное, как структурообразующий институт в общественном организме. И если во время своего возникновения этому институту были присущи только две основополагающие функции (воспитательная и исследовательская), то в наше время наука обретает ряд совершенно новых измерений (в том числе политическое и экономическое). В соответствии с этим заметно усиливается и та роль, которую наука играет в обществе. Под основаниями науки понимают систему различных регулятивов, детерминирующих цель и способы получения научного познания, представление и понимание изучаемой реальности, а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру.
XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыслителей, ученых этого времени отличало стремление систематизировать и углубить знания о природе. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения.
В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными новыми идеями и неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.
Просвещение — система
историко-социологических
Просветители сделали смелую попытку создать научную картину общества, выявить законы общественного развития. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно высшему закону природы были даны прирожденные неотчуждаемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.
Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состояние? Каким образом возникло государство. Согласно концепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, поскольку в естественном состоянии невозможно полностью обеспечить права человека: каждый человек — «сам себе судья» (Дж. Локк). Государство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство — обязательную для всех власть — к передачи ее суверену, а сами стали его подданными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и прирожденные права.
В русском языке до конца первой четверти XIX века лексема «культура» в его составе отсутствовала и его синонимом являлось слово просвещение.
Историческая
обусловленность эпохи
Этот "Толковый словарь наук, искусств и ремёсел" был пронизан радикальными политическими взглядами. Вольтер деятель эпохи Просвещения беспощадно критиковал религию и всю жизнь отстаивал идеи справедливости, свободы, гуманизма и терпимости. Такие взгляды исторически обусловливают эпоху Просвещения от прежных времён когда подчинение и вера в боги, и подчинение своему повелителю как наместнику бога на земле была не оспорима.
Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения; научное знание, распространяется и выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуждения людей. Уверенность в мощи и возможности человеческого разума, в прогрессе науки, создающий условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи просвещения, сформулированный еще в XVII в. Бэконом, Гоббсом и Декартом. Именно Декарт и Бэкон разрабатывают новые методы в освоении науки (Бекон - метод индукции, Декарт - метод дедукции).
В работах Дж.
Локка формулируется
Просветители
разработали концепцию
Сложные процессы, протекавшие в экономической,
политической и научной сферах, не могли
оставить в стороне художественную культуру,
в которой появились новые направления,
течения, стили и тенденции; формировались
сентиментализм, романтизм, рококо.
XVIII веку суждено было стать столетием
музыки, огромный вклад в развитие который
внесли австрийские и немецкие композиторы
-Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель,
Йозев Гайден, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
События на рубеже 18 и 19 столетий в Европе
ослабили веру просветителей в возможность
перехода к более совершенному обществу.
Великая французская революция вызвала
у целого ряда мыслителей разочарование.
Идеи просвещения исчерпали себя, заставив
человечество задуматься, в чем же заключается
его историческое предназначение. Человечество
в лице своих передовых мыслителей продолжало
искать Истину на основе Разума, а в европейскую
действительность входил и утверждался
капиталистический способ производства.