Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:49, реферат
Категория оценки рассматривается как сложная многоэлементная структура, которая включает в себя такие основные компоненты, как субъект оценки, объект оценки, сами оценки, основание оценки. Объективная оценка характеризует прежде всего объект оценки (оценивается степень его соответствия определённому стереотипу, ср. годный, подходящий , правильный и т.д.). Субъективная оценка характеризует скорее всего субъект оценки, выражает его эмоциональное отношение к объекту оценки.
Московский Государственный Лингвистический Университет
Кафедра русского языка
Реферат по стилистике русского языка и культуре речи
Национальная картина мира и язык
Студентки 203 группы
факультета ГПН
Дрозд Д.В.
Преподаватель – Яковлева М.П.
Москва 2011
I. Реферируется:
Картины русского мира: аксиология в языке и тексте/ Л.П, Дронова, Л.И. Ермоленкина, Д.А. Катунин и др.; Издательство Томского университета, 2005. – 354 стр. – (Серия «Монографии»; вып. 13)
II. Тема реферата интересна тем, что проблематика языковой картины мира входит в число наиболее актуальных в современном российском языкознании, что во многом определяется активно проявляемой общей тенденцией к эспланаторности лингвистических исследований, к выходу в поиски внешних детерминаций различных сфер языкового существования, с одной стороны, и с другой- к возвращению языка в позицию средства исследования, материала постижения феноменов, ему в определённой степени внеположенных.
Лексические модели формирования русской ценностной картины мира
История становления
общеоценочной лексики русского
языка: семантика положительной
оценки........................
Метафорические модели русской ценностной картины мира……..3
Метафорические модели этико-эстетической оценки……………...3
Метафорические модели времени…………………………………...8
Метафорические модели звучания…………………………………13
Лексические модели формирования русской ценностной картины мира
История становления общеоценочной лексики русского языка: семантика положительной оценки
Категория оценки рассматривается как сложная многоэлементная структура, которая включает в себя такие основные компоненты, как субъект оценки, объект оценки, сами оценки, основание оценки. Объективная оценка характеризует прежде всего объект оценки (оценивается степень его соответствия определённому стереотипу, ср. годный, подходящий , правильный и т.д.). Субъективная оценка характеризует скорее всего субъект оценки, выражает его эмоциональное отношение к объекту оценки.
В выражениях естественного языка, которые приписывают объекту те или иные свойства, оценочный (субъективный) и дескриптивный (объективный) компоненты неразрывно связаны и во многих случаях неразделимы.
Метафорические модели русской ценностной картины мира.
Метафорические
модели этико-эстетической
Будучи настроенной на человека, метафора неизбежно попадает в серу оценки, формируется ею, содержит её и выражает ценностное отношение к субъекту метафорической интерпретации.
Главный принцип образования метафоры - перенос из когнитивного источника информации о мире в область сублимированных представлений о человеке. Области этих смыслов- конкретных знаний, физических, сенсорных ощущений и т.п.абстрактных, гуманизированных представлений отражаются в исходном и результативном значениях метафоры, которые рассматриваются в аспекте взаимодействия дескриптивных и оценочных смыслов.
При исследовании аксиологической деятельности человека, отраженной в метафорических наименованиях, авторы монографии опираются на следующую классификацию частнооценочных значений:
1) сенсорно-вкусовые/
2) психологические:
а) интеллектуальные оценки (интересный, увлекательный, захватывающий, глубокий, умный)
б) эмоциональные оценки (радостный - печальный, приятный - неприятный)
3) утилитарные (полезный - вредный)
4) нормативные (стандартный - нестандартный, бракованный - доброкачественный)
5) телеологические оценки (эффективный - неэффективный, целесообразный- нецелесообразный)
6) эстетические оценки
7) этические оценки (добрый – злой, добродетельный – прочный и др.)
Выделяются два основных ряда метафорических наименований с этической оценкой человека:
Первый разряд метафор представляют наименования человека, этическая оценка которого базируется на сенсорно-вкусовых, гедонистических и практических оценках, актуализированных в исходном значении.
Во второй разряд входят метафорические наименования с этической оценкой человека, мотивированной практическими оценками, актуализированными в исходном значении.
На основании структурной
«Тухлый».Для метафорического
Уподобление этических качеств человека тактильным впечатлениям. При метафоризации через исходные признаки тактильных впечатлений «неровный», «твёрдый», «негибкий» осмысляются такие негативные проявления, как своеволие, непреклонность, гордость:
каляный «твёрдый, жесткий» -> каляный «упрямый, самонадеянный человек»: ну и каляный же ты» (Бурят.).
Самым многообразным с точки зрения предоставляемой для процесса метафоризации информации является когнитивный источник звучания. На основании актуализированности в исходном значении дескриптивных признаков выделяются следующие группы:
1) метафоры с исходным значением «крик животного»
2) «звучание музыкальных инструментов»
3) «звучание, производимое предметами»
4) «голос человека». Самая многочисленная группа. Делится на:
-метафоры с исходным значением «резкий, громкий голос»:
алалакать «говорить неразборчиво, невнятно» -> алалакать «говорить вздор, чепуху»
вякать «медленно, неохотно делать что-либо» (Влад.).
-метафоры,
ассоциируемые с образом
блекотать «блеять» -> блекотать «невнятно говорить»,
разрюхаться «расхрюкаться» -> разрюхаться «начать выражать недовольство, сильно разворчаться на кого-нибудь: вчера свекровка на мене як разрюхалась, а сегодня и рыла ко мне не воротит. (Смол.)
-метафоры,
ассоциируемые со звучанием
Ассоциативная связь этических проявлений человека со звуком, издаваемым сигнальным инструментом, устанавливается по акустическому параметру силы звучания и по исходному признаку «однообразие движений колокольного языка», нарастанию силы звука:
бурло «самый большой колокол на колокольне -> бурло «тот, кто шумит, кричит» (Перм.)
Одним из достаточно продуктивных источников метафорического моделирования концепта «человек, сфера его этических проявлений» является визуальная информация, отражённая в зрительных представлениях, передающих восприятие человеком светлого, затемнённого пространства и цвета, например:
меркотный «сумрачный»: день выдался меркотный: ни солнца, ни дождя – меркотный «скучный, нудный»: от такого меркотного хоть глаза завязывай да беги» (Бурят.).
В визуальной метафоре зачернять буквальный план значения - «покрывать грязью, загрязнять» создает зрительный план впечатления - «делать чёрным», который выявляет эстетическую оценку и эмоциональную, фиксирующую признак «отталкивающий, вызывающий чувство неприятия». Метафорическое соотнесение исходного понятия «грязный» и переносного «оскорбление, унижение» позволяет увидеть того, кто унижает другого человека, как бросающего в него грязью, наносящего ущерб с точки зрения не только этической нормы, но и эстетической.
Следующим когнитивным источником информации, значимым для переосмысления этических проявлений человека, является рационально-практическая информация о явлениях и предметах, наблюдаемых и используемых в бытовой жизни человека.
Чаще всего в исходном значении для метафоризирования этических проявлений человека актуализируются признаки повторяемости механических или ручных движений, совершаемых каким-либо инструментом, приспособлением или с их помощью, например:
мешалка «мутовка, деревянная палочка для взбивания, размешивания чего-либо» -> мешалка «болтливый легкомысленный человек»: вы этой мешалке не верьте! (Ср. Урал).
Для этической оценки человека в когнитивной зоне функциональной информации актуализируются представления:
Актуализация этих компонентов
дескрипции исходного значения является
семантической базой для
Интерпретация этических проявлений человекапроисходит с точки зрения акциональной информации, тех представлений, которые связаны с действиями человека и процессами, происходящими независимо от него:
Эстетическая норма , приписывающая человеку не быть внешне походим на животного, реализуется в следующих метафорических наименованиях:
курдюк «овца особой породы с жировыми отложениями в хвосте» -> курдюк «толстяк» (Казан.);
мерин «большая, толстая лошадь» -> курдюк «о высоком, толстом человеке» (Олон.) и т.п.
Метафорические модели времени
Метафорическое представление
времени в языке осуществляется
посредством сочетания
Одним из самых распространённых способов
представления времени в
Динамическая ЯММДВ.
Время уподобляется:
-человеку: время идет, бежит;
-животным: время летит, ползет;
- водному потоку: течет, льется и т.д.
Для говорящего достаточно малозначимо объектное «движение» времени, а важно через то или иное обозначение движения времени выразить прежде всего воё отношение к обозначаемому моменту, фрагменту действительности. Это могут быть, например, временные «переживания», в которых актуализируется семантика интенсивности движения времени:
время идёт: медленно – быстро – нейтрально;
может реализовываться ощущение плавности, незаметности течения времени:
время течёт, льётся;
Соответственно, говорящий может давать характеристику времени не только через использование собственно оценочных определений (например, хороший/ плохой день), но и посредством обозначающих движение времени метафорических ЛСВ глаголов движения.
Посредством метафоры остановки времени могут быть обозначены две ситуации:
отрезок времени стоит (такое сочетание употребляется только с обозначением какого-либо, чаще всего сезонного, отрезка времени).
Стояло лето. Стоял полдень.
Представляется возможным выделить несколько наиболее типичных ситуаций, характеризуемых посредством метафоры время остановилось, из которых в аспекте выражения оценочных смыслов интересны следующие:
Желаемая остановка времени предстаёт в метафорической номинации как отражение состояния человека, оцениваемого столь положительно, что ему хочется, чтоб это состояние длилось как можно дольше, вечно: От человека, аллес, ждать напрасно:/ «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» (Бродский).