Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 01:24, реферат
В центре Минска, на улице Ленина 20, находится Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более двадцати семи тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.
Целью выставки стало собрание главных шедевров белорусского искусства из белорусских собраний на одной выставочной площадке, демонстрация развития искусства Беларуси в его поступательном движении на протяжении тысячелетия.
Идея выставки была поддержана руководством музея и утверждена Ученым советом музея.
Новая концепция: взгляд со стороны
Автор концепции выставки – Владимир Счастный, бывший председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, который уже второй раз плодотворно сотрудничает с музеем. Счастный – литератор, автор нескольких пьес о художниках, книги “Художники Парижской школы из Беларуси”.
Концепция выставки “Десять веков...” опиралась на результаты последних исследований в трехтомнике по истории искусства ( автор и сотавитель - Борис Лазуко), который, в свою очередь, – на фундаментальную многотомную работу ученых Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси 1987–1994 годов “История белорусского искусства” и многочисленные публикации последних лет известных искусствоведов. Концепция предусматривала непривычные принципы выбора и репрезентации художественного материала. Целью стал не только хронологический показ произведений по векам и стилям, но и выделение определенной проблематики внутри каждой из частей: “Традиции искусства Византии”, “Ренессанс и барокко”, “XIX век: диалог культур”, “Художественные школы XIX–XX веков”, “Исторический романтизм 1980–2000 годов” и “Искусство постмодернизма”.
Новое в этой концепции – национальный акцент; внимание к произведениям, созданным народами, населяющими Беларусь, – белорусами, татарами, евреями, поляками, русскими, а также белорусами зарубежья. Это придало выставке полифоничность и разнообразие. Но существовали и определенные рамки: было решено ограничиться только изобразительным и декоративно-прикладным искусством, исключив народное и инситное. Одним из принципиальных решений стало включение в список экспонентов выставки художников, родившихся на территории современной Беларуси. Исключение было сделано только для творцов, удостоенных званиями народных художников Беларуси.
Новый этап изучения белорусского искусства
“Десять веков...” – результат собирательской и научной деятельности музеев и различных академических институтов Беларуси. Выставка подытожила описательное изучение искусства Беларуси и начала новый этап, который закрывает лакуны отечественной культуры. “Выставка показала нам большое число сильных и знаковых артефактов. Собранные вместе, они заставили по-новому взглянуть на историю белорусской культуры и искусства, а значит и сыграть важную роль в начале нового этапа их изучения”, – отметила доктор искусствоведения Ольга Баженова.
Самый крупный и масштабный проект
Это был самый масштабный проект Национального художественного музея Республики Беларусь, приуроченный к 75-летию со дня образования музея. Он мог быть осуществлен только при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, доброй воли православной и католической церкви и частных коллекционеров.
Может быть, впервые под одной крышей было собрано такое количество экспонатов – 473 произведения со времен Византии до наших дней из 47 музейных, церковных и частных собраний. Неслучайно на открытии Министр культуры Республики Беларусь Борис Светлов назвал проект “культуроёмким”.
Удачный пример государственно-частного партнерства
Финансирование выставки взял на себя ООО “Белгазпромбанк”, который презентовал несколько замечательных произведений из своей корпоративной коллекции – произведения Сутина, Шагала, Любича, Кикоина, Кременя, Ваньковича и Цадкина.
Генеральный партнер проекта взял на себя оплату подготовительного периода: работы трех дизайнерских бюро, монтаж и демонтаж выставки, покраску залов музея, изготовление рам, транспортные расходы, приобретение трубок для аудиогида, издание каталога выставки, рекламную кампанию в СМИ и городском пространстве. Впервые одним учреждением были выделены на выставку весьма значительные финансовые средства.
Молодежь и студенчество – главная категория посетителей
Главный акцент и посыл при подготовке этого проекта был направлен на школьную и студенческую молодежь.
Неудивительно, что выставка пользовалась большим успехом у посетителей, особенно у студенческой молодежи и школьников старших классов. За три месяца ее посетили 55 075 человек, из которых 13 860пришли на эту выставку целенаправленно. 12 тысяч из последних – молодежная и студенческая аудитория.
Главные эмоции этой выставки – гордость за свой народ, за его культуру, чувство патриотизма. Об этом писал каждый пятый посетитель. Вообще таким количеством приподнято-эмоциональных отзывов (всего их было 703) на всех языках может похвастаться не каждая музейная экспозиция.
Национальные духовные святыни
На короткий срок в музей были привезены национальные святыни духовной культуры – Крест Евфросинии Полоцкой (копия сделана брестским мастером Николаем Кузьмичом) из Полоцка и Статут Великого Княжества Литовского на старобелорусском языке из Музея города Могилева, на приобретение которого собирали деньги “всей миром”. В эти дни в музее было рекордное количество посетителей – несколько тысяч человек ежедневно.
Открытия выставки
Выставка подняла вопросы исследования и поиска новых авторов белорусского искусства XIX века. Кураторы выставки Владимир Счастный и Надежда Усова, ответственные за экспозиции музейные эксперты Елена Карпенко, Алексей Хоряк, Ольга Архипова стремились выбрать характерные произведения мастеров, которые бы четко отразили принципы принятой концепции. Выставка интриговала неожиданными сопоставлениями: рядом с произведениями маститого художника располагались произведения пока малоизвестного мастера, картины которого эксперты сочли нужным показать. Следует привести примеры такого соседства: народный художник Витольд Бялыницкий Бируля и никому пока не известный Матвей Зайцев; знаменитый Фердинанд Рущиц и Зинаида Астапович, работы которой недавно попали в музей; современные живописцы-мифотворцы – признанный Николай Селящук и неизвестный Сергей Кухто из Витебска, которые трагически погибли; пейзажный шедевр Хаима Сутина и этюд его одноклассника по школе Кругера Ивана Ахремчика. Многие произведения стали открытиями для белорусов – уречское стекло, сверженский фаянс, Арон кодеш (НХМ РБ), корона Торы из Пинска, живописные детские портреты Павла Южика из Сморгони, пинские ксилографии эмигранта Арсения Зайца, минские пейзажи-этюды Николая Дучица, написанные сразу после освобождения города в 1944 году.
Музейная галерея на втором этаже была полностью посвящена искусству Беларуси XX–XXI веков. Открывала ряд поздняя картина Марка Шагала “Влюбленные” (1980-е годы) – поэтический гимн любви великого мастера, сквозная тема его творчества. Напротив – “Партизанская мадонна” Михаила Савицкого, яркое антивоенное гуманистическое произведение выдающегося мастера второй половины ХХ века. Это – своеобразные духовные контрапункты выставки.
“Совершенно блистательной частью выставки стала презентация искусства последних десятилетий XIX – первых десятилетий ХХ века. Были представлены различные школы, художники, поразившие непосредственной и чистой тягой к творчеству, как будто действительно в обществе открылась непреодолимая “воля к искусству”, “ – пишет доктор искусствоведения Ольга Баженова. Вершиной такого подъема стали произведения 1920-х годов витебского ренессанса и результаты работы авторов из парижского “Улья” молодых белорусских художников. Их страсть и сила видны на картинах. Несмотря на отсутствие произведений Казимира Малевича, который работал в Витебске, были показаны артефакты его непосредственных учеников из коллекций музеев Минска и Витебска, что было не менее впечатляюще.
Национальная школа живописи формировалась посредством развития других местных школ – от витебского народного училища, организованного Шагалом в 1918 году, до Белорусской академии искусств, выпускники которой в конце ХХ века обратились к наследию предшественников. Учебные заведения Витебска и Минска представлены наиболее известными преподавателями и бывшими выпускниками – Виталием Цвирко, Павлом Маслениковым, Маем Данцигом, Заиром Азгуром, Георгием Поплавским, Николаем Селещуком, Григорием Ситницей, Владимиром Товстиком, Анатолием Барановским, Валерием Шкарубо и другими. Некоторые произведения этих художников на выставке являются их собственностью и широкому зрителю были неизвестны. Обозначен несколькими произведениями белорусский бренд – художественное стекло завода “Неман”.
Отведено место и искусству эпохи постмодернизма – скульптурам Константина Селиханова, объектам Александра Малея. Многие художники предоставили произведения из своих собраний: всеобщее внимание привлекал оригинальный проект Владимира Цеслера и Сергея Войченко “Двенадцать из XX”, “ Немного желтого” Руслана Вашкевича.
На этой выставке посетители впервые увидели приобретенные Белгазпромбанком за пределами страны три новых картины Марка Шагала, “Еву” Хаима Сутина, портрет Томаша Зана кисти Валентия Ваньковича – единственное его оригинальное полотно в Беларуси.
Каталогизация выставки
Выставка готовилась в сжатые сроки – в течение 9 месяцев. Издательством “Чатыры чвэрці” под научной редактурой кандидата искусствоведения Бориса Лазуки был сделан каталог с участием 20 лучших искусствоведов, историков и культурологов из Минска, Вильнюса, Витебска и Борисова. Среди них крупные ученые – доктора наук Адам Мальдис и Иоланта Ширкайте, кандидаты наук Андрей Ярошевич, Ольга Баженова, Александр Лисов, Людмила Вакар. Статьи и биографии художников были переведены на русский и английский языки. Обложку каталога выполнил известный белорусский дизайнер Владимир Цеслер.
В течение трех месяцев работала группа лучших белорусских музейных фотографов и журналистов (Дмитрий Козлов, Олег Лукашевич, Александр Алексеев), которые подготовили бесценный видео-и фотографический материал для каталога выставки, объехав почти все регионы страны. Многие произведения искусства в этом каталоге были опубликованы впервые и таким образом введены в научный оборот: например, стекло гуты Краевских из Борисовского объединенного музея, корона Торы из Музея Белорусского Полесья в Пинске и пока единственный в Беларуси живописный этюд народного художника СССР Евсея Моисеенко из Буда-Кошелевской районной галереи его имени, резные деревянные подсвечники из НХМ РБ и многие другие, не менее ценные раритеты.
На XXI Международном специализированном форуме по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям сотрудником сектора маркетинга Национального художественного музея Республики Беларусь А. Степанцом было сделано научное сообщение “Электронный каталог художественной выставки: плюсы и недостатки”, которое широко обсуждалось участниками.
Новая жизнь старых произведений: реставрация шедевров белорусского искусства
Перед тем, как стать частью масштабной экспозиции, многим экспонатам понадобилась реставрация. Некоторые предметы обрели вторую жизнь: например, портреты основателей костела в Кемелишках, жирандоль уречского стекла из Ружанского храма, над которыми работали реставраторы НХМ РБ Александр Лагунович-Черепко, Александр Петраков и Гейдар Алиев. Орнаты с использованием фрагментов слуцких поясов – главное литургическое облачение католических священников – восстанавливала в сжатые сроки реставратор Илона Карлионова, а Портрет Томаша Зана – Светлана Дикуть.
Прошел реставрацию у известной соломоплтельщицы Любови Селивончик один из самых необычных экспонатов – соломенные Царские врата (XVIII – начало XX века) из Музея народного искусства в Раубичах. Такие врата украшали иконостасы в православных и униатских храмах. Известны лишь трое таких врат, аналогов уникальному памятнику народного искусства в мире нет.
Привели в экспозиционный вид портрет первой в республике народной артистки СССР Ларисы Александровской, написанный Иваном Ахремчиком, и портрет кисти Михаила Станюты его дочери Стефании. В реставрационных мастерских побывал и шедевр народного декоративно-прикладного искусства – рисованный ковер “Дева на водах” художницы Алены Киш (из музея-заповедника в Заславле), имя которой наряду с Пиросмани занесено во “Всемирную энциклопедию наивного искусства”.
Большое впечатление произвело и необычное произведение Язепа Дроздовича. Его недавно отреставрированная символическая картина “Пророк” 1931 года, заказанная священником Станиславом Гляковским для виленского храма и подаренная в 1987 году Национальному художественному музею потомком ксендза, композитором Евгением Поплавским, стала открытием выставки.
Эти открытия позволяют решать новые проблемы в изучении белорусского искусства, значительно углубляя его содержание.
Интервенция в классическое пространство: необычный дизайн
Экспозиционная площадь выставки более 1200 квадратных метров. Пользователи привыкли к классическому облику музея, к его торжественной беломраморной колоннаде и лестнице. Но на этой выставке интерьеры обрели необычный вид. Молодые архитекторы из Санкт-Петербурга начали своеобразную дизайн-интервенцию в архитектурную классику: закрыли огромным белым полотном колонны и подняли на балюстраду дополнительные стенды, в два раза увеличив выставочное пространство.
Принято было не нарушать привычный облик постоянной экспозиции Национального художественного музея, а использовать возможности пяти залов первого этажа и галереи повыше, сменив на современный лад выставочные площадки.
Для осуществления художественного решения выставки были приглашены три дизайнерских группы – из Беларуси “Astula” (дизайн-студия Елены Матросовой), Литвы (архитектор исторических интерьеров Видуте Повилаускайте) и Санкт-Петербурга (бюро “Ludi architeкts” Любови Леонтьевой, С.-Петербург), которые, приняв общую дизайн-концепцию, слаженно работали в едином ключе. “Экспозиция основана на дополнительных экспозиционных модулях, позволяющих создавать в середине каждого зала свой особый сценарий, соответствующий теме, который раскрывается там и провоцирует посетителя на исследование. Мы старались минимально задействовать стены и максимально нагрузить информацией искусственно созданные в середине помещения пространства. Но, тем не менее, стены важны для нас как цветовая основа экспозиции и как носитель больших блоков информации. Мы перекрасили все стены в музее (в залах, отведенных под экспозицию), что, безусловно, на наш взгляд, изменило многие помещения, добавив им глубины, строгости и смысла”, – отметила Любовь Леонтьева, автор дизайн-концепции выставки.
Подбор рам, багетов и художественное оформление графических произведений вместе с музейными сотрудниками осуществляла дизайнер Надежда Кухаренко (дизайнерское бюро ООО “Ладес”).
Свет решает все: новое световое оборудование
Новое световое оборудование позволило иначе подать многие музейные предметы. “Первые залы – в сиянии золота и серебра – превзошли ожидания рядовой публики и выглядели чрезвычайно эффектно”, – писали критики. Зрителей встречало изображение символа выставки – срез старого векового дуба с годовыми кольцами. Драматизм нашей истории подчеркнут глубокими трещинами, что прерывали гармоничное развитие. Вестибюль превратился в живое пространство. На большие белые полотна непрерывно проектировались представленные на выставке экспонаты и памятники архитектур
Информация о работе Национальный художественный музей Республики Беларусь