Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:39, реферат
Испокон веков человечество изобретало способы передачи мысли, облаченной в слово своим потомкам. Сегодня трудно себе представить жизнь без печатного издания. С раннего детства, начиная с Азбуки мы идем по жизни бок о бок с книгой до конца дней своих. Мы учимся, мы познаем мир во всех его плоскостях. С книгой мы становимся духовно богаче. Книга открывает нам новые горизонты, подобно машине времени, перемещает нас в эпохи, подобно молниеносному транспорту отправляет в любые страны.
1. Введение………………………………………………………..….2
2. Древнерусская рукописная книга……………………………...…3
3. У истоков книгопечатания на Руси………………………………5
4. Первые печатные книги на Руси………………………………….7
5. Московский печатный двор………………………………………11
6. Печатная и рукописная книга в XVII веке………………………16
7. Заключение………………………………………………………...20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Книга – такое же явление жизни, как человек, она тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком»
М.Горький
Испокон
веков человечество изобретало способы
передачи мысли, облаченной в слово
своим потомкам. Сегодня трудно себе
представить жизнь без
Но
как зарождалась книга? Что предшествовало
привычной переплетенной бумаге с ровными
строчками офсетной печати? Как создавалась
книга и как возникло книгопечатание на
Руси? Об этом пойдет речь далее…
ДРЕВНЕРУССКАЯ
РУКОПИСНАЯ КНИГА
По данным археологических раскопок письменность возникла еще в период первобытно-общинного строя, около пятнадцати тысяч лет назад. И самым ранним периодом развития письма является пиктография, передача информации рисунками. Но такой способ был довольно трудоемким, постепенно рисунки превращались в символы, схемы и знаки. Так возникло идеографическое письмо (греч. «идеа» - понятие, «графо» - пишу). В конце концов знак, обозначавший понятие, или, позднее, слово, превратился в букву, входившую в состав слова. Так и появился алфавит.
Современные европейские алфавиты развивались из греческого, переданного грекам финикийцами. Примечательно, что финикийский алфавит включал в себя 22 простых по начертанию знака и не имел ни одной гласной буквы. Согласные звуки сочетались с произвольными гласными.
Изобретение славянской азбуки связано с именами братьев-просветителей Кирилла (ок. 827-869) и Мефодия (815-885). До наших дней не утихают споры ученых о том, какую же азбуку создал Кирилл – кириллицу или глаголицу. Разница между ними заключается в том, что глаголица более архаична по начертанию букв, а кириллица оказалась более удобной для передачи звуковых особенностей славянского языка. Известно, что в IХ в. была в ходу и та, и другая азбука, и лишь на рубеже Х-ХI вв. глаголица практически вышла из употребления. После смерти Кирилла придуманная им азбука получила свое нынешнее название. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.
Однако для книги недостаточно алфавита, будь то финикийский, древнегреческий, романский или славянский языки. Составляющей частью является воспринимающая поверхность, то есть носитель информации. В III в. До н.э. в Ассирии и Вавилоне такими носителями служили глиняные дощечки, в III – II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте появился папирус, основой которому служил тростник. Свитки из полосок папируса достигали длины 18 метров. Во II-I вв. до н.э. в Европе изобретают пергамен (от греч. Pergamos – название города Пергам на полуострове Малой Азии). Кожа крупного рогатого скота расколачивалась на наковальнях, после чего ее можно было складывать в отдельные тетради. В отличие от папируса, новая воспринимающая поверхность была влаго- и термоустойчива. Кроме того, пергамен можно было использовать многократно – за счет того, что один слой красителя счищали и наносили новый.
В России в IX – XV вв. в качестве воспринимающей поверхности использовалась березовая кора – береста. До наших дней сохранилось менее 500 берестяных грамот, в основном это письма. Но наряду с берестой на Руси использовался и пергамен.
Следует упомянуть наиболее
«Изборники Святослава» (1073-1076) – древнейшие памятники письменности Киевской Руси. Первый Изборник датирован IX веком, был составлен для болгарского царя Симеона. Замечателен еще и миниатюрой, изображавшей князя Святослава со своей семьей и представляющей первый русский портрет.
Точное время изобретения бумаги неизвестно. Предположительно это произошло в 105 г. В Китае. Изобретателем бумаги считают Цай Луня, который использовал нехитрую технологию: в чане с водой замачивалась шелковая вата, через некоторое время полученную массу зачерпывали сетчатым ковшом и высушивали на ровной поверхности. Долгое время эту технологию удавалась содержать в секрете. И лишь в 751 г. В битве при Таласе был захвачен в плен китаец, который выдал арабам секрет производства бумаги.
Широкий спрос на производство бумаги появляется в Европе с возникновением книгопечатания в XV веке.
Так
как книги были рукописным, на их
изготовление уходило нередко
несколько лет, в результате информация,
которая накапливалась у
У
ИСТОКОВ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
НА РУСИ
В Европе подлинную революцию в книгопечатании произвел выходец из немецкой аристократической семьи Иоганн Гуттенберг (1399-1468). Главным его изобретением считаются устройство для отливки литер и печатный станок. В отличие от корейских мастеров, для получения матрицы Гуттенберг использовал не деревянные литеры (такой вид печати получил название ксилография), а металл с выгравированным зеркальным изображением буквы. Печатный станок Иоганна Гуттенберга являлся сложнейшим сооружением того времени и большинство операций печатники выполняли вручную. Но несмотря на это изобретение Гуттенберга позволило поднять производительность до 100 оттисков в час.
В Россию книгопечатание приходит в XVI веке. Это определялось рядом социально-экономических причин.
С 1549 г. С Избранной радой Иван IV провел реформы, направленные на централизацию государства: в 1550 г. Был принят Судебник Ивана IV, осуществлены преобразования в армии. В 1550-1551 гг. Иван Грозный ведет войска на Казань и покоряет ее. Затем к России силой присоединяется Астраханское ханство (1556г.) Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. Возникла необходимость повышения уровня образования государственных служащих, военных и т.д., все это невозможно было реализовать без книгопечатания. Историки полагают, что свою лепту в создание печатного двора внес деятель русского духовного просвещения Максим Грек (ок. 1470-1555), так как в 1553 г. Иван Грозный посетил Троицкую лавру, где в то время находился богослов. Максим Грек был хорошо знаком с книгопечатанием и вполне возможно, что он подал мысль о создании производства в Москве Ивану IV. Царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство (монархию).
В русле этих реформ, очевидно, находилось и введение книгопечатания – решающего средства в исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и своеволия в толковании Священных текстов - неизбежного и типичного следствия церковных смут при создании нового государства. Одна из причин ересей, как было отмечено, на Стоглавом соборе, - неисправность текстов. Причина неисправности состояла не столько в ошибках писцов, сколько в проникновении в разное время разных текстов, различных традиций. Отследить их поручалось церковной власти, но практически, при преобладании "келейного" способа переписки книг, задача оказалась невыполнимой и могла быть решена лишь при явном преобладании проверенных книг, их одновременном массовом распространении, делавшем ненужным переписывание книг на местах. В этом, очевидно, и было преимущество книгопечатания, одобренного митрополитом Макарием и утвержденного его окружением.
Введение книгопечатания стало возможно и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать «неведомый до того» печатный стан.
По личному приказу
Ивана Грозного и с одобрения
митрополита Макария в 1553г. В палатах
на Никольской улице в Москве началось
строительство «особого дома для
типографии» и затянулось на 10 лет.
В день открытия, 19 апреля 1563 г. Ее посетили
царь Иван IV и митрополит Макарий. Устройство
было поручено Ивану Федорову, а помощником
к нему назначен Петр Мстиславец.
ПЕРВЫЕ
ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ НА
РУСИ
Одной из самых загадочных страниц в истории отечественного книгопечатания является вопрос обАнонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.
В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение.
Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 - начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия, истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности Анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям. Некоторые исследования показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым, попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником царя).
Сложным является вопрос и о работниках Анонимной типографии. В письме Ивана Грозного в Новгород называется Маруша Нефедьев -"мастер печатных дел", и другой мастер Васюк Никифоров. Исследование типографской техники печати, а также косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в Анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Значение анонимных изданий различно оценивается учеными. Одни видят в них пробные издания перед выпуском "Апостола" 1564 г., другие - продукцию частной типографии. Как бы то ни было, безвыходные издания подготовили появление "Апостола" - шедевра полиграфического искусства, выпущенного в 1564 г. Иваном Федоровым в Москве.
Биографические сведения об Иване Федорове достаточно скудны . Гипотетически установлена дата его рождения около 1510 г., но происхождение остается окончательно невыясненным. На основе записей в метриках Краковского университета считается, что он родился либо в Южной Польше (Пйонтковицах), либо в Белоруссии (Петковичах) - Виленском, Минском или Новогрудском поветах, либо в Москве, но все эти предположения в равной степени гипотезы, нуждающиеся в доказательстве. Можно считать принятым в науке факт обучения Ивана Федорова в Краковском университете в 1529-1532 гг., где он получил степень бакалавра. Это была пора расцвета университета. Здесь Иван Федоров, очевидно, познакомился с учением гуманистов, античной литературой, изучил греческий язык.
Сведения о деятельности Ивана Федорова в конце 1530-1540-х годов отсутствуют. Есть предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву. Полагают, что не без его участия Иван Федоров занял скромную должность диакона в Кремлевском храме Николы Гостунского. В начале 1550-х годов этот храм и его причт занимали заметное место в московской иерархии. Протопоп храма Амос участвовал в разоблачении ереси Матвея Башкина, а в 1553 г. крестил в присутствии Московского царя со всем "собором, архимандриты, и игумны, и протопопы, и множество бояр" Казанского царя Едигера Магмета, получившего имя Симеон. В 1555 г. протопоп участвовал и в постановлении Казанского архиепископа Гурия.
Митрополита Макария связывали с храмом давние отношения, он служил в нем во время своих приездов в Москву, еще будучи новгородским владыкой. Подтверждают связь митрополита Макария и деятельность его в рамках просветительской программы церкви Николы Гостунского слова самого Ивана Федорова о непосредственном одобрении Макарием заведения типографии в Москве и указание им одной из причин ее создания - необходимость христианского просвещения Казанского царства. Источники сохранили упоминание о службе Ивана Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского в 1563 г., а с этого времени жизнь Ивана Федорова и история книгопечатания на Руси неразрывно связаны.