Ницше Фрейд Юнг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Фридрих Ницше (1844-1900гг.) – немецкий философ и поэт. После учёбы в Боннском и Лейпцигском университетах с 1869 года преподавал классическую филологию в Базельском университете. Болезнь Ницше прервала в1879 году его преподавательскую деятельность (головные боли), а затем в 1889 году прервала его творческую деятельность (душевное заболевание).

Содержание

I.Ницше об искусстве. 2
Аполлоническое и дионистическое начала в концепции искусства Ницше. 4
Философия культуры Ф. Ницше 5
Периоды развития философии Ф.Ницше 13
II. З.Фрейд. Основные мотивы творчества по З. Фрейду. 18
Основные идеи во взглядах 3. Фрейда на человека и его личность. 19
Структурная теория личности. 24
III. К.Юнг о коллективном бессознательном. Архетипы. 31
Примеры архетипов, описанных Юнгом 36
Интроверты и экстраверты 39
Мышление и чувство 40
Ощущение и интуиция 41
Список литературы. 43

Вложенные файлы: 1 файл

Ницше, Юнг, Фрейд.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько  гипотез, призванных объяснить механизмы  полового инстинкта и причины  исключительного влияния его  на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая  энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции  либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях  Фрейд говорил о либидо как  о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и  в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как  исключительно мощное мотивационное  начало, оказывающее решающее воздействие  на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных  черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования  преимущественно или исключительно  сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал конпепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов  являются особенности переживания  и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации  и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что  подобные сновидения дают известные  основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой  считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное  с ним агрессивное чувство  к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской  интерпретации Эдиповой ситуации предельно  проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру субли-минальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал  Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и  проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублими-нальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

Структурная теория личности.

Представления Фрейда о конфликтной природе  человека были развиты им в структурной  теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера  личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера  личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» -заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственныхощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной  противоречивости и конфликтности  сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуюттся с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют • бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта  как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает  как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие  определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими  исследователями. В этом плане позиция  Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая  учение о характере в общем  контексте теории личности, Фрейд  пришел к ВЫВОДУ, что характер человека формируется в основном в течение  первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть, что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих  сексуальных влечений, сговорившиеся  братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали).

Это расщепление  психики и личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства).

Информация о работе Ницше Фрейд Юнг