Нормативная система культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 01:31, реферат

Краткое описание

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит от¬крытый характер. Она отражает те трансформации, кото¬рые претерпевает общество.
Для молодежи изменение культур¬ных норм означает возможность при¬общиться к вершинам мировой культуры, воспринять но¬вые духовные ценности.
Цель реферата – проанализировать нормативную систему культуры.

Содержание

Введение 3
1. Культурные нормы и их соблюдение 4
2. Функции культурных норм 5
3. Классификация норм 7
4. Основные виды культурных норм 9
4.1. Привычки и манеры 9
4.2. Этикет 10
4.3. Обычаи, традиции и обряды 11
4.4. Церемония и ритуал 12
4.5. Нравы и запреты 13
4.6. Закон и право 14
4.7. Мода и увлечения 15
4.8. Ценности 16
4.9. Верования, знания и мифы 17
5. Нормативная система культуры 19
6. Обстоятельства, угрожающие культурному порядку 20
7. Аномия 22
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Normativnaya_sistema_kultury.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

Человеческое общество устроено таким образом, что в каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии.

Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. В каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинтэссенция культурных ценностей, массовых верований и идеалов. Нормы — всего лишь практические инструменты воплощения ценностей и идеалов. Если между средствами и целями имеется противоречие, то общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции. Современное общество и культура модернити предполагают широкие и открытые международные контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с запада на восток.

Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперничество и конфликты.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование.

6. Обстоятельства, угрожающие культурному порядку

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте. Специалистам известны несколько видов подобных конфликтов. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей).

Конфликт может возникнуть между не успевшим сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам. К ним правомерно отнести и нынешнюю Россию.

Нормативный конфликт существует в большинстве человеческих обществ. Такова неумолимая статистика. Правда, их глубина и способы разрешения везде разные. Когда в культуре встречаются противоречивые или разноречивые нормы, индивид бывает сбит с толку. Если в рамках одного общества имеется множество субкультур с несходными или противоположными нравами, то контакт между ними всегда вызывает проблемы, а иногда перерастает в конфликты. Скажем, нормы поведения молодежи и нормы поведения пожилых очень различаются. То, что считается допустимым и нестыдным у одних, рассматривается как неприемлемое и постыдное у других. Подобный тип культурного конфликта принято называть конфликтом отцов и детей.

Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни населения, тем ниже вероятность такой угрозы. В США и России высок удельный вес интеллигенции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков. В результате российская интеллигенция всегда ставила под сомнение и критиковала нравы своего общества, а американская чаще выступала за их сохранение.

Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алкоголиков, наркоманов, преступников можно заставить соблюдать нормы. Для этого существуют достаточно эффективные принудительные меры. В советский период, особенно в сталинскую эпоху, численность этих групп была незначительной. Однако либерализация общества, напрямую зависевшая от просветительской и критической деятельности российской интеллигенции, привела к росту числа нарушений.

Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества,— это уровень правовой культуры населения. Отмечено, что когда нет жестких законов, охраняющих права и покой большинства людей, и эффективных механизмов их соблюдения, растет число тех, кто считает себя выше закона. В обществе расцветает культ вседозволенности. Причем чем чаще законы нарушают верхи, тем чаще их начинают нарушать низы общества. Обратная зависимость отмечена не везде, ибо от распущенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами не подают пример нравственной распущенности.

7. Аномия

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.

Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей.

обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха.

Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные, способы достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные:

1) конформизм (принятие целей и средств);

2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение  средств);

3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств);

4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств);

5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). Так люди приспосабливаются к аномии. В большинстве случаев это отклоняющееся поведение.

 

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

 К  важнейшим элементам человеческой  культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.

 Нормы  — правила, регулирующие человеческое  поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать.

Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Функции культурных норм:

— являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках;

— служат ожиданиями в отношении будущего поступка;

—  контролировать отклоняющееся поведение;

—  служить образцами, эталонами поведения.

Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте.

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм.

 

Список литературы

  1. Быстрова А.Н. Мир культуры. : учеб. пособие. – М.: Изд-во Фёдора Конюхова, 2002. – 712 с.
  2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
    1. Культурология: учеб. пособие. – М.: ЮИТИ-ДАНА, 2008.– 400 с.
  1. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 735 с.
    1. Учебный курс по культурологи. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

 

 

 

 

1 Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005. – С. 93.

2 Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005. – С. 95.

3 Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005. – С. 95.

 

4 Кравченко А.И. Культурология. – М., 2005. – С. 101.


Информация о работе Нормативная система культуры