Нормативно-регулятивные и ценностно-смысловые средства и механизмы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 08:45, реферат

Краткое описание

Важнейшими компонентами человеческой культуры наряду с нормами и идеалами являются ценностно-смысловые механизмы культуры, которые выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека.
Цель работы: проанализировать нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые средства и механизмы культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Нормативно-регулятивные средства культуры
1.1. Социальные формы систематизации социального опыта коллективной жизни людей ……..4
1.2. Содержание культуры: ценности, нормы, обычаи ………7
1.3. Классификация норм. Нарушение норм и нормотворчество ……11
Раздел 2. Ценностно-смысловые средства и механизмы культуры
2.1. Ценностно-смысловой аспект культуры ……….13
2.2. Ценности культуры и их классификация ……….14
2.3. Механизм действия ценностей ……… 18
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 19
Список литературы…………………………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культурология.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Белородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Кафедра социологии и управления

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине культурология

на тему: «Нормативно-регулятивные

и ценностно-смысловые средства и

механизмы культуры»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент института

ИСМиТБ,  группы ПБ-11,

Ерошев Виталий

 

Проверил: доцент социологии и управления,

Приставка Татьяна Александровна.

 

 

Белгород 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

 

Раздел 1.  Нормативно-регулятивные средства культуры

1.1.  Социальные формы систематизации социального опыта коллективной жизни людей           ……..4

1.2.  Содержание культуры: ценности, нормы, обычаи                   ………7

1.3.  Классификация норм. Нарушение норм и нормотворчество   ……11

 

Раздел 2.  Ценностно-смысловые средства и механизмы культуры

2.1.  Ценностно-смысловой аспект культуры            ……….13

2.2.  Ценности культуры и их классификация            ……….14

2.3.  Механизм действия ценностей            ………  18

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………… 19

Список литературы…………………………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление культуры есть во многом результат воздействия глобализации и глобальных изменений на всю систему нормативно-регулятивных средств и механизмов, обеспечивающих координацию жизнедеятельности людей и сообществ.

Неспособность центральной власти своевременно и адекватно реагировать на внутренние и внешние события, подорвали прежнюю устойчивую иерархию социокультурных ценностных ориентиров общества, систему приоритетов его социального бытия, социокультурные нормы взаимодействия между основными государственными, общественными институтами и личностью.

Любые человеческие общности нуждаются в регулировании поведения. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие событий. Но они не определяют, как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый сознательный и ответственный человек совершает поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности – труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях – это система регулирования функции культуры.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. 

Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования следующие нормативно-регулятивные средства (социальные нормативы, нормы культуры, традиции, обычаи, официальные предписания).

Важнейшими компонентами человеческой  культуры наряду с нормами и идеалами являются ценностно-смысловые механизмы культуры, которые выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека.

Цель работы: проанализировать нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые средства и механизмы культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативно-регулятивные средства культуры

 

1.1 Социальные формы систематизации  социального опыта коллективной  жизни людей

Для осуществления социальных форм систематизации социального опыта коллективной жизни людей необходимы:

- общие цели (основания), консолидирующие людей в их коллективном существовании, и нормы (правила), регулирующие их совместную жизнь и деятельность, а также ценности — иерархизированная система критериев оценки эффективности и приемлемости тех или иных актов и продуктов деятельности и поведения людей, различных объектов и предметов и т. п.;

- наделение объектов и явлений окружающего мира (включая самого человека и его деятельность) некими смыслами, способность к различению и систематизации этих объектов и их смыслов, а также система обозначений (символов и названий), с помощью которой осуществляется информационный обмен (социальная коммуникация) между людьми по поводу целей, предметов, способов и смыслов их деятельности.

В процессе осуществления такого рода практической и символической деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, экономней, полезней, безопасней делать все это, т. е. удовлетворять свои индивидуальные и групповые интересы и потребности в ходе социального взаимодействования друг с другом.

Все это называется совокупным социальным опытом данного человеческого коллектива, исторически накапливаемым и передаваемым из поколения в поколение в виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов, знаний, учений, законов, технологических навыков и умений, чувственных образов и иных «передаточных механизмов» в ходе процессов социального воспроизводства общества и личности. 

Весь этот сложный комплекс функциональных средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей и изучает культурология, которую в числе многих иных определений можно назвать:

 наукой о ценностно детерминированных основаниях социальной консолидации людей и способах осуществления коллективного характера их жизнедеятельности, о социокультурной необходимости познания и упорядочивания окружающего материального и информационного мира, а также о методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности. 

При этом, если социология изучает непосредственные формы объединений людей в устойчивые коллективы (социумы, социальные группы) и вопросы взаимодействия между ними, то культурология исследует по преимуществу «тексты», «правила игры», «социальные конвенции» — опредмеченные в продуктах человеческой деятельности, манифестированные и зафиксированные в каких-то письменных документах или ритуальных формах поведения, в художественных образах, философских сентенциях и т. п., выраженные на тех или иных «языках культуры» и транслируемые из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обрядов, норм, правил и т. п. регулятивных установок коллективной жизнедеятельности людей, называемых чертами своеобразия их культуры.

Культурология ограничивает свою «познавательную площадку» именно описанным комплексом нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально-воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта. 

Это можно назвать «культурой» в узком смысле, как процесс порождения, функционирования и воспроизводства некоторого набора социальных норм, сплачивающих данный коллектив людей в устойчивое сообщество. Задающих его членам необходимые знания и навыки, языки коммуникации и оценочные критерии, правила бытового общежития и нормативного этикета, эталоны социальной адекватности и образы престижности, границы социальных притязаний и пр. атрибуты социокультурной компетентности, необходимые для полноценной социальной жизни в данном сообществе.

В данном случае под социальными нормами понимаются разделяемые в более или менее массовом порядке императивные, разрешительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности или взаимодействия между людьми (способы удовлетворения тех или иных личных и групповых интересов и потребностей, необходимостей и притязаний). Их содержание в значительной мере определяется доминирующими в данном сообществе нравственными, этическими, мировоззренческими и другими принципами.

Говоря о нормах, имеется в виду весьма широкий комплекс социально-регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения или служебного этикета; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и запрещения на те или иные поведенческие акты, суждения или оценки (что обычно связано с какой-то системой социальных поощрений или санкций); образцы сознания и поведения, воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (например, бытовая вежливость или демонстрация пиетета перед человеком с более высоким социальным статусом); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например, религиозные или художественные каноны); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения (имеющие преимущественно статусно-демонстративную функцию «маркера причастности» человека к ситуации); и, наконец, вся система ценностных установок и ориентаций, присущих тому или иному сообществу, вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна.

Источником такого рода норм служит исторический социальный опыт коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый сообществом и передаваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше установок. 

Разумеется, по мере изменения социальных условий жизнедеятельности какие-то из норм теряют актуальность и отмирают, иные модернизируются, одновременно формируются и внедряются в общественную практику совершенно новые нормы, порождаемые новыми условиями бытия и т. п.

Есть все основания предполагать, что система социальных норм и является квинтэссенцией культуры как таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания (суждений, оценок) и осуществления деятельности. Эти образцы закрепляются в практике людей посредством нормирования и стандартизации допустимых форм их поведения и суждений как наиболее социально приемлемых, символизируются в наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и особенно в системы коммуникации, межпоколенной трансляции культуры, модернизации, изменчивости и т. п.

Такого рода нормативно-регулятивные процессы определяют основные формы взаимодействия людей практически в любых областях их социальной активности: от высших проявлений интеллектуального и художественного творчества до криминальной борьбы за существование. Это и есть основное системообразующее ядро всякой конкретно-исторической культуры.

Возникает вопрос: как в эту жесткую нормативно-регулятивную модель вписывается феномен творчества, без которого невозможно представить себе сколько-нибудь развитую культуру? Как представляется, творчество является вполне органичной составляющей этой модели. Поскольку любое применение норм и стандартов (любой степени жесткости) связано с их определенной интерпретацией, адаптивным варьированием черт используемой формы в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, сложившихся в месте и времени применения и т. п.

Инерция накопленного социального опыта всегда была очень жестким регулятором всякого творчества. Которое всегда (даже если речь шла о творчестве художественном) так или иначе затрагивало некие базисные установки правил коллективного существования людей, их взаимопонимания, согласия в оценках, трактовках и т. п.

Разумеется, в сообществах с различной степенью традиционности общего социокультурного устроения творческие достижения и открытия реализовывались с разной мерой терпимости или нетерпимости к новациям.

Так или иначе, но нам не следует забывать, что творчество в основном было и остается нормативно регулируемым явлением культуры, сколь бы экстравагантные манифестации не сопровождали ту или иную конкретную акцию того или иного творца, и сколь бы искренними ни были его субъективные устремления.

В изучении социальной нормированности и ценностной иерархизированности любых форм жизнедеятельности людей, механизмов формирования и функционирования, языков символического выражения и межпоколенной трансляции этих социальных норм культурологию не может заменить ни одна отраслевая наука, каждая из которых исследует преимущественно технологические нормы в той или иной сфере деятельности, а не социально-ценностные.

Информация о работе Нормативно-регулятивные и ценностно-смысловые средства и механизмы культуры