Белородский
государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра
социологии и управления
Реферат
по дисциплине
культурология
на тему:
«Нормативно-регулятивные
и ценностно-смысловые
средства и
механизмы
культуры»
Выполнил:
студент института
ИСМиТБ,
группы ПБ-11,
Ерошев
Виталий
Проверил:
доцент социологии и управления,
Приставка
Татьяна Александровна.
Белгород
2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Нормативно-регулятивные
средства культуры
1.1. Социальные
формы систематизации социального опыта
коллективной жизни людей ……..4
1.2. Содержание культуры:
ценности, нормы, обычаи
………7
1.3. Классификация
норм. Нарушение норм и нормотворчество ……11
Раздел 2.
Ценностно-смысловые средства и механизмы
культуры
2.1. Ценностно-смысловой
аспект культуры ……….13
2.2. Ценности
культуры и их классификация ……….14
2.3. Механизм
действия ценностей ……… 18
Заключение……………………………………………………………………………………………………
19
Список литературы…………………………………………………………………………………………21
Введение
Становление культуры есть
во многом результат воздействия глобализации
и глобальных изменений на всю систему
нормативно-регулятивных средств и механизмов,
обеспечивающих координацию жизнедеятельности
людей и сообществ.
Неспособность центральной
власти своевременно и адекватно реагировать
на внутренние и внешние события, подорвали
прежнюю устойчивую иерархию социокультурных
ценностных ориентиров общества, систему
приоритетов его социального бытия, социокультурные
нормы взаимодействия между основными
государственными, общественными институтами
и личностью.
Любые человеческие общности
нуждаются в регулировании поведения.
Это необходимо для сохранения равновесия
внутри самой общности и для выживания
каждого отдельного индивида. Продукты
культуры, которыми располагает человек,
очерчивают поле его возможной деятельности,
позволяют прогнозировать развитие событий.
Но они не определяют, как должен действовать
человек в той или иной ситуации. Каждый
сознательный и ответственный человек
совершает поступки, опираясь на нормы
и требования к поведению людей, которые
исторически сложились в обществе и четко
закрепились в нашем сознании и подсознании.
Система норм и требований общества
ко всем своим членам во всех областях
их жизни и деятельности – труде, быте,
семейных, межгрупповых, межнациональных,
межличностных отношениях – это система
регулирования функции культуры.
Поведение, деятельность людей, отношения,
в которые они вступают, являются объектом
регулирования различных норм. Вся совокупность
норм, посредством которых осуществляется
регулирование поведения и деятельности,
представляет собой систему нормативного
регулирования общественных отношений.
Степень и характер регулирующего влияния
на общественные отношения позволяет
выделить в системе нормативного регулирования
следующие нормативно-регулятивные средства (социальные
нормативы, нормы культуры, традиции, обычаи,
официальные предписания).
Важнейшими компонентами человеческой
культуры наряду с нормами и идеалами
являются ценностно-смысловые механизмы
культуры, которые выражают субъективное,
личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры
и человека.
Цель работы: проанализировать нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые
средства и механизмы культуры.
1. Нормативно-регулятивные
средства культуры
1.1 Социальные формы систематизации
социального опыта коллективной
жизни людей
Для осуществления социальных форм систематизации
социального опыта коллективной жизни
людей необходимы:
- общие цели (основания), консолидирующие
людей в их коллективном существовании,
и нормы (правила), регулирующие их совместную
жизнь и деятельность, а также ценности
— иерархизированная система критериев
оценки эффективности и приемлемости
тех или иных актов и продуктов деятельности
и поведения людей, различных объектов
и предметов и т. п.;
- наделение объектов и явлений окружающего
мира (включая самого человека и его деятельность)
некими смыслами, способность к различению
и систематизации этих объектов и их смыслов, а также система
обозначений (символов и названий), с помощью которой осуществляется
информационный обмен (социальная коммуникация)
между людьми по поводу целей, предметов,
способов и смыслов их деятельности.
В процессе
осуществления такого рода практической
и символической деятельности люди накапливают
определенный опыт того, как лучше, эффективней,
экономней, полезней, безопасней делать
все это, т. е. удовлетворять свои индивидуальные
и групповые интересы и потребности в
ходе социального взаимодействования друг с другом.
Все это называется совокупным социальным
опытом данного человеческого коллектива,
исторически накапливаемым и передаваемым
из поколения в поколение в виде норм,
правил, традиций, обычаев, нравов, знаний,
учений, законов, технологических навыков
и умений, чувственных образов и иных «передаточных
механизмов» в ходе процессов социального
воспроизводства общества и личности.
Весь этот сложный комплекс функциональных
средств и механизмов взаимопонимания
и взаимосогласования процессов жизнедеятельности
людей и изучает культурология,
которую в числе многих иных определений
можно назвать:
наукой
о ценностно детерминированных основаниях социальной
консолидации людей и способах осуществления
коллективного характера их жизнедеятельности,
о социокультурной необходимости познания
и упорядочивания окружающего материального
и информационного мира, а также о методах
воспроизводства общества как социально
устойчивой и культурно специфичной общности.
При этом, если социология изучает непосредственные
формы объединений людей в устойчивые
коллективы (социумы, социальные группы)
и вопросы взаимодействия между ними,
то культурология исследует по преимуществу
«тексты», «правила игры», «социальные
конвенции» — опредмеченные в продуктах человеческой деятельности,
манифестированные и зафиксированные
в каких-то письменных документах или
ритуальных формах поведения, в художественных
образах, философских сентенциях и т. п.,
выраженные на тех или иных «языках культуры»
и транслируемые из поколения в поколение
в виде традиций, нравов, обрядов, норм,
правил и т. п. регулятивных установок коллективной жизнедеятельности
людей, называемых чертами своеобразия
их культуры.
Культурология
ограничивает свою «познавательную площадку»
именно описанным комплексом нормативно-регулятивных,
ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных
и социально-воспроизводственных механизмов
и средств, обеспечивающих коллективный
характер форм жизнедеятельности людей
и процедуры межпоколенной передачи социального опыта.
Это можно назвать «культурой» в узком
смысле, как процесс порождения, функционирования
и воспроизводства некоторого набора
социальных норм, сплачивающих данный
коллектив людей в устойчивое сообщество.
Задающих его членам необходимые знания
и навыки, языки коммуникации и оценочные
критерии, правила бытового общежития
и нормативного этикета, эталоны социальной
адекватности и образы престижности, границы
социальных притязаний и пр. атрибуты
социокультурной компетентности, необходимые
для полноценной социальной жизни в данном
сообществе.
В данном случае под социальными
нормами понимаются разделяемые в более или
менее массовом порядке императивные,
разрешительные или запретительные установки
на те или иные способы осуществления
различной деятельности или взаимодействия
между людьми (способы удовлетворения
тех или иных личных и групповых интересов
и потребностей, необходимостей и притязаний). Их содержание
в значительной мере определяется доминирующими
в данном сообществе нравственными, этическими,
мировоззренческими и другими принципами.
Говоря о нормах, имеется в виду весьма
широкий комплекс социально-регулятивных
установок: мораль и нравственность обыденного
поведения или служебного этикета; законодательно
закрепленные императивы и запреты, разрешения
и запрещения на те или иные поведенческие
акты, суждения или оценки (что обычно
связано с какой-то системой социальных
поощрений или санкций); образцы
сознания и поведения, воспроизводящие
устойчивые социальные и культурные стереотипы
почти в автоматическом режиме (например,
бытовая вежливость или демонстрация
пиетета перед человеком с более высоким
социальным статусом); образцы поступков
и решений, которые воспроизводятся не
буквально, но с общей ориентацией на исходные
эталоны (например, религиозные или художественные
каноны); различные обрядовые и ритуальные, этикетные
и церемониальные формы поведения (имеющие
преимущественно статусно-демонстративную функцию «маркера
причастности» человека к ситуации); и,
наконец, вся система ценностных установок
и ориентаций, присущих тому или иному
сообществу, вне которых упорядоченная жизнь в сообществе
практически невозможна.
Источником такого рода норм служит исторический
социальный опыт коллективных форм жизнедеятельности
людей, накапливаемый сообществом и передаваемый
из поколения в поколение в виде перечисленных
выше установок.
Разумеется, по мере изменения социальных
условий жизнедеятельности какие-то из
норм теряют актуальность и отмирают,
иные модернизируются, одновременно формируются
и внедряются в общественную практику
совершенно новые нормы, порождаемые новыми
условиями бытия и т. п.
Есть все основания предполагать, что
система социальных норм и является квинтэссенцией
культуры как таковой, порождаемой в процессе
накопления и аккумуляции социального
опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших
себя образцов проявления сознания (суждений,
оценок) и осуществления деятельности.
Эти образцы закрепляются в практике людей
посредством нормирования и стандартизации
допустимых форм их поведения и суждений
как наиболее социально приемлемых, символизируются
в наглядных формах, внедряются в актуальную
социальную практику и особенно в
системы коммуникации, межпоколенной трансляции
культуры, модернизации, изменчивости
и т. п.
Такого рода нормативно-регулятивные
процессы определяют основные формы взаимодействия
людей практически в любых областях их
социальной активности: от высших проявлений
интеллектуального и художественного
творчества до криминальной борьбы за
существование. Это и есть основное системообразующее ядро всякой
конкретно-исторической культуры.
Возникает вопрос: как в эту жесткую нормативно-регулятивную
модель вписывается феномен творчества,
без которого невозможно представить
себе сколько-нибудь развитую культуру? Как представляется,
творчество является вполне органичной
составляющей этой модели. Поскольку любое
применение норм и стандартов (любой степени
жесткости) связано с их определенной
интерпретацией, адаптивным варьированием
черт используемой формы в зависимости
от конкретных условий и обстоятельств,
сложившихся в месте и времени применения
и т. п.
Инерция накопленного социального опыта
всегда была очень жестким регулятором
всякого творчества. Которое всегда (даже
если речь шла о творчестве художественном)
так или иначе затрагивало некие базисные
установки правил коллективного существования
людей, их взаимопонимания, согласия в
оценках, трактовках и т. п.
Разумеется, в сообществах с различной
степенью традиционности общего социокультурного устроения творческие
достижения и открытия реализовывались
с разной мерой терпимости или нетерпимости к
новациям.
Так или иначе, но нам не следует забывать,
что творчество в основном было и остается
нормативно регулируемым явлением культуры,
сколь бы экстравагантные манифестации
не сопровождали ту или иную конкретную
акцию того или иного творца, и сколь бы
искренними ни были его субъективные устремления.
В изучении социальной нормированности и ценностной иерархизированности любых форм
жизнедеятельности людей, механизмов
формирования и функционирования, языков
символического выражения и межпоколенной трансляции
этих социальных норм культурологию не
может заменить ни одна отраслевая наука,
каждая из которых исследует преимущественно
технологические нормы в той или иной
сфере деятельности, а не социально-ценностные.