Нормативный институт культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:33, реферат

Краткое описание

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура - центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов, культ предков.

Содержание

Введение
1 Нормативная культура
2 Культура и система норм
3 Нормативная функция культуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КУЛЬТУР.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

Дисциплина «Культурология»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Нормативный институт культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Нормативная культура

2 Культура и система  норм

3 Нормативная функция  культуры

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура - центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов, культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”.

 К понятию культуры близок  и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием “пайдейя”, то есть “образованность”. Пайдея по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке. В современном значении слово “культура” стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа.

Та часть культуры, которая направляет поведение человека, указывает, как и что он должен или не должен делать, называется нормативной культурой. Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

институциональный;

не институциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

 

 

 

 

 

1.Нормативная культура

 Для того, чтобы осуществлять  взаимодействие членов общества  между собой, необходимы некоторые  общие принципы, стандарты поведения, которые делают действия людей  предсказуемыми, вписанными в определенные  рамки. В этом случае при взаимодействии можно довериться тем людям, которые придерживаются общих с данным индивидом стандартов поведения. Такие общепринятые стандарты поведения принято называть социальными нормами. Нормы проявляются буквально во всех областях человеческой деятельности: эстетике, производстве, образовании, религии, повседневном поведении. Следует помнить, что, хотя люди и создают социальные нормы, эти нормы начинают руководить ими, становятся обязательными для каждого представителя данной культуры. Это необходимо, поскольку интересы и цели отдельных личностей, групп и общества полностью не совпадают; именно поэтому необходимо защищать общество и отдельные социальные группы от эгоизма одиночек. Нормы меняются в зависимости от изменения ситуации или в результате трансформации потребностей членов общества. Нормы обычно изменяются в ходе коллективных усилий: ведь конкретному человеку весьма трудно изменить или отменить существующие общепринятые стандарты поведения. Все социальные нормы не могут существовать без социального контроля. Степень такого контроля различна по отношению к разным видам социальных норм. Так, при возникновении привычек мы наблюдаем слабый социальный контроль, в основном это контроль внутренний, присущий индивидуальному сознанию. В связи с этим социальное окружение не возражает против нарушения индивидом привычек окружения. Но привычки самым тесным образом связаны с другими нормами, являются их частью. Не случайно мы говорим, что любые нормы принимаются членами социальных групп или общества только в том случае, когда становятся привычными, само собой разумеющимися. Намного более серьезный контроль мы наблюдаем по отношению к обычаям. Это такие нормы, которые первоначально возникают из их удобства или полезности, но затем, с помощью ритуалов, повторяются всеми, потому что «так принято поступать». Обычаи, как правило, регламентируют нашу повседневную жизнь, например, манеру одеваться, здороваться, питаться, соблюдать правила личной гигиены. Обычаи имеют достаточно жесткие границы действия в рамках национальностей, общества или больших социальных групп. За этими границами, то есть членам других обществ или групп, обычаи часто кажутся смешными, нелепыми, ненужными и даже дикими. Обычаям как социальным нормам люди обучаются через подражание, реже через сознательное обучение.  Еще более сильный и строгий социальный контроль наблюдается в ходе следования нравственным нормам. Этим нормам должно следовать в данном обществе. Как правило, подобные нормы контролируют наиболее значимые для общества элементы человеческого поведения. Они играют одну из важнейших ролей при организации общественного порядка. Общество весьма болезненно реагирует на нарушение нравственных норм. Однако поскольку эти нормы неформальны, то в крупных социальных общностях их эффект в значительной степени снижается, контроль за такими нормами часто затруднен из-за того, что индивиды могут избежать контроля за их выполнением.

Институциональные нормы — нормы с формальным контролем и ограничением действия рамками одного социального института. Под социальными институтами понимают элементы социальной структуры общества, сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности (экономические, политические, семейные, государственные, религиозные). Контроль за исполнением таких норм осуществляется в рамках организаций, функционирующих в данном обществе. Эти нормы, в отличие от нравов, сознательно и тщательно разрабатываются и принимаются членами социального института. Система таких норм называется  институциональным кодексом.  Законы представляют собой наиболее формализованные из всех видов социальных норм, которые обязательны для исполнения в рамках данного государства, общества. Для обеспечения исполнения законов создается сеть специальных учреждений. Этот вид норм связан с принуждением индивидов, наличием жестких санкций. Законы могут быть эффективными только в случае их соответствия нравственным основам общества. Несмотря на всеобщность, действие законов в обществе ограничено нравственными основами, которые приняты в данном обществе.

2. Культура и система норм

Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Поэтическоe выражение "обычай - деспот меж людей" достаточно емко отражает то обстоятельство, что люди сами создают такие культурные образцы, которым,  впоследствии подчиняются,  и которые принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие? Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того,чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные  шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, относящихся к этому действию  

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Социальная жизнь человека всегда полна проблем: как приспособиться к окружающей действительности? Как разделить плоды тяжелой или доброй судьбы? Как соотнести себя с другими людьми? . Каждый старается сделать все возможное для решения этих проблем. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Индивиды, входящие в социальную группу, могут, например, есть один, два или более раз в день; делать это можно стоя (на светских раутах), лежа (как патриции времен Римской империи) или сидя по-турецки; есть можно всем вместе или отдельно, пальцами или вилкой, начать с вина и закончить рыбой или наоборот. На Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые работоспособные и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой или обычаями (169, с. 49).

Следовательно, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. По-скольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь о их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье i психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремите; избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

-те образцы поведения, которым  следуют как предмету хороших  манер и вежливости;

-те образцы поведения, которым  мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Информация о работе Нормативный институт культуры