Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:19, реферат
Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, следует подчеркнуть одно обстоятельство. Культура - это грань, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание. Главной преобразующей силой такого преобразования выступает человек-личность. Именно личность соединяет мир естественной природы и мир второй природы. При этом сокровенной тайной личности, её экзистенционально-метафизическим началом является свободный дух, творчески усиливающий и перерабатывающий культуру, созданную для него предшествующими поколениями.
Введение 3
Нравственность как составляющая культуры личности 4
Интеллектуальное развитие личности 6
3. Креативность современного специалиста 8
Заключение 10
Список использованных источников 11
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
на тему: Нравственность, интеллект и креативность как коренные составляющие культуры личности современного специалиста
Студент
Проверил
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
3. Креативность современного специалиста 8
Заключение 10
Список использованных источников 11
Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности
культуры, следует подчеркнуть одно обстоятельство.
Культура - это грань, разделяющая две
качественно различные формы бытия: естественную,
природную, подчиняющейся жесткой власти
причинно-следственных отношений, и искусственную,
сотворенную, возникшую в процессе свободной
творческой деятельности человека. Сама
культура в этом смысле есть искусственная,
оформляющая природное, стихийное, которое
не уничтожается, а выступая в иной форме,
приобретает новое содержание. Главной
преобразующей силой такого преобразования
выступает человек-личность. Именно личность
соединяет мир естественной природы и
мир второй природы. При этом сокровенной
тайной личности, её экзистенционально-
Общепринятым в научной
Культуры вне человека, без человеческой личности не существует.
Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы.
Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры.
Уровень культуры личности играет определяющую
роль в процессе обучения, развития и становления
молодого специалиста.
Во всем богатстве культуры личности
можно выделить ее системообразующую
ось, каковой является нравственная структура
личности. Нравственность - это стержень
духовной культуры. Структура нравственной
культуры личности включает в себя культуру
человеческого сознания и культуру повседневного
поведения. Формирование нравственной
культуры современных специалистов -
длительный и трудный процесс. Существует
огромное число факторов, влияющих на
него как положительно, так и отрицательно.
Поэтому в нравственном воспитании очень
важно создать целостное воспитательное
пространство (школа, семья, учреждения
высшего образования, СМИ и другие государственные
и общественные социальные институты),
которое объективно существует и развивается,
меняется вместе с экономическими, социальными,
духовными и культурными изменениями
в обществе. Нравственное воспитание способствует
возрождению интеллектуального, духовного
и творческого потенциала нации, воспитанию
свободных граждан с развитыми интеллектуальными
способностями, творческим отношением
к миру, чувством ответственности, гуманным
отношением к жизни, способных к продуктивной
деятельности и творчеству. Идеалом современного
специалиста является личность, у которой
передовые взгляды, слово и дело находятся
в гармонии. Убеждённость и воля
к действию составляют силу духа, обеспечивающую
единство слова, мысли и действия, которые
определяют надёжность человека. Целостность,
устойчивость и моральная надёжность
личности есть результат её социального
развития, нравственного воспитания и
самовоспитания. Единство культуры нравственного
сознания и поведения обеспечивает овладение
личностью моральной культурой общества
и практическую реализацию этой культуры.
Процесс нравственного формирования личности
включает такие элементы как этическое
образование - формирование знаний личности
в сфере моральной деятельности; этическое
обучение – формирование
умений в сфере моральной деятельности;
нравственное воспитание и самовоспитание
- формирование
нравственных установок,
ценностных ориентаций личности.
Именно на основе единства этих факторов
формирование моральной культуры личности
и складывается ее нравственная мудрость
как единство и гармония знания моральных
требований - и их воплощение в поступках,
способности найти оптимальное благородное
решение, и проникновенного нравственного
чувства, неповторимого личного опыта
жизни, и основного богатства моральной
культуры общества.
Культура труда также способствует нравственному развитию духовной культуры современного специалиста. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. В формировании нравственного облика личности важная роль принадлежит привычкам. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость.
Средоточием нравственности
является долг. Долг человека
перед человеком, перед обществом,
перед своей страной. Долг перед
родителями, перед коллективом, перед
высшими нравственными
Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство. Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу.
Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания. Нравственное самовоспитание связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.
Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.
Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.
Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ей.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
В настоящее время существует более семидесяти определений интеллекта, они несут в себе многочисленные культурно-исторические наслоения и невозможно выбрать одно единственное, которое бы полностью раскрывало его в многообразии связей и отношений. Понятие интеллекта динамично, а вкладываемое в него содержание мигрирует в зависимости от постановки задачи исследователя. Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой – включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.
Интеллект – это способность понимать. Включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности.
Формируется новое социокультурное пространство, направленное, прежде всего, на развитие интеллектуальных качеств личности, углубление предметных знаний, ориентированных на индивидуальное развитие культуры личности. В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения специалиста – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Личность с развитым интеллектом легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций.
К ряду важнейших
идейно-нравственных качеств
Креативность определяется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности; несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик».
Современная
ситуация такова, что человеку
приходится очень быстро
Оценить креативность человека можно по следующим критериям: беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. У обычного человека данные критерии развиты в различной степени. Если же личность обладает высоким уровнем развития всех указанных критериев, то мы имеем дело с гением. Главное различие между гениальностью и креативностью заключается в том, что гениальность дается от рождения, приобретение ее в социальном опыте невозможно. А креативные характеристики можно развивать.
Развитие креативности студенческой молодежи предполагает создание нестандартных ситуаций в процессе учебно-познавательной деятельности, перевод личности в состояние социального творчества, которое характеризуется поиском парадоксальных, нетривиальных и многочисленных решений задачи, и преодоление на этой основе традиций современного процесса обучения, направленного на формирование будущих специалистов.
К способам развития
– концентрирование на деталях (после просмотра фильма или прочтения книги нужно вспомнить имена второстепенных героев или название мест, городов, где происходили определенные события);
– расширение своего кругозора (посещение выставок, галерей, театров, приобретение новых знакомств, встреч с новыми людьми);