Нравственность, интеллект и креативность как коренные составляющие культуры личности современного специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:19, реферат

Краткое описание

Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, следует подчеркнуть одно обстоятельство. Культура - это грань, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание. Главной преобразующей силой такого преобразования выступает человек-личность. Именно личность соединяет мир естественной природы и мир второй природы. При этом сокровенной тайной личности, её экзистенционально-метафизическим началом является свободный дух, творчески усиливающий и перерабатывающий культуру, созданную для него предшествующими поколениями.

Содержание

Введение 3
Нравственность как составляющая культуры личности 4
Интеллектуальное развитие личности 6
3. Креативность современного специалиста 8
Заключение 10
Список использованных источников 11

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:  Культурология

на тему:  Нравственность, интеллект и креативность как коренные составляющие культуры личности современного специалиста

 

 

 

 

 

 

 

Студент

 

 

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение          3

  1. Нравственность как составляющая культуры личности  4                                                                                                      
  2. Интеллектуальное развитие личности       6

3.   Креативность современного специалиста     8

     Заключение          10                                    

     Список использованных источников      11           

                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, следует подчеркнуть одно обстоятельство. Культура - это грань, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание. Главной преобразующей силой такого преобразования выступает человек-личность. Именно личность соединяет мир естественной природы и мир второй природы. При этом сокровенной тайной личности, её экзистенционально-метафизическим началом является свободный дух, творчески усиливающий и перерабатывающий культуру, созданную для него предшествующими поколениями. Последнее обстоятельство обуславливает двойственное положение личности в мире культуры - это с одной стороны личность формируется под воздействием окружающей её культурной среды, а с другой стороны сама личность может изменять сложившуюся в данный момент времени и в данном социуме культурную ситуацию.

 Общепринятым в научной литературе  является лишь то, что личность  всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".

Культуры вне человека, без человеческой личности не существует.

Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы.

Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры.

Уровень культуры личности играет определяющую роль в процессе обучения, развития и становления молодого специалиста. 

  1. Нравственность как составляющая культуры личности

 

    Во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Формирование нравственной культуры современных специалистов -  длительный и трудный процесс. Существует огромное число факторов, влияющих на него как положительно, так и отрицательно. Поэтому в нравственном воспитании очень важно создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения высшего образования, СМИ и другие государственные и общественные социальные институты), которое объективно существует и развивается, меняется вместе с экономическими, социальными, духовными и культурными изменениями в обществе. Нравственное воспитание способствует возрождению интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитанию свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способных к продуктивной деятельности и творчеству. Идеалом современного специалиста является личность, у которой передовые взгляды, слово и дело находятся в гармонии.    Убеждённость и воля к действию составляют силу духа, обеспечивающую единство слова, мысли и действия, которые определяют надёжность человека. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры. 
Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности;  этическое  обучение  –  формирование     умений в сфере моральной деятельности;  нравственное  воспитание  и  самовоспитание    -   формирование      нравственных      установок,     ценностных   ориентаций   личности. Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.

Культура труда также способствует нравственному развитию духовной культуры современного специалиста. В процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но также изменяется сам человек, развивается его сознание. Отношение людей к труду закрепляется в сознании в виде нравственных норм. В результате формируется тип творческого человека не только по своим жизненным целям, но и по образу действий, специфике подхода к жизни. В формировании нравственного облика личности важная роль принадлежит привычкам. Наличие полезных привычек дисциплинирует волю и самообладание, даёт внутреннюю собранность и целеустремлённость.

 Средоточием нравственности  является долг. Долг человека  перед человеком, перед обществом, перед своей страной. Долг перед  родителями, перед коллективом, перед  высшими нравственными принципами. Верность долгу возвышает человека. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг.  

Основополагающими нравственными качествами являются также честь и личное достоинство. Они отражают один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу.

Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания. Нравственное самовоспитание связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.

 
 

 

 

 

 

 

 

  1. Интеллектуальное развитие личности 

 

Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.

Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.

Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ей.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

В настоящее время существует более семидесяти определений интеллекта, они несут в себе многочисленные культурно-исторические наслоения и невозможно выбрать одно единственное, которое бы полностью раскрывало его в многообразии связей и отношений. Понятие интеллекта динамично, а вкладываемое в него содержание мигрирует в зависимости от постановки задачи исследователя. Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой – включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры.

Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.

Интеллект – это способность понимать. Включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности.

Формируется  новое социокультурное пространство, направленное, прежде всего, на развитие интеллектуальных качеств личности, углубление предметных знаний, ориентированных на индивидуальное развитие культуры личности. В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения специалиста – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Личность с развитым интеллектом  легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.

Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Креативность современного специалиста

 

       К ряду важнейших  идейно-нравственных качеств личности  относится креативность.

        Креативность  определяется  как «творческие  возможности  человека, которые могут  проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности; несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик».

        Современная  ситуация такова, что человеку  приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться  чтобы быть востребованным в  обществе. Креативность позволяет  человеку совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности, а значит и нравственной социализации.

Оценить креативность человека можно по следующим критериям: беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. У обычного человека данные критерии развиты в различной степени. Если же личность обладает высоким уровнем развития всех указанных критериев, то мы имеем дело с гением. Главное различие между гениальностью и креативностью заключается в том, что гениальность дается от рождения, приобретение ее в социальном опыте невозможно. А креативные характеристики можно развивать.

Развитие креативности студенческой молодежи предполагает создание нестандартных ситуаций в процессе учебно-познавательной деятельности, перевод личности в состояние социального творчества, которое характеризуется поиском парадоксальных, нетривиальных и многочисленных решений задачи, и преодоление на этой основе традиций современного процесса обучения, направленного  на формирование  будущих специалистов.

 К способам развития креативности  относят следующие:

– концентрирование на деталях (после просмотра фильма или прочтения книги нужно вспомнить имена второстепенных героев или название мест, городов, где происходили определенные события);

– расширение своего кругозора (посещение выставок, галерей, театров, приобретение новых знакомств, встреч с новыми людьми);

Информация о работе Нравственность, интеллект и креативность как коренные составляющие культуры личности современного специалиста