Облик европейских городов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II). 2Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры — о барокко и рококо.

Содержание

1.Искусство Западной Европы. Градостроительство и архитектура.
2.Реконструкция Парижа XIX век.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура повседневности 4 курс.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

 

 

Кафедра Теории и истории культуры

Специальность Культурология

 

 

Контрольная работа по предмету «Культура повседневности». Тема «Облик европейских городов  XIX века».

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса  15104.30 группа

Захарова Ирина Сергеевна

__________

Кандидат исторических наук, доцент

Колякова И.В.

__________

 

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание.

1.Искусство Западной Европы. Градостроительство и архитектура.

 

2.Реконструкция Парижа XIX век. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Искусство Западной Европы. Градостроительство и архитектура.

   Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками-колодцами.    Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое.   Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса.1

     В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.

     В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.

Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и  неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько  «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир.

    Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман).

    Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II). 2Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры — о барокко и рококо.

     Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).

      Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 — 1878 гг.).

        На протяжении полувека европейские архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк (1814—1879), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция, отвечающая определённому назначению.3

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реконструкция Парижа в XIX веке.

 

    В середине XIX в. в Европе осуществлялся переход к новому градостроительству, по-скольку появились железные дороги, крупные производственные предприятия, новые типы зданий - вокзалы, крытые рынки, хозяйственные склады и пр. и потребовались более существенные градостроительные изменения - реконструкция крупнейших исторически сложившихся городов.4 Преобразования, значительно повлиявшие на градостроительство XIX-XX вв., были проведены в Париже. Начатые еще при Наполеоне работы по реконструкции города и продолженные в период реставрации Бурбонов получили развитие при так называемой  Второй империи в 1852 - 1871 гг. Их возглавлял префект департамента Сены, барон Ж.Оссман.   
   Необходимо было переустроить город с учетом численности населения и развития транспорта. В Париже в середине XIX в. насчитывалось около 2 млн. человек. Уже существовали большие вокзалы, ежедневный пассажиропоток через которые составлял десятки тысяч человек. К центру города от вокзалов направлялись транспортные потоки, с которыми не справлялись средневековые улицы Парижа, узкие и криволинейные, с мелкой беспорядочной  сеткой. Для решения главной транспортной проблемы Парижа и был разработан план Оссмана.    
   Его градостроительная идея заключалась, во-первых, в прокладке диаметров в направлениях север-юг, запад-восток и, во-вторых, в организации кольцевых магистралей, позволявших разгрузить городской центр. Помимо этого предусматривалось устройство площадей как узлов пересечения нескольких улиц, а также создание крупных зеленых массивов. Ширина улиц в целом возросла с 12 до 24 м. Было проложено новых и обстроено имевшихся улиц на протяжении 165 км. Возникли благоустроенные парки общей площадью 2000 га. 
   По плану Оссмана намечалась не только прокладка улиц, но и застройка этих улиц как архитектурных ансамблей. Предусматривались единая этажность (6 этажей), регламентация высоты этажей, типовые профили мансард, аркады первого этажа. Поэтому различные улицы Парижа приобрели упорядоченные черты - единый силуэт, однотипные фасады, организованные горизонтальные связи зданий по этажам. 
Идея плана заключалась в том, что проложить новые улицы в существующей застройке легче, эффективнее, чем расширять имеющиеся. При этом требовалось сносить меньшее число зданий, затрачивать меньшие средства, появилась возможность для более свободного подхода к организации фасадов новых улиц.                        . 
   Постепенное приобретение земельных участков, ревизия отдельных землевладений и введение новых границ застройки позволили приступить к усовершенствованию дорог и улиц. Ж. Оссман предложил радикальную стратегию прокладки бульваров по возможности позади значительных общественных улиц и площадей. Он стремился сократить расходы на приобретение участков и в то же время расчистить районы беспорядочной застройки. Работы по плану Оссмана продолжались 17 лет. За это время был создан практически новый город, который стал объектом продуманной, строго организованной деятельности.                      . 
Выделяются следующие уровни и системы в градостроительных преобразованиях Оссмана:                                       : 

  1. Разработка единой концепции и общего плана преобразований с социально- экономическими и техническими составляющими.
  2. Дифференциация проектных работ с разграничением деятельности инженеров и архитекторов, а внутри этих разграничений - по группам специалистов.
  3. Формирование организационных систем с иерархией разных групп специалистов координацией их действий.
  4. Разработка организационно-правовых мероприятий, благодаря которым осуществлялось отселение жителей и владельцев сносимых зданий, а также создание финансовых механизмов реконструктивных работ.

 

   Для решения задач такого  масштаба и уровня сложности  впервые в истории градостроительства  потребовалась особая организационная  система. Главные организации,  обеспечивавшие успех преобразований: Управление по планировке Парижа, Служба водоснабжения и канализации,  Служба зон отдыха и зеленых  насаждений, а также комиссии  по финансовым вопросам реконструкции. 
   Другие проблемы будущего, прежде всего жилищная проблема, в плане Оссмана не учитывались.                             . 
   Ж.Оссман исходил из четырех принципов: 

  1. Возведение больших зданий, дворцов и казарм таким образом, чтобы они были "более приятны для глаза", чтобы в дни праздников доступ к ним был облегчен и чтобы из них открывался "широкий вид на прилегающую местность на случай мятежа".
  2. Оздоровление города путем уничтожения грязных тупиков с очагами эпидемий.
  3. Обеспечение общественного порядка путем создания широких бульваров, в которых" было бы много воздуха" и через которые могли бы проходить войска.
  4. Решение транспортной проблемы, предотвращение задержек транспорта, пробок и аварий путем соединения магистральными улицами основных источников и целей потоков железнодорожных станций, центров развлечений и др.

 

   В отличие от других градостроительных  проектов того времени проект  Оссмана решал городские проблемы  не только в области функционирования  города, но и с точки зрения  его развития. Это отразилось  прежде всего в организации транспортных путей. В проекте предвосхищались последующие решения проблемы организации железных дорог и реконструкции городских улиц при появлении автомобилей. Современники не предвидели будущих проблем и потому не понимали, для чего создавать в Париже и его предместьях эти пути.                         . 
 Ж. Оссман уже мыслил проблемами организации движения в будущем, предвидя и разрастание города, и необходимость связей его отдаленных районов с центром по кратчайшим маршрутам. 
   Все объекты реконструктивных работ разделили на три группы по признаку их финансирования и очередности окончания.  Таким образом, в плане Оссмана появилась важная составная часть будущих градостроительных проектов - этапность реализации. 
   План Оссмана был успешно реализован во многом благодаря продуманной системе проектных работ и подбору специалистов. Для решения градостроительных проблем Оссман привлек квалифицированных инженеров, поскольку в то время еще не было архитекторов-градостроителей, которые могли бы решать задачи такого масштаба и такой сложности. Архитекторы могли спроектировать отдельные здания, однако не были подготовлены к выбору эффективных путей перепланировки города.  С самого начала реконструкция города рассматривалась прежде всего как техническая задача. 
   Один из рядовых инженеров - Бельгран создал безупречную канализационную систему Парижа и акведуки, которые обеспечивали водоснабжение. Он также проектировал мосты и дороги. Садовод-инженер Ж. Альфан преобразовал старые парки и разбил новые. Великолепными результатами его деятельности стали Булонский и Венский леса, Елисейские поля и другие парки Парижа. Стратегию планировки, прокладки новых улиц Парижа осуществлял геодезист Дешан, возглавлявший Управление по планировке Парижа. 
   Планировочные системы реконструкции отвечали французским традициям, приверженности к классицизму - осевые композиции, большие, весьма протяженные проспекты. Основной элемент формирования города в Париже в отличие, например, от Лондона - прямые улицы, которые достигали иногда 5 км. Это стало нововведением в градостроительстве, повлиявшим на другие страны. 
   Для создания облика нового города потребовалось прежде всего проложить новые улицы, что отвечало возросшим масштабам строительных преобразований. Новая планировка вызвала многочисленные протесты. Большинству современников это казалось разрушительным. Прокладка новых улиц означала нарушение установленного порядка и затрагивала право частной собственности владельцев многих зданий и участков земли. 
   Впервые в план реконструкции города включались пригородные зоны. Предполагалась возможность создания жилищных условий для большого числа людей на этих территориях. Но на строительство в пригородах требовались значительные расходы из общественных фондов. И это также вызывало критику, так как современникам была непонятна забота о будущем поколении жителей. Тем не менее время капиталовложения в создание жилищных условий в парижских предместьях оказались весьма рентабельны для будущего, поскольку была обеспечена возможность для безболезненного увеличения числа жителей в пригород-ной зоне. Рост Большого Парижа впоследствии значительно превзошел ожидания. 
   В связи с расширением границ города и решением проблем пригородных территорий предполагалось вокруг Парижа создать зеленый пояс вдоль линии укреплений, который соединил бы два больших парка на востоке и на западе города - Булонский и Венский леса. Однако государственный совет не утвердил это предложение, так как создание земельного пояса препятствовало бы возведению 7-8-этажных домов - казарм, строительство которых затем было реализовано. 
   Впоследствии расширение Парижа происходило беспорядочно ввиду того, что план Оссмана не нашел продолжателей. Не существовало развитой организационной системы для того, чтобы управлять развитием городов в конце XIX в. и радикально изменять планировочную систему мегаполиса. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. 100 великих городов мира/ С.Н. Дмитриев . М.; Вече, 2002 - 474с.

2. Архитектура и градостроительство / Танге Кензо - М.; Пер с немецкого, 1978

3. 100 великих городов мира/ С.Н. Дмитриев . М.; Вече, 2002 - 474с.

4. Большая Советская Энциклопедия (в 30 т) / А.М. Прохоров. Т.1. М.; Советская  энциклопедия, 1969г - 607с

5. География городов Перцин Е.Н. М.; Высш.шк.., 1991-319с. 

 

Интернет-ресурсы. 

 

1. Wallerstein I. The Modern World-System II.Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy.NewYork - London, 1980

2. http://www.sedmitza.ru/ C.2

3. www.istmira.com/Karpov C.3

4. http://www.hi-edu.ru/ C.2

5. http://www.rolemancer.ru/ C.1

1 100 великих городов мира/ С.Н. Дмитриев . М.; Вече, 2002 - 474с.

2 Архитектура и градостроительство / Танге Кензо - М.; Пер с немецкого, 1978

3 100 великих городов мира/ С.Н. Дмитриев . М.; Вече, 2002 - 474с.

4 Большая Советская Энциклопедия (в 30 т) / А.М. Прохоров. Т.1. М.; Советская энциклопедия, 1969г - 607с

5 География городов Перцин Е.Н. М.; Высш.шк.., 1991-319с.


Информация о работе Облик европейских городов XIX века