Образ женщины в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Кризис, охвативший современную культуру, особенно сильно отразился на институте воспитания. Наиболее ярко это проявляется в современной проблеме подростков, кризисе подросткового возраста, грозные симптомы которого мы видим в росте числа преступлений, наркомании и самоубийств именно среди этой возрастной категории. Вместе с тем, подростковый возраст, будучи переходом от детства к взрослости, уже сам по себе является трудным, кризисным моментом в развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

СиКА реферат.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кризис, охвативший современную культуру, особенно сильно отразился на институте воспитания. Наиболее ярко это проявляется в современной проблеме подростков, кризисе подросткового возраста, грозные симптомы которого мы видим в росте числа преступлений, наркомании и самоубийств именно среди этой возрастной категории. Вместе с тем, подростковый возраст, будучи переходом от детства к взрослости, уже сам по себе является трудным, кризисным моментом в развитии личности. Тревожные симптомы говорят о том, что современная культура и цивилизация не справляются с этим кризисом и не в состоянии помочь личности неизбежно проходящей через него. Поэтому многие исследователи обращаются к опыту прошлых культур, чтобы найти подсказки, модели и ценные идеи в решении проблемы подросткового кризиса. Современные исследования в антропологии, религиоведении и психологии культур дают богатый материал для сравнений и возможных выходов из создавшегося тупика.

Одной из наиболее интересных в этой связи является практика инициации взросления в древних культурах. Инициация была одним из "ритуалов перехода", сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. "Выражение "ритуал перехода" показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития..."1. Т.е., как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни.

Институт "инициации" очень древен, его находят в самых архаических культурах - у австралийских аборигенов и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11-13 лет (иногда - 13-15 лет). Ритуалы, практики и идейный контекст инициации тесно связаны с ведущей идеологией, мифологией племени, сообщества. Это приобщение (не в теории, а на собственном опыте) к ценностям взрослых, к знанию взрослых и к личностным характеристикам и способностям взрослого человека. Как писал ведущий исследователь мифологии М. Элиаде, инициация позволяла подростку постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности"2. Все три вида опыта отсутствуют у ребенка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой - взрослой - личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации. Вся инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшими символами и являются проигрыванием сокровеннейших мифологем племени.

Целью данной работы является с помощью анализа возрастных инициаций, найти общие черты в ритуалах инициации в первобытных и современных культурах.

Актуальность проблемы проявляется в кризисном состоянии подростков, которое отличается большим ростом преступлений, наркозависимости и самоубийств среди этой возрастной категории.

 

 

 

 

Возрастные инициации в первобытной культуре.

Мужские возрастные инициации в первобытной культуре

Особенностью многих оргиастических промискуитетных праздников является отчетливо прослеживаемая их связь с возрастными инициациями, посвятительными обрядами. С инициациями связаны оргиастические праздники на о. Вити-Леву, о. Новая Гвинея о. Новая Ирландия, Новых Гебридах, на Мадагаскаре, у племен Южной Африки, Малави, Замбии и Южной Родезии, Уганды, в частности багешу, баконго, арабов Аравийского полуострова, в Северной Америке у майду. Связь между инициациями и пережитками промискуитета отмечена и у австралийцев. У последних посвятительные обряды сопровождались праздниками, в которых принимали участие представители большого числа локальных групп. В книге Спенсера и Гиллена «Арунта» говорится о том, что во время такого рода сборищ допускалась значительная половая свобода3. У племен Юго-Восточной Австралии юноши во время инициации пользовались неограниченной половой свободой. Они даже могли иметь сношения с женщинами, принадлежащими к одному с ними тотему и брачному классу, что в обычное время было абсолютно воспрещено под страхом сурового наказания вплоть до смерти, это отмечает Хоуитт.4 Уже то обстоятельство, что связь между инициациями и промискуитетом прослеживается у различных племен и народов, населяющих столь отдаленные друг от друга районы земного шара, наталкивает на предположение, что она является не случайной. Мужские возрастные инициации представляют собой систему обрядов, знаменующих переход юноши из ранга подростка в ранг взрослого мужчины. Только человек, прошедший посвятительные обряды, считался полноправным членом коллектива, взрослым мужчиной. Не прошедшие их рассматривались как мальчики независимо от возраста. При всем различии посвятительных обрядов, имевших место у разных племен и народов, все они обладали общими чертами. Общей особенностью мужских инициации у всех племен и народов являлось наличие мучительных испытаний, которым подвергались посвящаемые юноши. Л.Леви-Брюль в своей работе  „Первобытное мышление" писал «Испытания являются долгими и мучительными, а порой доходят до настоящих пыток. Тут мы встречаем и лишение сна, пищи, бичевание и сечение палками, удары дубиной по голове, выщипывание волос, соскабливание кожи, вырывание зубов, обрезание, подрезание, кровопускание, укусы ядовитых муравьев, душение дымом, подвешивание при помощи крючков, вонзаемых в тело, испытание огнем и т.д.».5 Смысл всех этих испытаний станет ясным, если учесть, что во время инициации юношам, готовящимся войти в качестве полноправных членов в коллектив, сообщали существующие в нем нормы поведения .Посвящаемых подвергали мучительным истязаниям для того, чтобы добиться от них беспрекословного соблюдения этих норм в течение всей их последующей жизни. И прежде всего целью инициации было довести до сведения юношей и добиться от них соблюдения норм, регламентирующих отношения между полами, половых запретов. У всех народов, у которых отмечено существование посвятительных обрядов, инициации совпадали с наступлением половой зрелости, т.е. с началом функционирования полового инстинкта. С возникновением у юношей стремления включиться в половую жизнь коллектива настоятельной необходимостью для последнего являлось ввести действие пробуждающегося полового инстинкта в определенные рамки, довести до юношей существующие правила половой морали и заставить их соблюдать эти правила. Лишь после посвятительных обрядов юноши получали все права, которыми пользовались взрослые мужчины, и прежде всего право вступать в брак. Л. Леви-Брюль отмечает, что инициации прежде всего знаменовали переход юноши из числа людей, не имеющих права жениться, в разряд людей, обладающих этим правом6. У подавляющего большинства племен и народов юношам до инициации было строжайше воспрещено вступать в брачные отношения. У племен Центральной Австралии, например, попытка мужчины, не прошедшего инициацию, обзавестись женой каралась смертью. 7 Все данные, таким образом, свидетельствуют, что инициации были порождены прежде всего необходимостью добиться от достигших половой зрелости юношей строжайшего соблюдения правил, ограничивающих действие полового инстинкта, половых запретов. Приобщение юноши к половой жизни коллектива, превращение его из подростка во взрослого мужчину неизбежно сопровождалось, таким образом, целой серией жестоких истязаний. В дальнейшем эти избиения постепенно стали традиционными и начинали все в большей степени носить профилактический характер. Юношей начинали подвергать избиению не только после нарушения ими половых табу, но и до нарушения, еще до приобщения их к половой жизни коллектива. Избивая юношей, взрослые мужчины, совершавшие эту операцию, одновременно в той или иной форме доводили до сведения истязаемых существующие в стаде половые табу. Ставшие традиционными избиения юношей по достижении последними зрелости приобрели огромное значение как средство предотвращения нарушения табу и начинали рассматриваться как необходимое условие, предваряющее приобщение молодежи к половой жизни; Постепенно возникло новое табу — запрет юношам, не подвергшимся традиционному избиению, вступать в половые отношения. Приняв традиционный характер, избиения юношей по достижении ими зрелости по существу стали обрядом, знаменующим их приобщение к половой жизни коллектива, их превращение во взрослых мужчин, в полноправных членов коллектива. Превращение избиения юношей в посвятительный обряд, возникновение инициации связано, вероятно, с появлением половых охотничье-производственных табу. Нарушение гаремного табу со стороны молодежи если и имело место, что весьма сомнительно, то, во всяком случае, никак не могло носить массового характера. Иначе обстоит дело с половыми производственными табу. Попытки со стороны молодежи вступить в половое общение во время становившихся все более продолжительными периодов воздержания не могли не иметь первоначально массового характера и не могли не вызывать столь же массовых репрессий, с течением времени превратившихся в посвятительные обряды. С возникновением половых производственных табу жизнь первобытного стада стала состоять из чередования периодов полового воздержания и периодов промискуитетных праздников. Принимать участие в последних имели право лишь взрослые, т.е. только люди, прошедшие инициацию. Подростки, не прошедшие посвятительных обрядов, участия в этих праздниках принять не могли. Так как инициация была таким событием в жизни формирующихся людей, после которого последние получали право принимать участие в промискуитетных праздниках, то вполне естественно, что они оказались теснейшим образом связанными с этими первобытными торжествами. Посвятительные обряды не могли совершаться в иное время, кроме как в начале очередного промискуитетного праздника. После этих обрядов начинался промискуитетный праздник, в котором инициированные юноши получали возможность впервые принять участие. Впрочем, не исключена возможность, что в некоторых стадах с целью проверки умения юношей обуздывать себя им разрешалось включиться в половую жизнь коллектива, начиная не с данного праздника, а со следующего за ним.

 

 

 

 

 

Женские возрастные инициации в первобытной культуре

До сих пор речь шла исключительно лишь о мужских инициациях. Несомненно, однако, что первобытным стадом должны были приниматься определенные меры, чтобы добиться соблюдения половых запретов и от женщин. Наряду с посвятительными обрядами для юношей должны были возникнуть и инициации для девушек, знаменующие их переход в ранг взрослых женщин, И они действительно возникли. О том, какой характер они носили, дают возможность составить представление данные этнографии. У племен Центральной Австралии над девушкой по достижении ею брачного возраста совершалась операция дефлорирования, а затем группа мужчин овладевала ею. Бросающейся в глаза особенностью является та, что во время дефлорирования к девушке получали доступ не только мужчины, принадлежавшие к той же группе, что и ее будущий муж, но и мужчины, которым в обычное время половые отношения с ней были строжайше воспрещены. Во всех 16 племенах Центральной Австралии к девушке имели доступ мужчины, для которых она в обычное время была табу, а в 9 из них (арунта, кайтиш, ильпирра, иллиаура, лоритья, бингонгина, вальпари, варрамунга, воргайя) даже лица, принадлежащие к одной с ней фратрии и брачному классу, т.е. люди, которым за сношение с ней в обычное время грозила смерть8 Приведенные данные не оставляют сомнения в том, что подобного рода обычай возник до появления экзогамного запрета, т.е. в первобытном человеческом стаде. В большинстве случаев эта церемония приурочивалась ко времени больших праздничных сборищ, характеризовавшихся значительной половой свободой. Существование подобного рода обычаев отмечено у многих австралийских племен, в частности у племен Квинсленда, хотя не у всех из них к девушкам имели доступ мужчины, принадлежащие к запретным группам. Коллективная дефлорация девушек и у этих племен также приурочивалась к большим праздничным сборищам9. Пережитком такого рода посвятительных обрядов является существовавший у целого ряда племен и народов (древние жители Киренаики и Балеарских о-вов, бареа Эфиопии, ватеита и другие племена Восточной Тропической Африки, некоторые племена Центральной и Южной Африки, полинезийцы Маркизских о-вов, некоторые племена Новой Гвинеи, ряд племен Центральной и Южной Америки) так называемый насамонийский обычай, заключавшийся в том, что после свадьбы присутствующие на ней мужчины овладевали невестой и лишь после этого к ней получал доступ жених, а также имевший широкое распространение по всему миру обычай добрачной дефлорации девушки отцом, колдуном, жрецом, вождем и т.п., последним отзвуком которого являлось пресловутое „право первой ночи" 10. А. Смирнов нашёл следы насамонийского обычая, которые зафиксированы в свадебных обрядах таких европейских народов, как ирландцы, французы, итальянцы, немцы, латыши, чехи, поляки, русские, украинцы, белорусы, южные славяне, коми, а также у народов Кавказа и китайцев11. He у всех племен женские инициации исчерпывались коллективной дефлорацией. У некоторых они включали в себя моменты, напоминающие те мучительные испытания, которым подвергались юноши. Так, Например, у некоторых австралийских племен девушкам во время инициации выбивали зубы. Однако в целом женские инициации носили значительно более мягкий характер, чем мужские. По-видимому, это объясняется тем, что нарушения половых табу со стороны девушек не носили столь яркого характера, как со стороны юношей. Женские инициации происходили, как и мужские, во время промискуитетных праздников и что главной их частью было коллективное овладение девушкой всеми мужчинами, принадлежавшими к данному коллективу.

М. Элиаде, в своей книге  «Тайные общества. Обряды, инициации и посвящения» описывает  многочисленные  обряды посвящения, которые проводятся для юношей и девушек, достигших возраста половой зрелости. Дает описание обрядов, тех которые  «чрезвычайно широко распространенных и засвидетельствованных у наиболее древних народов – австралийцев, калифорнийцев, бушменов, готтентотов и т.д.».12

О женских инициациях Элиаде пишет следующее: «Посвящение молодых девушек проходит индивидуально. Это…связано с тем, что женские посвящения начинаются с первой менструации. Этот физиологический симптом – знак половой зрелости – вместе с тем является и знаком изоляции девушки от ее привычного мира. Ее немедленно изолируют, отделяют от общины, что напоминает разлучение мальчика с матерью. Разница состоит в том, что у девочек изоляция следует немедленно после первой менструации, то есть она индивидуальна, в то время как у мальчиков посвящение коллективно. Индивидуальный характер изоляции, происходящей по мере появления соответствующих признаков, объясняет сравнительно небольшое число обрядов посвящения. Продолжительность изоляции в разных культурах варьируется от трех дней (Австралия и Индия) до двадцати месяцев (Новая Ирландия) или даже до нескольких лет (Камбоджа). Таким образом, девушки, в конце концов, составляют группу; и тогда их посвящение празднуется коллективно под руководством престарелых родителей (Индии) или старух (Африка). Наставницы посвящают девушек в тайны секса, обучают их обычаям племени и части религиозных традиций, к которым допускаются женщины. Фактически, речь идет об общем образовании, но главное в нем – религиозные знания и все, что касается женской сакральности. Девушку ритуально готовят принять свой особый образ жизни, приводят к пониманию своей созидательной роли и ответственности перед обществом и Космосом, ответственности, которая у первобытных народов всегда религиозна по природе».13

Об инициациях, формирующих женское сознание, М. Элиаде далее сообщает: «Финальная часть обряда не менее значительна, чем первая – изоляция. У некоторых племен северного берега Австралии девушку, у которой началась менструация, на три дня изолируют в хижине, где она подвергается различным пищевым табу. Затем к ней приходят женщины, раскрашивают ее охрой и богато украшают».14 «Кульминационный момент начинается на заре, когда все женщины племени сопровождают ее к ручью или лагуне. После ритуального омовения девушку ведут в главное поселение под приветственные крики соплеменников, и с этого момента община считает ее женщиной»15

Обряд инициации сопровождался трансовыми песнями, танцами.  Важный момент в обряде – процессия, направляющаяся вместе с девушкой к реке, приветственные крики в момент ее выхода из изоляции, празднование общины – это характерные черты женского посвящения. Важно  подчеркнуть то, что  во всех частях инициации активную роль играли  взрослые женщины, умудренные опытом, ведающие жизнь женщин и мужчин в племени или обществе.  В некоторых регионах изоляция завершается общим трансовым танцем – празднованием, в котором участвовали все члены общины – обычай, особенно характерный для земледельческих районов. Здесь девушек, проходящих посвящение, «выставляли напоказ» и устраивали для них праздник, а затем все вместе обходят дома и получают подарки.

Праздник – окончание и означает, что девушка достигла возраста, позволяющего ей основать семью, а община приняла ее в новом статусе и позволяет в нем находиться.

Итак, в ритуале перехода можно выделить  три этапа:

1. Разлучение девушки  с матерью (родителями)  и изоляция от нее (умирание для детства).

2. Посвящение - нахождение  в изоляции, где ее обучают  и наставляют знающие  женщины племени (нередко старейшие), что часто завершается ритуалом омовения в реке. Река символизирует   очищение и посвящение, приобщающим человека к святости воды, а так же границу между состояниями жизни. Время нахождения в изоляции - это очень важный этап совместного проживания – передачи опыта от наставниц (ведуний, мудрых женщин) - к младшим участницам сообщества.

3. Представление для общества  в другой роли - последняя часть  ритуала. Это представление девушек, в другом качестве всей общине. Оно означает, что таинство было  исполнено, девушка стала взрослой и готова  принять образ жизни, предназначенный для женщины.

Таким образом,  для каждой девочки процесс перехода на новый уровень социальной значимости, сопровождался участием более продвинутых, более знающих женщин ее мира. Во время инициации происходило приобщение к миру женственности, прямая передача знаний, в которой участвовали несколько  поколений женщин. Каждое из этих поколений проходило свой этап взросления. Девочки становились  равноправными членами общины, а женщины реализовывали стадию мудрости и передачи накопленного опыта, объединяя, раскрывая  и продолжая единое  сакральное пространство женского.

Такое единение поколений помогало поддерживать и сохранять в сообществе архетипическое единство женщин, одновременно реализуя принцип сестринства, взаимной поддержки, наставничества и  приобщения к миру трансцендентного, к миру духа.

Во время возрастных  инициаций принимали участие члены общества разного возраста, что способствовало развитию чувства своей сопричастности и значимости  для  сообщества еще с малых лет. Это  значительно снижало психологическую сложность  переходного периода.  Кроме этого,  в любом возрасте женщина чувствовала свою востребованность, сохраняла свою принадлежность к общественным процессам, накапливая и передавая знания и жизненный опыт и повышая свой  статус,  как носительницы священного Знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные инициации в современной культуре.

Мужские возрастные инициации в современной культуре

Современная культура отрицает институт инициации как таковой, однако, по выражению М.Элиаде «темы инициации живы в подсознании современного человека»16. Ввиду того, что инициации являются биологически и психологически обусловленным инструментом развития, оптимизированным в результате многовекового опыта, наблюдается интуитивное копирование инициационных структур и сценариев. Как группы инициационного типа можно рассматривать молодежные группировки экстремальной направленности от лояльных (например, туристические группы) до криминальных. Инициационными группами могут являться определенным образом построенные учебные и трудовые коллективы, а также армия.

Информация о работе Образ женщины в современной культуре