Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 11:53, реферат
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.
Введение
1. Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд
2. Семейно-обрядовая поэзия. Особенности свадебного обряда
3. История свадебного обряда. Структура свадебного обряда
4. Свадебные песни и причитания
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Обряд как вид народной
2. Семейно-обрядовая поэзия. Особенности свадебного обряда
3. История свадебного обряда. Структура свадебного обряда
4. Свадебные песни и причитания
Заключение
Список использованной литературы
Лекция «Свадебный обряд - история и современность
Введение
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.
Бракосочетание - это универсальный ритуал. Он есть у всех народов - африканских племен, эскимосов, американских индейцев - независимо от их географического положения и степени развития общества. У всех этих народов можно проследить множество схожих черт в брачной обрядности и традициях, несмотря на то, что их территории расселения находятся за тысячи километров друг от друга.
Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий - фата у невесты, обсыпание молодоженов хмелем, зерном, обручальные кольца. Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроется за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.
Несмотря на современную свободу нравов люди продолжают жениться и выходить замуж. Это не может не внушать оптимизма, особенно на фоне неослабевающей популярности гражданского брака. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и, пожалуй, потеряет эту актуальность, лишь когда вымрет все человечество.
Цель работы - исследовать ритуал и обряд бракосочетания, проследить его изменение с течением истории.
Задачи работы - проследить историю развития свадебного обряда, ритуальные действия, предшествующие бракосочетанию, непосредственно само бракосочетание; а также понять что такое свадебные песни и причитания.
Объект исследования - бракосочетание как ритуал, знаковая система в контексте культуры.
Предмет - свадебный обряд и его традиции.
Для написания работы использовалась различная исследовательская литература. Ее можно разделить на несколько групп: этнографические очерки, исследования по истории культуры, а также непосредственно литература, посвященная культурным традициям.
Представленная работа может быть применима на практике в области свадебной индустрии, так как дает широкое представление о свадебной обрядности.
1.Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд
Действие, необходимое для того, чтобы на очередном витке жизни (новый календарный год, рождение нового человека, создание новой семьи и т.п.) повторить то, что когда-то было совершенно богами, стало называться обрядом. Каждый обряд является символом творения.
Обряд жестоко регламентирован, он не допускает ни малейших отступлений, неточностей, произвольного толкования, он - конструкция (духовная, метафизическая), которая удерживает мироздание. Попытка нарушения обряда может иметь двойное последствие: с одной стороны, боги пошлют отступнику проклятье и неопровержимую кару, а с другой - мир, созданный богами и не поддержанный целенаправленными действиями человека, может в одночасье рухнуть.
Поэтому для нас сегодняшних, как, собственно, и для многих поколений наших предшественников, обряд (обрядовое, ритуальное действие) - это не что иное, как символическая «подзаводка» («подзарядка») механизма поддержания гармонии в мире, природе, обществе, в своей семье, наконец, в самом себе. Тот, кто положительно оценивает духовное наследие предков и поддерживает его своим достойным поведением, тот почитает не только результат Божественного промысла, но и то, что было создано руками его далеких предков. А за этим стоит семейное благополучие, плодотворность хозяйственной деятельности, ваше благосостояние и, самое главное, - здоровье.
Обряд - это консолидация энергии, сил, пожеланий, приоритетов тех, кто его принимает как главный внутренний закон или духовный остов, который помогает твердо стоять ногами на земле, уважать своих предков и верить в будущее. Наконец, обряд - это очищение от повседневности и священная сопричастность к продвижению идеи нового мышления, которые разорвут порочность овладевшего нами эгоизма и возродят цепочку исходных причинно-следственных связей.
В нашем случаи «обряд» - это более широкое понятие (свадебный обряд), «ритуал» - некоторая его часть (деление каравая).
Обряд - это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей.
Существует такое понятие как народный календарь, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна",лето).
Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла: соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.
Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества Христова до так называемого крещения, вторая - от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам.
Наиболее важным моментом обряда зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова.
Каляда (с лат.) - первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Каляды, а затем Христа). Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (калядок), основной темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья.
У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. "Вещее" значение каждой песни подтверждалось её припевом, например:
Кому вынется - тому сбудется,
Скоро сбудется - не минуется.
Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба, зерна, полной квашни и т.д.
Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый "чистый" четверг и прощание.
Масленицу встречают шествием, напоминающим карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленицу - соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленицу вывозят за село и сжигают.
Период встречи весны по церковному календарю начинался около праздника благовещенье (25 марта) и кончался праздником Пасхи. По случаю прихода весны пекут из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов), которые символизируют прилёт птиц.
Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.
День "красной горки" был как бы днём весенней кульминации. Образ "красной горки" - олицетворение весенней красоты земли.
Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:
Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".
В троицын день девушки шли в лес второй раз - "развивать берёзки". Если завитый девушкой венок оказывается засохшим, то это предвещало изменение в жизни. Затем девушки делали новые венки из берёзок и по дороге бросали их в воду.
"Завивание венков" считалось заклятьем на будущий урожай.
Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ).
Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость.
Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле.
Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).
В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение - краюшка хлеба с солью.
Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Итак, календарные обряды - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - землевладельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.
2. Семейно-обрядовая поэзия. Особенности свадебного обряда
Семейно-обрядовая поэзия - вид устно-поэтического народного творчества, сопровождающий обряды, приуроченные к основным моментам жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть). Семейно-обрядовая поэзия, возникшая в эпоху первобытного общества, вобрала в себя древнейшие представления о возникновении жизни, взаимосвязях человека с обществом и природой. В форме ритуальных испрашиваний и оберега от злых духов Семейно-обрядовая поэзия выполняла магическую функцию умилостивления мифических покровителей.
Произвольно семейно-обрядовая поэзия делятся на родильные песни и прозаичные благопожелания, свадебные песни и причитания, похоронные и поминальные плачи. С разрушением родильной обрядности многие песни, приуроченные в прошлом к конкретным ритуальным действиям, стали забывать или интонировать в качестве колыбельных и детских потешек.
Свадебные жанровые разновидности включают песни-благопожелания и корильные песни. Благопожелания отличаются отточенностью образов, многие поэтические строфы стали пословицами и поговорками. К хоровым благопожеланиям примыкают песни свахи. Корильные песни адресованы всем участникам свадьбы (свахам, сватам, дружкам, подругам), но больше всего -- невесте: согласно магическим оберегам, чем больше укоряют в день свадьбы, тем меньше поводов будет бранить её свёкру и свекрови впоследствии.
Корильные песни пели особые исполнительницы, которых, как и приглашенных на свадьбу музыкантов, щедро одаривали. Исполнялись свадебные и плясовые песни. С изменением свадебных обрядов трансформировалась и их поэтическая основа. Сохранив основные жанровые виды, свадьба вобрала в себя произведеня поздней лирики, современные белорусские и заимствованные из русского языка песни.
Информация о работе Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд