Общая характеристика культуры нового времени и просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

Вложенные файлы: 1 файл

культура рококо.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Люди XVIII в. называли свое время  столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что  все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту  людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни  и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение»  хорошо характеризует общий дух  этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в  невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного  и социального прогресса.

Идеи общественного равенства  и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды  которого и вышла большая часть  гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей  либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и  научными знаниями, общими идеями, духовными  стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в  просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает  быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям  людей, живущих в атмосфере кризис феодально-абсолютистского строя. Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения  раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены  в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к  главным вопросам философии, политики и морали.

Мыслителей раннего английского  Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — freethinkers). Это название прочно вошло  во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив  начало педагогике как науке, изучающей  личность. Он первым сформулировал  идею безусловной личной свободы  на основе естественного права человека.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась  в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная революция  и мировые социально-политические и религиозные сдвиги (буржуазные революции XVII века в Европе, церковные  реформы Никона в России). Новое  время явило миру Ломоносова, Паскаля, Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка - и это лишь малая часть списка. 
Одним из значительнейших результатов научных открытий Нового времени стало новое понимание устройства вселенной, которой управляют законы физики, математики и прочих естественных наук, а не божий промысел. 
Как следствие индивидуальный человек с его познавательными способностями занял центральное место в мировом устройстве, опередив культуру, природу и даже Бога по своему величию (Р.Декарт «Рассуждение о методе», Ф.Бэкон и т.д.).

В России рост грамотности  различных (более низких) слоев населения  и людей не из церковного сословия, популяризация просвещения (открытие Славяно-греко-римской академии) и  все ярче проявляющееся самосознание русского народа (который во времена  Раскола стал перед выбором «религиозного  метода»), отрицающее крепостное право, дало толчок к появлению новых  жанров в публицистике, литературе, к расцвету русской общественной мысли. Россия в эпоху Нового времени  вообще стала более открытой и  способной на контакт с культурами других стран. Этому подрыву национальной замкнутости мы обязаны Петру I, его  грандиозным преобразованиям, ускорившим развитие России.

В новом мире во главу  угла ставится «разум» (в сравнении, ранее главным лозунгом был Бог). В культуре и жизни превалирует  рациональное отношение. Инструмент разума – науки. И ценность наук возрастает (и определяется), чем большую  пользу они могут принести.

Окрепшее буржуазное движение, начавшееся еще в XVII веке, уже в XVIII веке носит явно антифеодальный характер. Именно буржуазия с ее прогрессирующим  производством и растущей потребностью в развитии прикладных наук дала толчок научной революции и формированию идеологии Просвещения. Отцом Просвещения  можно считать Вольтера, который  первым использовал этот термин и  своей трагедией «Эдип» ознаменовал  начало французского просвещения, которое  было более радикальным, более революционным, чем в Англии, и тем более  в Германии.

В общем, просветители видели в знаниях избавление от всех людских  бед и, соответственно, активно продвигали идею всеобщего просвещения. Здесь  необходимо отметить Дидро и Д.Аламбера с их «Толковым словарем или Энциклопедия наук, искусств и ремесел». В этом монументальном труде (35 томов) «отметились» Вольтер, Руссо, Гельвеция и многие другие в принципе различающиеся  по своим взглядам светлые умы, объединенные своим неприятием существующего  феодального абсолютистского строя  и стремлением изменить мир к  лучшему.

Идеи Просвещения даже затронули монархов. Всем известно выражение «просвещенный абсолютизм», чем также знаменита наша Екатерина II, хорошо знавшая работы Вольтера, Монтескье, Беккария. Позаимствовав  ряд идей и принципов у Западной Европы, она улучшила и модернизировала  российское законодательство, хотя нередко  тем самым укрепляя свою самодержавную  власть.

В России в то время активно  муссировались популярные теории естественного  права и договорного происхождение  государства (родоначальники теорий Гроций, Гоббс, Локк). Согласно этим теориям  люди добровольно уступают государству (а государство – необходимое  условие культуры) часть своих  прав и свобод и условливаются  о соблюдении законов. У ряда полярных группировок, отличных по степени либеральности (Фонфизин, Крылов, Щербатов, Новиков) все  же был один ориентир: подчеркивание  кризисного состояние социального  строя в России и желание его  изменить за счет изменения положения  двух классов: крестьянства и помещиков. У русских просветителей (в литературе и живописи) была помимо прочего задача показать мир крестьянина. Просветители также пытались «перевоспитать» дворян, внушая им, что своей добродетелью они (дворяне) должны «искупить» свое привелегированное положение.

Вообще, понятие добродетели  занимает одно из центральных мест в идеологии просвещения. Добродетель, в первую очередь, - общественно-полезный (а у И.Бентама индивидуально-полезный) труд. Все просветители были ярыми  противниками праздного образа жизни, роскоши, бездумной траты денег, так привычных для господствующего  класса.

В заключение можно отметить, что в мире культуры Нового времени  и Просвещения важнейшее место  занимали государство, система законов, мораль, воспитание, промышленность, науки, искусство и новое понимание  природы, которая является первопричиной  и орудием для перехода к естественному  порядку. 

 

 

РОКОКО КАК  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille —  декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами  рококо являются изысканность, большая  декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному  комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре  стиль получил в Баварии.

Архитектура

Архитектурный (точнее —  декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х  годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим  жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых  конструктивных элементов, но пользовался  старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится  быть лёгкой, приветливой, игривой, во что бы то ни стало; она не заботится  ни об органичном сочетании и распределении  частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с  полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без  конца варьирует расчленения  и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях  этой архитектуры прямые линии и  плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются  фигурной отделкой; не проводится в  чистом виде ни один из установленных  ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми  изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля:Perьckenstil, Zopfstil).

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено  изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная  основа стиля — вечная молодость  и красота, галантное и меланхолическое  изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской  идиллии и сельских радостях. Стиль  рококо зародился во Франции и  распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии  и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В  России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова  и Рокотова. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки  характеристикам популяции или  генеральной совокупности в целом) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции  и Италии. Вместо контрастов и ярких  красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель  того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое  внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди  художников — квадратурист. Он изображал  иллюзорные архитектурные формы, служившие  обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с  расстояния кажется скульптурой. Такие  росписи есть, например, в вестибюле  Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые  сцены вполне соответствуют характеру  стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого  в Италии в это время развилось  и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских  видов, прежде всего Венеции. Здесь  преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут  Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также  в Германии. Его кисти принадлежат  великолепные виды Дрездена и других мест.

Информация о работе Общая характеристика культуры нового времени и просвещения