Общее описание античности как типа культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Содержание

Задание 1....................................................................................................................4
Задание 2....................................................................................................................6
Задание 3.....................................................................................................................8
Задание 4..................................................................................................................11
Задание 5..................................................................................................................13
Список использованных источников и литературы................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная готовая.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Кафедра философии и культуры

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Общее описание античности как типа культуры»

 

 

по дисциплине

«Культурология»

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2011

Оглавление:

Задание 1....................................................................................................................4

Задание 2....................................................................................................................6

Задание 3.....................................................................................................................8

Задание 4..................................................................................................................11

Задание 5..................................................................................................................13

Список использованных источников и литературы................................16

 

 

         1.Общее описание античности как типа культуры. Атональность, пластичность, телесность, теоретичность, открытость и другие характерные черты античной культуры.

 

К началу ХХ в. в  научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.

Для греческой  культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до  н.э.).

4. Поздний  эллинизм (I в. н.э. -  V в. н.э.).

Для римской  культуры:

1. Культура царского  периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и  Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской  цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Основные черты античного типа культуры проявились посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы  как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней Греции, но получает завершённость, целиком  расцветает в римский период античности. Римская история переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или  тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия. Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

2.      Взаимоотношение героев и богов  в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, поэмах Эсхила, Софокла, Еврипида, «Энеиде» Вергилия.

 

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея» резко отличаются друг от друга по своему характеру. Если в «Илиаде» дистанция между богами и людьми, между божественными и людскими делами более короткая, чем в «Одиссее». В «Илиаде» боги непосредственно участвуют в делах героев, а герои участвуют в войне, которая непосредственно связана с волей богов. В ней одновременно экспонируется большое число знаменитых героев в необычайно драматических и значительных ситуациях. За каждым из этих героев обычно стоит бог, зачастую его покровитель, который управляет его действием. Но поскольку интересы этих героев часто сталкиваются на поле битвы, то и сами боги нередко сталкиваются друг с другом. В «Одиссее» несколько иное положение. Здесь в основном конфликте участвует лишь один из центральных героев троянского сказания. Этот конфликт по своему значению во многом уступает конфликту «Илиады». Следовательно, по сравнению с «Илиадой» здесь участие богов в людских деяниях куда более ограничено. Фактически из олимпийских божеств лишь одна Афина (и в некоторой степени Посейдон и Гермес) непосредственно связана с действием. Ее участие столь же активно, как и в «Илиаде». Зевс сравнительно отдален от развития действия и это вполне естественно, ибо события, описанные в поэме, не столь значительны, чтобы требовать постоянного вмешательства Зевса. Хотя, как уже отмечалось, и здесь его воля наивысшая.

Взаимоотношения между  героями «Одиссеи» более многообразны. Их интересы связаны лишь с личной жизнью героя и не имеют всеобщего значения. Поэтому в их взаимоотношениях проявляется больше ошибок или погрешностей этического характера, допускаемых по личной инициативе героя, без всякого вмешательства богов.

В "Илиаде" олимпийские боги являются такими же  
действующими лицами, как и люди. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое  
существо и бессмертие. Подобно людям, верховные божества нередко ссорились между собой и даже враждовали.

Все основные события  «Илиады» — ход Троянской войны, конфликт, вызванный гневом Ахилла — являются реализацией воли Зевса. Следовательно, всеми явлениями управляет Зевс, и он не допустит свершения чего-либо сверх судьбы, что может сорвать осуществление его планов. Именно поэтому, в каждый принципиальный момент поэмы вмешивается бог и направляет действие по намеченному руслу.

Что же касается «Одиссеи», если бы поэт считал известную по преданию трагическую историю Агамемнона свершившейся в Морони, то он еще более подчеркнул бы гуманность Зевса. С другой стороны, в данном случае поведение Эгиста не противоречит исполнению какого-либо конкретного божественного плана. Его поступок индивидуален и исходит из личных интересов героя. Поэтому предупреждение Зевса обусловлено не необходимостью выполнения божьей воли, а заботой о благополучии самого Эгиста. Эгист погиб, ибо он не вник в суть божественного призыва. Именно подобные индивидуальные поступки, вызванные недальнозоркостью людей, навлекают на них «сверх судьбы» всякие беды. Обобщение таких фактов и дает богам причину для беспокойства — люди что-то могут свершить «сверх судьбы». И если подобная опасность может сорвать планы богов, то они, как это имеет место в «Илиаде», вмешиваются в дело активно.

 

 

 

 

 

3. Общее сопоставление античности «греческой» и «римской» (примеры из области философии, литературы, мифологии, архитектуры, повседневности).

 

Эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.

Что касается римской культуры, то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась. В мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу.

В недрах древнегреческого мифического сознания сформировались весьма оригинальные идеи. Отметим наиболее важные:

1. В мифах даны первые  обобщённые представления о происхождении мира, его устройстве.

2. Излагается генеалогия богов.

3. В мифах осмыслен  генезис и судьбы человеческого рода.

4. В мифах имеют место и события подлинной истории.

5. Актуальна для греческой  мифологии и повседневная житейская проблематика.

6. Исключительно ценной  является эстетическая сторона мифов. Мифы изобилуют красотой, эмоциями, выразительностью, духовной энергией, потрясающе яркими портретами.

Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде.

Литература  является одним из самых значительных достижений древнегреческой культуры. К особо важным достижениям древнегреческой литературы относятся:

- создание большинства  литературных жанров;

- создание произведений, которые стали классическими;

- создание художественных  образов, ставших архетипичными  для всей последующей европейской  литературы. Высшим достоянием эллинского литературного творчества являлась поэзия.

Римская литература в значительной степени была подражанием эллинской литературе. Римские литераторы изначально обратились к драматическому жанру, который, впрочем, в Риме  не был столь популярен как в Греции. Многие авторы писали и трагедии и комедии.

Греки создали классическую архитектуру, привнесли в неё множество новаций, воплотили в ней мощь, красоту, высокое духовное начало, гармонию с природой. Среди важнейших достижений: 1) создание архитектурных ордеров; 2) формирование архитектурных стилей; 3) постройку многих выдающихся сооружений. Греки создали четыре архитектурных стиля.

 В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модернизировали их. В архитектурных сооружениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колонаду, т.н. псевдопериптер. В отличие от греческой архитектуры римская была более прагматичной.

Греки по праву  считаются родоначальниками философии - важнейшего элемента культуры, который изменил жизнь людей радикальным образом. Что касается римской философии, можно сказать, что римляне были далеки от философии. В римской интеллектуальной среде не так много людей знали, понимали философию и сами основательно философствовали.

 

4. Как повлияла античность на европейскую культуру (религию), науку, рациональность?

 

Греки и римляне  создали в полном смысле новый  контекст цивилизованной гармоничной культуры. Её атрибутами являются рациональность, высокая интеллектуальность, эмоциональность, глубокая символичность, агонистичность, каноничность, динамичность, разнообразие, сбалансированость, завершённость, открытость, гетерогенность, светскость, эвристичность, гармоничное сочетание с природой. Именно в её недрах  сформировалось большинство политических, правовых, философских, эстетических, этических, научных, художественных идей, ценностей, лежащих в основе современной западной культуры и, в некоторой степени, мировой культуры вообще.

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству: 1) классические языки - древнегреческий и латынь; 2) высокоразвитую мифологию; 3) своеобразную религию; 4) художественность и образность мышления; 5) изумительный театр, танец, музыку, песню; 6) совершеннейшую архитектуру; 7) непревзойдённую скульптуру; 8) утончённую живопись; 9) разнообразное прикладное искусство; 10) глубочайшую философию; 11) науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии); 12) сформировали исторический тип мышления; 13) подлинное право, правовую психологию, правовое мышление и правовое  поведение; 14) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность; 15) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление; 16) новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного начала; 17) образцы общения, образования и воспитания; 18) оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма; 19) новые формы хозяйствования и экономической деятельности; 20) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела и многое другое.

Греко-римская  культура оказала влияние на русскую культуру. Неподдельный интерес к ней характерен для всей русской истории. Имена Гомера, Ахилла, Агамемнона были известны ещё древнерусскому читателю. Гомер, Еврипид, Платон, Плутарх почитались русской православной церковью как провозвестники христианства. Их изображения увековечены на стенах Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Начиная с XV в. русское государство стало продолжателем дела Рима (“Третий Рим”). Произведения греческих и римских авторов переводятся на русский язык, активно изучаются.

Античность  воспринимается в Европе и России как мудрая воспитательница, как мать, как значимая обобщённость, как европейский универсализм. «Каждый пусть будет, по-своему греком!» - пишет влюблённый в Античность Гёте. Английские, немецкие, французские учёные, а то и просто почитатели древности (Г. Шлиман),  ведут активный археологический поиск памятников греко-римской культуры. Каждый музей мира считает за честь иметь их у себя. Даже свой быт европейцы пытаются обустроить таким образом, чтобы он хоть в чём-то напоминал древность. Поэты, драматурги, прозаики, живописцы, архитекторы, скульптуры, музыканты, философы, историки, филологи, юристы, политики, педагоги вот уже в течение нескольких веков неизменно обращаются к этой теме. Античная культура поистине стала идеалом, образцом для подражания, стилеобразующим фактором для европейского искусства, великой и непреходящей классикой.

Информация о работе Общее описание античности как типа культуры