Общение как средство информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие общение как основное средство обмена информацией.
Задачи работы:
- Дать определение понятию общения;
- Определить содержание общения;
- Выделить цели общения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и содержание общения
2. Общение как средство обмена информацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Общение как средство информации.docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и содержание  общения

2. Общение как средство обмена информацией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так  настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных, почему у него так  остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании, как необычных  впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему-то ему интересных? Почему у нас так заметно выражена тенденция заглянуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну  собственного «я»? Почему нам так  нужны друзья, товарищи, собеседники, вообще все те, с кем мы могли  вступить в контакт? Или иначе: почему нам так нужно общение с  другими людьми? Что это: привычка: усвоенная нами в обычных для  нас условиях общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего развития, или же это что-то большее, неотделимое от нас, столь  же прочно связанное с нами, как, например, потребность дышать, питаться, спать?

Ответ на все вышепоставленные вопросы один – общение, которое  является основным средством обмена информацией между людьми.

Цель работы: рассмотреть  понятие общение как основное  средство обмена информацией.

Задачи работы:

- Дать определение понятию  общения;

- Определить содержание  общения;

- Выделить цели общения;

- Рассмотреть феномен  общение как средство обмена информацией.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И  СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ

 

Общение есть потребность  человека как социального, разумного  существа, как носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что  в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с  живыми существами. Первый тип контактов  назвали деятельностью и его  можно определить как специфический  вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия  своего существования.

В деятельности человек создает  предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет  и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Второй тип  контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых  и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные  формы, становится осознанным и опосредованным речью.

В общении выделяются следующие  аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может  стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы  об опасности или о присутствии  где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно  шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое  разнообразное по своему внутреннему  содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей  общения увеличивается. В них, помимо перечисленных выше, включается передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и  деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

1)контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2)информационный обмен  сообщениями, т. е. прием - передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

3)побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4)координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5)понимание— не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

6)эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7)установление отношений - осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Охарактеризуем структуру  общения путем выделения в  нем трех сторон. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их осуществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах-коллективах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩЕНИЕ КАК  СРЕДСТВО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

 

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего  имеют в виду тот факт, что в  ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно  рассматривать как информацию, и  тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс  обмена информацией.

Однако в коммуникативном  процессе происходит не просто движение информации, но, как минимум, активный обмен ею. Главная «прибавка» в  специфически человеческом обмене информацией  для каждого участника общения. Характер обмена информацией между  людьми, в отличие от кибернетических  устройств, определяется тем, что посредством  системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен  такой информацией обязательно  предполагает воздействие на поведение  партнера, т. е. знак меняет состояние  участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении подобен  орудию в труде.

Коммуникативное влияние, которое  здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие  одного коммуниканта на другого с  целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право  распоряжаться, вызывает либо протест, либо пассивность (которая тоже протест, не правда ли?). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось  это воздействие. Это означает (в  определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между  участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, далеко не простое дело. В обиходной  жизни мы не так часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит всегда держать при себе вопрос: «Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?» Не следует забывать о глубоком замечании Гете: «Каждый слышит то: что понимает». А вдруг и на самом деле наиболее существенное мы просто не допустим до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых  всеми членами группы. Но все дело в том, что даже зная значения одних  и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково. Еще Л. С. Выготский  отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому  у общающихся должны быть идентичны, в случае звуковой речи, не только лексическая  и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это  возможно лишь в случае включения  коммуникации в некоторую общую  систему деятельности. Наконец, в  условиях человеческой коммуникации могут  возникнуть совершенно специфические  коммуникативные барьеры. Эти барьеры  не связаны с уязвимыми местами  в каком-либо канале коммуникации или  с погрешностями кодирования  и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С  одной стороны, такие барьеры  могут возникать из-за того, что  отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным  «языком», на котором говорят участники  коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими  между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые  не только порождают различную интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Удивительно проникновенно  «схвачена» эта особенность межличностной  коммуникации поэтом Ф. И. Тютчевым:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, как ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими — и молчи.

Такого рода барьеры порождены  психологическими причинами, принадлежностью  партнеров по коммуникации к различным  социальным группам, и при их появлении  особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую  систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует эту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что провоенные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно  усложняется благодаря их наличию.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может  быть двух типов: побудительная и  констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько  знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В  зависимости от вида знаковой системы  различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые  знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно — знаками-символами. Знаком называют такое явление (материальное образование), которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют значением (знака). Значением слова «Луна» является естественный спутник Земли, слово — «радость» — сильное и приятное чувство, сопровождающее успешное завершение какого-либо дела, встречу с любимым человеком и т. п.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, Первым среди названных средств нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Информация о работе Общение как средство информации