Объекты культурного наследия Курской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - провести статистический анализ культурного уровня жителей Курской области.
Основными задачами являются следующие:
· Выявить особенности и динамику развития культуры на федеральном уровне;
· Исследовать состояния культурного развития в Курской области

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 89.53 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Мы - люди - живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

Культура является продуктом  творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось  в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли  бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало  устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать  кумулятивный характер развития. Кроме  того, общество создало возможности  для публичного создания и использования  ценностей, что привело к возможности  более быстрого их понимания и  апробирования другими членами  общества.

Цель работы - провести статистический анализ культурного уровня жителей Курской области.

Основными задачами являются следующие:

· Выявить особенности  и динамику развития культуры на федеральном уровне;

· Исследовать состояния  культурного развития в Курской области;

· Рассмотреть необходимость  и способы государственного решения  проблем.

Предметом исследований является анализ культурного уровня жителей Курской области , а объектом - население Курской области.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В теоретической части  рассматриваются вопросы, касающиеся понятий культура, искусство, основных показателей культурного уровня населения, основных объектов  культурного наследия Курской области .

В эмпирической части проиллюстрированы  таблицы: динамика численности культурных учреждений, структура числа спортивных сооружений, основные памятники культуры.

В аналитической части  мы сравнили современные тенденции  развития культурного уровня жителей России и Курской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1. Объекты культурного наследия Курской области

 

Курский край, расположенный  в центре европейской части Российской Федерации, является сердцем центрального Черноземья и неразрывно связан с  многовековой историей и культурой  нашего государства.

Памятники Курской области  разнообразны по своим типологическим характеристикам и времени возникновения.

К древнейшим объектам культурного  наследия нашей страны можно отнести  Авдеевскую палеолитическую стоянку  в Октябрьском районе, которая  дала археологической науке значительную часть всемирно известных «палеолитических Венер».

Не менее ценными для  изучения истории нашего края являются Ратское (Курский район), Гочевское (Беловский район) и Липинское (Октябрьский район) городища.

К сожалению, памятники архитектуры XIII - XV веков не сохранились до наших  дней, однако, первые объекты архитектурного наследия Курской области (такие  как Палаты бояр Ромодановских, Верхняя  и Нижняя Троицкие церкви, Палаты Мазепы, ряд объектов в городе Рыльске) датируются концом XVII - началом XVIII веков.

Значительный объем историко-культурного  наследия Курской области составляют памятники на братских захоронениях советских воинов, стелы, обелиски и  другие объекты мемориального характера, связанные с периодом Великой  Отечественной войны.

Объекты культурного наследия находятся под воздействием множества  факторов как естественного, так  и антропогенного происхождения: влияние  геологической и гидрологической  сред, хозяйственная деятельность человека - выбросы промышленных предприятий  и автотранспорта, вибрация, новое  строительство и т. д.

Предварительные расчеты показывают, что из общего количества памятников под воздействием негативных антропогенных  и естественных факторов находятся  до 80 % объектов архитектурного и исторического  наследия, до 95 % памятников археологии.

В нашем регионе насчитывается  сегодня около 4,5 тысячи различных  памятников, из них 128 находятся в  федеральной собственности, 878 –  в региональной, около 3,5 тысячи имеют статус вновь выявленных. В ходе недавней прокурорской проверки был выявлен ряд нарушений законодательства в сфере защиты культурного наследия. Валерий Рудской разъяснил ситуацию.

Неверно считать, что за сохранность  и реконструкцию всех без исключения памятников на территории региона ответственен областной комитет по культуре, сказал он. По закону функции по содержанию объекта культурного наследия в  надлежащем виде возложены на собственника – будь то муниципалитет, частный  инвестор или государство. 

Тем не менее, комитетом по культуре Курской области проделана  огромная работа, в том числе в  отношении памятников, находящихся  в ведении городов и районов. В рамках проводимой муниципалитетом  работы по реализации программы капремонта и переселения граждан из ветхого  и аварийного жилья в Курске под  угрозой полного исчезновения находилось около 20 вновь выявленных объектов культурного наследия.

По настоянию областного комитета по культуре здания в центре Курска, в том числе дом, где  предположительно жил и творил Казимир  Малевич, не только не будут снесены, но и обретут вторую жизнь, будут  отреставрированы. Продолжается работа по переводу их из жилого фонда в  нежилой. После оформления необходимой документации и охранных обязательств, возможно, в них будут располагаться офисные помещения или другие учреждения.

Комитетом по культуре контролируется работа по оформлению и постановке на балансовый учет памятников и мемориалов. Она завершена практически во всех городах и районах области. Пока не успели закончить эту объемную работу в Беловском, Курском, Обоянском, Курчатовском и Рыльском районах, Железногорске и Рыльске.

 

 

1.2.  Закон Курской области «О культуре». Общие положения.

 

Правовой основой настоящего Закона является Конституция Российской Федерации и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, Устав  Курской области и иные нормативные  правовые акты Курской области.

Задачами законодательства Курской области в сфере культуры являются:

  • обеспечение конституционных прав и свобод граждан на культурную деятельность;
  • реализация государственной политики и основных принципов организации культурной деятельности;
  • разработка и осуществление мероприятий по сохранению и развитию культуры и искусства в Курской области;
  • формирование нравственности и гражданской позиции населения Курской области;
  • художественно-эстетическое и музыкальное образование, приобщение населения, особенно детей и молодежи, к чтению;
  • регулирование финансовой и хозяйственной деятельности государственных и муниципальных организаций культуры на территории Курской области;
  • сохранение и развитие творческих коллективов и организаций культуры на территории Курской области;
  • обеспечение охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), историко-культурных территорий, иных материальных и духовных культурных ценностей.

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.

Государственная политика в  сфере культуры - совокупность принципов  и норм, которыми руководствуются  органы государственной власти области  при решении вопросов сохранения, развития и распространения культуры, а также их деятельность в сфере  культуры.

Организации культуры - организации, созданные для осуществления  культурной деятельности (театрально-зрелищные  и концертные организации, библиотеки, музеи, выставочные залы и центры, планетарии, дома культуры, клубы, центры и дома народного творчества, парки  культуры и отдыха, кинотеатры, киновидеопрокатные и кинозрелищные организации, организации, осуществляющие свою деятельность в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также иные организации, предоставляющие услуги в сфере культуры).

Данный Закон регулирует культурную деятельность на территории Курской области в следующих сферах:

  • профессиональное искусство (хореографическое, театральное, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства);
  • выявление, учет, изучение, охрана, реставрация, использование и содержание памятников истории и культуры;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • -резьба и роспись по дереву, лозоплетение, плетение из бересты, соломки, лоскутное шитье, вышивка, плетение кружева, макраме, фриволите, мягкая игрушка, вязание, лаковая миниатюра, гончарные изделия, глиняная игрушка, кузнечное дело, флористика, роспись по шелку (батик), скань, ткачество, поделки из камня, стеклоизделия и другие, в части создания и распространения культурных ценностей, а также народная культура в таких ее проявлениях как языки, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы, имеющие место на территории Курской области;
  • музейное дело и коллекционирование;
  • библиотечное дело;
  • кинематография;
  • книгоиздание, иная культурная деятельность, связанная с созданием печатных произведений и их использованием, архивное дело;
  • образовательная деятельность учреждений дополнительного образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов культуры;
  • научные исследования по проблемам культуры;
  • международное и межрегиональное культурное сотрудничество;
  • телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • иная деятельность, в результате которой сохраняется национальная культура, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности и блага.
  • Реализация государственной политики в сфере культуры является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Курской области и основывается на следующих принципах:
  • признания основополагающей роли культуры в процессе развития и самореализации личности, гуманизации общества, воспитания населения в духе уважения к общечеловеческим ценностям, гражданственности и патриотизма;
  • неотъемлемости прав каждого человека на культурную деятельность и творчество;
  • обеспечения каждому человеку свободного доступа к культурным ценностям и благам;
  • сохранения национальной самобытности народов, проживающих на территории Курской области;
  • обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных организаций культуры и искусства;
  • поддержки и развития профессионального искусства, народного творчества, музейного и библиотечного дела, кинематографии;
  • поддержки и развития детского и юношеского творчества;
  • создания условий для развития образовательных учреждений, находящихся в ведении отраслевого органа исполнительной власти Курской области, осуществляющего государственную политику в сфере культуры, искусства, кинематографии, художественного образования, охраны и использования историко-культурного наследия и координирующего в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Курской области и взаимодействующего с органами местного самоуправления Курской области (далее - орган исполнительной власти Курской области в сфере культуры);
  • сохранения историко-культурного и природного наследия Курской области для будущих поколений;
  • поддержки социально незащищенных слоев населения при организации платных мероприятий государственными и муниципальными организациями культуры;
  • поддержки деятельности творческих общественных движений и организаций;
  • сочетания государственных, коммерческих и благотворительных начал в финансировании организаций культуры;
  • невмешательства органов государственной власти и местного самоуправления Курской области в творческую деятельность граждан и некоммерческих организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, распространению порнографии.

 

1.3.  Рост образовательного и культурного уровня жителей Курской области

 

Качество жизни и жизненный  потенциал населения во многом определяются уровнем образования и культуры жителей города, их мировоззренческой  ориентацией и духовным развитием, имеющейся возможностью систематически получать и использовать необходимую  информацию. Эти факторы определяют степень включенности городского сообщества в региональные, национальные и мировые  общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, в процессе которого обретаются знания, отвечающие современным  потребностям, общая культура и наиболее распространенные среди жителей  нравственные установки, информационный потенциал территории служат критериями качества духовной и интеллектуальной жизни в городе. Поэтому формирование перспективной системы образования и воспитания в городе, культурная и информационная политика являются важнейшими приоритетами в общей стратегии устойчивого развития Курской области.

Образовательный и культурный уровень населения города определяется степенью интеллектуального, духовного и эстетического развития городского сообщества, накопленными в памяти поколений знаниями и жизненными навыками, полученными благодаря как системе образования, так и собственному опыту населения, укладам его жизнедеятельности и условиям жизни. В интегральной памяти населения формируется своеобразный информационно-культурный код, которым как бы «записываются этические нормы, правила жизни в области». Этот код формирует и производит черты культуры жителей города.

Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего  школьно-дошкольную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовки специалистов со средним и высшим образованием, так и возникших в последнее несколько лет частных образовательных учреждений идет в Курской области прогрессивно. Однако, изменение социально-экономических условий в стране, изменения образовательной политики государства требуют адаптации и определенной модернизации образовательной системы области.

Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города –  дети, подростки, молодежь. Будущее  области может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Причем, самым динамичным сегментом образовательного комплекса являются дошкольная и школьная системы. Они наиболее уязвимы и чувствительны ко всем социально-психологическим, экономическим и экологическим факторам, а потому более всего требуют своевременных и достаточных инвестиций, постоянного внимания и грамотного управления происходящими в них процессами.

Информация о работе Объекты культурного наследия Курской области