Обычаи, обряды, традиции древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура - это то, что отличает данный народ от других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Современные люди смотрят на мир через призму науки. Даже самые удивительные проявления стихии не вызывают в нас того ужаса перед тем неведомым, который когда-то владел нашими предками. Современный человек видит себя властителем природы, чем её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3 стр
1 Основная часть……………………………………………………….…..3 – 24 стр
1.1 Традиции и обычаи древних славян……………………………..……..3 – 8 стр
1.2 Обряды и праздники древних славян…………………………………8 – 15 стр
1.3 Верования древних славян……....……………………….…………..15 – 23 стр
Заключение………………………………………………………………..24 – 25 стр
Список использованных источников литературы……………………...……25 стр

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии Обычаи, обряды, традиции древних славян.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Кафедра истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обычаи, обряды, традиции древних славян.

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3 стр

1 Основная часть……………………………………………………….…..3 – 24 стр

1.1 Традиции и обычаи древних славян……………………………..……..3 – 8 стр

1.2 Обряды и праздники древних  славян…………………………………8 – 15 стр

1.3 Верования древних славян……....……………………….…………..15 – 23 стр

Заключение………………………………………………………………..24 – 25 стр

Список использованных источников литературы……………………...……25 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Национальная культура - это то, что отличает данный народ  от  других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Современные люди смотрят на мир через призму науки. Даже самые удивительные проявления стихии не вызывают в нас того ужаса перед тем неведомым, который когда-то владел нашими предками. Современный человек видит себя властителем природы, чем её жертвой. Однако в древние времена люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, все эти явления, события и удары судьбы они невольно приписывали тёмным силам: богам, полубогам, феям, эльфам, дьяволам, демонам, призракам, неуспокоенным душам, обитавшим в небе, под землёй или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, так как от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. От боязни перед неизведанным берёт своё начало каждая религия, язычество не является исключением. Тема славянских традиций и обычаев привлекала внимание исследователей на протяжении нескольких веков, так как каждый русский человек должен знать прошлое своего народа. Цель реферата – охарактеризовать духовную жизнь древних славян. Задачи реферата – 1) выявить традиции и обычаи; 2) проанализировать обряды и праздники; 3) рассмотреть верования  древних славян.

 

1 Основная часть

 

1.1 Традиции и обычаи древних славян

 

1.1.1 Род и человек

 

В древности, все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Недалёко находилось и семейное кладбище, так, что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, он рассматривал себя главным образом как члена рода. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу знали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный "паспорт". В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: "По одежке встречают, а по уму провожают". В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку. Зато в любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род, учёные называют традиционным. Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. Человек, оказавшийся в те времена "без роду и племени" - все равно, изгоняли его или он уходил сам - чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру. 
Род был и самой первой формой общественной организации. Человеку, не мыслившему себя иначе как в роду, непременно хотелось, чтобы рядом по-прежнему были отец и братья, готовые прийти на помощь. Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга - братьями. Желающим вступить в воинские братства назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств, но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое посвящение. Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов. Естественно, близким погибшего хотелось разыскать и покарать виноватых. Силой навести порядок мог только вождь, за которым стояли профессиональные воины - славянская дружина. Но вождь был, как правило, далеко. Да и авторитет его как вождя всего народа ещё только устанавливался. Человек был, прежде всего, членом определённого рода, а отдельной индивидуальностью  уже, во-вторых. Поэтому "дело об убийстве" решалось между двумя родами. Преступник сам направлялся к ближайшему жилью и подробно рассказывал, что случилось, так как если бы он попытался утаить содеянное, он прослыл бы среди соплеменников трусом и "немужественным мужчиной". По существовавшему тогда закону обозвать кого-либо "немужественным" значило произнести попросту непроизносимые речи! Если только человек был не совсем уже законченным негодяем он предпочитал возможность весьма суровой расплаты. Дальше события могли разворачиваться по-разному. Могло кончиться примирением, могло - выплатой денежного возмещения (виры).Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Мстили не самому преступнику, а его роду, истребив в нем самого лучшего, самого достойного человека. Поединок был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов. Отказаться от вызова - значит покрыть себя позором. Далеко не всегда сражались до смерти, чаще был уговор, например "до первого удара", "до первой раны" и т.п.  Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так и без них, как на равном оружии, так и не очень. По договоренности. Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов, проходили без доспехов, чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс. Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.

 

1.1.2 Особые люди

 
Воины участвуют в сражениях, убивают и проливают кровь. Человек, убивший любое живое существо, и в особенности другого человека, "протыкает дырку" между мирами умерших и живых. Человек, совершивший убийство - пусть даже в бою, сражаясь за свое племя, - неизбежно объявлялся "нечистым". 
В древности это слово «нечистый» означало "отсутствие ритуальной чистоты", а значит, и большую уязвимость для злых сил. Именно такая уязвимость и была присуща, по мнению древних людей, соплеменнику, который сражался и убивал. Какое-то время его не допускали к общей жизни племени, он жил и питался отдельно, совершая очистительные обряды. Воины были в глазах своих мирных соплеменников особыми людьми. Им с древнейших времен сопутствовала довольно странная аура, сочетавшая в себе избранничество и отверженность. Отверженность была вызвана в основном тем, что рядом с воинами все время витала опасность, причем не только, и даже не столько реальная, сколько мистическая, а значит, угрожавшая не одному телу, но и бессмертной душе. Все эти причины в древнейшие времена заставляли воинов селиться отдельно, в особых домах, и посторонние в воинские дома не очень-то допускались.

 

1.1.3 Правда

 
Понятие чести славянам было известно под именем правды. Следует различать личную правду и правду рода. Личная правда - это репутация данного человека, его лицо. Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах, именуемых "Правдами". Ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра, оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек может быть объявлен вне закона. Месть за родича, победа над врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению чести человека. Запятнавший себя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.п. рискует обрушить на свою голову кары, как людей, так и богов. 
Правда рода представляла собой своеобразный "паспорт", под которым он был известен окружающим. Человек из доброго рода считался достойным (принадлежность к тому или иному роду легко отличить по знакам на одежде).  и наоборот. Предводительствовал родом лучший. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь незамедлительно изгонялся со своего места На его место ставился другой, непременно достойный. Также изгнать князя могли по настоянию волхвов. Правда рода определяется суммой "правд" его членов. Также она повышается в результате коллективных действий команды. 

1.1.4 Социальная иерархия

 
У славянского общества тех времен не было видимой иерархии. Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой его рода, занимаемым им положением. Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству. Однако, вместо ни к чему не пригодного наследника, умершего князя, город вполне мог поставить над собой уважаемого колодезника (колодезник – одна из самых древних и почитаемых во все времена профессий). 
Воины представляли собой единственный четко определенный разряд. Землей владели свободные общинники, занимались сельским хозяйством, в годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или чаще бывало работой. Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ и рассуждали о том, как устроен мир. Они - хранители древних законов и предписаний. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий.  
Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания.  
Изгнанники – это люди, изгнанные из племени(рода). Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают, это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва. 

1.2 Обряды и праздники древних славян

 
Обряды древних славян были направлены на то, чтобы воздействовать на божества неба, земли и воды для получения хорошего урожая.  До нас дошло большое количество древних святилищ,   где производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней. Святилища под открытым небом часто были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, по окружности которых разводились костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и приносились жертвы богам, иногда даже человеческие. Это место называлось "капищем". Внешний круг предназначался для потребления людьми жертвенной ритуальной пищи и назывался "требищем". Ритуалы древних славян можно разделить на 2 вида: 1. Ритуалы общинного значения(календарные праздники, связанные с аграрным культом, праздники в честь богов). 2. Ритуалы и обряды семейного значения (свадьба, «родильный» обряд, похороны). Если большинство общинных ритуалов связаны с календарным циклом, то семейные – это обряды жизненного цикла, сродни обрядам инициации, фиксирующие смену статуса человека как в семье, так и в обществе в целом. Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом, а значит, и с солярным культом (культ, связанный с почитанием одного из главных светил – Солнца). Чтобы помочь солнцу набрать силу в день зимнего солнцестояния (25 декабря), крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, которые символизировали светило. Чтобы зима была не слишком суровой, они лепили снежную бабу, которая изображала зиму. В первые дни Нового Года старались одеться во все новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Во время Новогодних и Рождественских празднеств (Святки) считалось магическим – любое доброе пожелание непременно должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения (19 января) девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба. 
В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали Масленицу. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали пополям, чтобы урожай был богатым. Весной было несколько праздников, посвященных птицам. Ведь считалось, что птицы приносят весну. Женщины пекли из теста «жаворонков», выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего сна. 
Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевая песни о любви. 6 мая в день Егория (св. Георгия) впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает по весне, и ее прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Чтобы скотина давала обильный приплод, на день Егория пекли печенье в виде лошадей и коз. В мае – начале июня крестьяне сажали овощи, сеяли хлеб и лен. На это же время приходился праздник Троицы, ставший в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей земли. На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели – покровительницы девушек. В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня). А 7 июня отмечался праздник Ивана Купалы. Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. На Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы болезнь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи.  
В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, ставили в красный угол. К концу августа жатва заканчивалась, последний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам. Также к крупным общеславянским календарным праздникам относят Масленицу и Коляду, Купала и Таусень. Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года.  Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. Купала – праздник летнего солнцестояния (летнего солнцеворота), самый длинный день в году. С праздником Купала связано огромное количество преданий и поверий. В праздничную ночь гадают, ищут легендарные цветы папоротника, сжигают чучело Марены, что символизирует победу над смертью. 
Таусень – осенний праздник равноденствия, связанный со сбором урожая, окончание всех крестьянских сезонных работ. Обряды перехода – это обряды, отмечающие важнейшие вехи в жизни человека, смену его социального статуса. Такие обряды разделяются на два подвида: 1. «Крайние» (родильный и похоронный обряд, соответственно вхождение и выход из жизненного цикла). 2. «Срединные» (свадебный обряд, различные инициации и посвящения). Обряд, связанный с рождением ребенка, происходит в несколько этапов и имеет не только семейный, но и общинный характер. Прежде всего, повитуха подготавливает будущую мать к родам, что сопровождается определенным набором ритуальных действий, вроде переступания через веревку. Иногда в таких ритуалах участвует и отец ребенка. После родов, которые принимали не в доме, а в другом помещении (зачастую, в бане), производят ритуал принятия нового члена общины. Таковым обычно является омовение, т.е. ритуальное очищение ребенка, а также его матери и повитухи. О свадебных обрядах древних славян известно крайне мало. Практически все данные, которыми располагает современная наука, основаны на этнографических материалах. 
В этнографических материалах конца ХІХ – начала ХХ вв. подробно описан свадебный обряд украинцев и русских, носящий ярко выраженный характер обрядовых действий дохристианской эпохи. Описанный обряд происходит в 3 этапа, в каждом из которых повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются и усложняются. Основные 3 этапа: 1. Сватанье. 2. Помолвка. 3. Свадьба. На всех этих этапах повторяютсяследующие моменты: попытка похитить невесту, сопротивление со стороны родственников невесты, примирение обоих сторон, выкуп невесты у ее родных, религиозные церемонии. 3 этап заканчиваться вступлением молодых в супружескую жизнь. Свадебные обряды славян направлены на введение молодых в общественную жизнь в новом статусе – статусе супругов, новой семьи. С этой целью выполняется целый комплекс обрядов, которые не только фиксируют смену социального статуса молодых, но и призваны оберегать их от воздействия колдовства и нечистой силы. В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаницок. осеннего равноденствия 24 сентября). Хорсу посвящены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные со Световидом, Ярилой, Яровитом и т.д.) - дни летнего и зимнего солнцестояния. В июне - когда с горы к реке обязательно скатывали тяжёлое колесо - солярный знак солнца, символизирующий откат солнца на зиму) и декабре - когда чествовали Коляду и Ярилу. В календаре славян есть два праздника, во время которых вспоминают змей (чаще всего это безобидные ужи). 25 марта - время, когда «на юрьеву росу» выгоняют скот и змеи выползают из-под земли, земля становится тёплой, можно начинать сельскохозяйственные работы. 14 сентября - уход змей, сельскохозяйственный цикл в основном заканчивался. Таким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. Считалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко), так как змеи любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей - змейки - украшали древние сосуды с водой. Змеи из Перуновой свиты символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. В период христианства на Руси змей чествовали на Юрьев день (Юрий - Георгий) - 23 апреля. Культ Велеса восходит к культу Рода и Рожаниц. Поэтому вместе с Ярилой славяне в праздник семик (4 июня), на масляничную неделю с 20 по 25 марта и с 25 декабря по 6 января на зимние святки отдавали дань сладострастным скотьим богам Туру и Велесу, жертвуя им хороводами, пением, поцелуями через венок из свежих цветов и зелени, всякими любовными действиями. В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день - 11 февраля. Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову одевали венок из весенних цветов. Вокруг неё водили хороводы, пели песни, просили об урожае. Додолы - девушки в платьях с бахромой внизу - исполняли танец дождя, моля о дожде.

 

1.2.1 Инициация

 
Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в 3 ступени. 1 ступень - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода. По достижении мальчиком 3 лет он проходил подстягу, т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и 3 раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в 3 года впервые давали веретено и прялку. Действие тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи.  
В 12 - 13 лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак. 

1.2.2 Погребение древних славян

 
Погребальных обрядов у древних славян было несколько. Обряд трупосожжения у славян появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной мере 27 столетий, вплоть до эпохи Владимира Мономаха. В более ранних древнеславянских курганных погребениях обнаружены останки трупов в скорченных позах. Скорченность достигалась искусственным связыванием трупа.  По всей видимости, родичи готовили умершего ко второму рождению, к перевоплощению в одно из живых существ. Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до рубежа бронзового века и железного.     Кое-где архаичная скорченность доживает до VI в. до н. э. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении; умерший "спит", оставаясь человеком (спокойным человеком - "покойником"). Самая поразительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации тоже связана с представлениями о жизненной силе, о её неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство - небо, куда души умерших попадают вместе с дымом погребального костра. Идея заселения неба душами своих предков появляется в эпоху усиления земледельческого хозяйства для содействия всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле потомкам. Позднее с обычаем сжигания умерших появились и специальные погребальные сооружения - погосты, в которых постепенно захоранивали останки всех предков. Останки наслаивались в течение многих столетий, и образовывались высокие конические курганы. Такие курганы встречаются в верховьях Днепра, Волги, Оки.  
Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев - славян, а не иноземцев, и одну из его жен - ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах, лежало тело ее мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родителей и велит поскорее вести ее к ним. Похороны завершались стравой - поминками и тризной - воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых - умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней. Известны также и "поля погребений", т. е. кладбища без внешних наземных признаков. Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства (с IX-X вв.), но сожжение трупов еще сохраняется.

Информация о работе Обычаи, обряды, традиции древних славян