Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:03, реферат
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений. Из всех подходов к её определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:
Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
Определение понятия «культура»
Культура является наиболее сложным феноменом
в современной науке. Об этом свидетельствует
тот факт, что в отечественной и зарубежной
теории культуры существуют сотни её определений.
Из всех подходов к её определению для
теории физической культуры наиболее
близкими являются следующие:
Культура – творение человека, то,
что не создано в таком виде природой.
В этом определении речь идёт о
преобразовании природы, её материалов
и процессов в интересах
Культура – это мера и способ развития
человека.
В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.
Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Данный подход свидетельствует, что
не сама по себе деятельность человека
(которая может быть и антигуманной,
и криминогенной, и разрушающей),
а её способы, качество, степень разумности
и полезности характеризуют степень
её культурности.
Культура – это процесс и результат
хранения, освоения, развития и распространения
материальных и духовных ценностей.
2. Понятие «культура
физическая» и её связь с
общей культурой
К числу наиболее общих социальных (сверхприродных)
потребностей относится необходимость
создания здоровой, жизнедеятельной и
мобильной нации. У каждого индивидуума
на различных этапах его биологического
и психического развития существует в
той или иной мере потребность в собственном
всестороннем гармоничном развитии.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей
культуры, представляющая собой совокупность
ценностей, норм и знаний, создаваемых
и используемых обществом в целях физического
и интеллектуального развития человека,
совершенствования его двигательной активности,
формирования здорового образа жизни,
социальной адаптации путём физического
воспитания, физической подготовки, физического
развития.
Одна из её главных задач – активное содействие
всестороннему и гармоническому развитию
членов общества, их преобразование, т.е.
именно то, что составляет сущность культуры
в более широком плане.
3. Виды физической культуры
До недавнего времени выделяли семь видов
физической культуры: физическое воспитание,
спорт, профессионально-прикладную физическую
культуру, физическую рекреацию, двигательную
реабилитацию, фоновую физическую культуру,
адаптивную физическую культуру. Однако
уже давно возникла тенденция к выделению
спорта в относительно самостоятельное
социально-культурное явление со своей
непростой структурой. Всё чаще в средствах
массовой информации фигурировало словосочетание
«физическая культура и спорт». Наконец,
16-го ноября 2007 года Федеральным законом
о физической культуре и спорте в Российской
Федерации было узаконено самостоятельное
положение спорта. Термину «спорт» было
дано следующее определение:
СПОРТ – это сфера социально-культурной
деятельности как совокупность видов
спорта, сложившаяся в форме соревнований
и специальной практики подготовки к ним.
Таким образом, сегодня мы можем говорить
о шести видах физической культуры.
1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – педагогический
процесс целенаправленного систематического
воздействия на человека физическими
упражнениями, естественными силами природы,
гигиеническими факторами в целях укрепления
здоровья, развития физических качеств,
формирования и улучшения основных двигательных
умений и навыков, а также связанных с
ними знаний.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
3. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической
культуры, предполагающий использование
физических упражнений и различных видов
спорта в упрощённых формах для активного
отдыха людей, получения удовольствия
от этого процесса, развлечения.
Пример:
Оздоровительная ходьба, бег трусцой,
подвижные игры, туризм и т.д.
4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид
физической культуры, представляющий
собой целенаправленный процесс использования
физических упражнений для восстановления
функций организма после заболеваний,
травм, переутомления и др.
Основными средствами двигательной реабилитации
являются лечебная гимнастика, дозированные
бег и ходьба.
5. ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА –
средства физической культуры, включенные
в рамки повседневного быта.
Средствами фоновой физической культуры,
в частности, являются: утренняя гимнастика,
прогулки, езда на велосипеде на недалёкие
расстояния, физические упражнения в режиме
дня, не связанные с большой физической
нагрузкой, и т.п.
6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА –
вид физической культуры, направленный
на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья к физическим
и социальным условиям окружающей среды
путём использования комплекса эффективных
средств физической реабилитации.
4. Основные понятия теории
физической культуры
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный
процесс возрастного изменения морфологических
и функциональных свойств организма человека
в течение его жизни.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс
формирования двигательных умений и навыков,
развития физических качеств человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень
сформированности двигательных умений
и навыков, развития физических качеств.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – высшая
степень сформированности двигательных
умений и навыков, развития физических
качеств.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ –
состояние систем организма (костно-мышечной,
эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой,
нервной и др.) и их реакция на физическую
нагрузку.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ –
уровень сформированности физических
и психических качеств человека для решения
жизненных и профессиональных задач.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – двигательная
деятельность человека, обеспечивающая
его физическое и психическое развитие.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ –
естественные формы проявления двигательной
активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье,
ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие
целенаправленную активную деятельность
человека в природной среде.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – комплекс морфологических
и психофизиологических свойств человека,
отвечающих требованиям какого-либо вида
мышечной деятельности и обеспечивающих
эффективность её выполнения.
К основным физическим качествам относятся:
сила, быстрота, выносливость, координация,
гибкость.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения
или действия, используемые для формирования
и совершенствования двигательных умений
и навыков, развития физических качеств.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ – развитие и совершенствование
профессионально важных физических и
психических качеств, а также повышение
общей и неспецифической устойчивости
организма в условиях неблагоприятной
среды.
5. Средства физической культуры
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – движения
или действия, используемые для формирования
и совершенствования двигательных умений
и навыков, развития физических качеств.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ – солнечные
лучи, воздух, вода.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – мероприятия
по личной и общественной гигиене труда,
быта, отдыха, питания, окружающей среды
и т.д.
5.3. Факторы, определяющие воздействие
физических упражнений
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся определяется рядом внешних
и внутренних факторов:
Индивидуальные особенности занимающихся:
возрастные, половые, состояние здоровья
и физического развития, уровень умственной,
нравственной, физической и эмоциональной
подготовленности, режим труда, учёбы,
отдыха, быта. В зависимости от индивидуальных
особенностей одно и то же физическое
упражнение (бег, прыжки, метания и др.)
оказывает разный эффект.
Особенности самих физических упражнений:
их сложность, новизна, эмоциональность,
направленность, техника, величина нагрузки
и т.д. Так, упражнения, выполненные неохотно,
небрежно, без усилия, не могут оказать
такое же влияние на занимающихся, как
упражнения, выполненные сознательно
и активно.
Особенности внешних условий: метеорологических,
местности, качества спортивного инвентаря,
одежды, гигиенического состояния мест
занятий и др. Так, влияние на организм
занимающихся одних и тех же упражнений,
выполненных в разных условиях, будет
неодинаковым. Например, бег на определённое
расстояние, выполненный на дорожке стадиона,
по пересечённой местности вверх и вниз,
по песку, по снегу, по воде, определённо
даст разные результаты и окажет разный
эффект.
5.4. Классификация физических упражнений
1. Классификация упражнений по преимущественной
целевой направленности их использования.
По этому признаку упражнения подразделяются
на: общеразвивающие, профессионально-прикладные,
спортивные, восстановительные, рекреационные,
лечебные, профилактические и др.
2. Классификация упражнений по их преимущественному
воздействию на развитие отдельных качеств
человека. По этому признаку выделяют
упражнения для развития силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости,
а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных,
эстетических, волевых качеств и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному
проявлению определённых двигательных
умений и навыков. Здесь обычно выделяют
акробатические, гимнастические, игровые,
беговые, прыжковые, метательные и другие
упражнения.
4. Классификация упражнений по структуре
движений. В этом случае упражнения подразделяются
на циклические, ациклические и смешанные.
К циклическим упражнениям относятся: ходьба,
бег, плавание, гребля, продвижение на
велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным
признаком циклических упражнений является
закономерная последовательность, повторяемость
и взаимосвязь самих циклов.
К ациклическим упражнениям относятся:
метание диска, толкание ядра, метание
молота, прыжки с места, гимнастические
упражнения на снарядах, рывок и толчок
штанги и др. В этом случае каждое упражнение
представляет собой законченное действие,
повторение которого не вытекает из сути
самого действия.
К смешанным упражнениям относятся: прыжки
в длину с разбега, прыжки с шестом, бег
с барьерами, метание копья с разбега и
т.д. То есть это упражнения, в которых
сочетаются действия циклического и ациклического
характера.
5. Классификация упражнений по преимущественному
воздействию на развитие отдельных мышечных
групп. В зависимости от того, на какие
мышечные группы влияют те или иные упражнения,
выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка,
спины, живота, плечевого пояса, плеча,
предплечья, кисти, таза, бедра, голени,
стопы.
Пример:
Такая классификация широко применяется
при составлении комплексов силовых упражнений
в процессе проведения занятий по бодибилдингу,
атлетической гимнастике, пауэрлифтингу,
гиревому спорту и т.п.
6. Классификация упражнений по особенностям
режима работы мышц. При этом выделяются
динамические упражнения, статические,
комбинированные.
Динамические – упражнения, в процессе
выполнения которых мышцы, сокращаясь,
укорачиваются или удлиняются.
Статические (изометрические) – упражнения,
при выполнении которых длина мышцы при
сокращении остаётся неизменной.
Комбинированные – упражнения, сочетающие
оба режима работы мышц.
7. Классификация упражнений по различию
участвующих в работе механизмов энергообеспечения
мышечной деятельности. В этом случае
различают упражнения: аэробные, анаэробные,
аэробно-анаэробные
Аэробные – упражнения, в процессе выполнения
которых энергообеспечение мышечной работы
осуществляется в основном за счёт процессов
окисления с участием кислорода.
Анаэробные – упражнения, в процессе выполнения
которых энергообеспечение мышечной работы
осуществляется в основном в бескислородных
условиях (на клеточном уровне).
Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного
характера.
8. Классификация упражнений по интенсивности
работы. Как правило, в этом случае упражнения
подразделяются на упражнения максимальной,
субмаксимальной, большой, средней, малой
и умеренной интенсивности.
Помимо указанных классификаций существуют
и иные, например:
- по воздействию на различные системы
и функции организма (на развитие органов
дыхания, кровообращения, вестибулярного
аппарата и т.д.);
- по снарядовому признаку (без снаряда,
со снарядами и т.д.);
- по предметным формам применения (гимнастика,
спорт, игры, туризм и т.д.);
- по числу занимающихся, выполняющих упражнения
(без партнёра, с партнёром, в группе).
5.5. Естественные силы природы и гигиенические
факторы
Естественные силы природы (солнечные
лучи, воздух, вода) являются важным средством
укрепления здоровья и повышения работоспособности.
В физической культуре естественные силы
могут быть использованы в двух направлениях:
во-первых, как сопутствующие условия
занятий физическими упражнениями, когда
естественные факторы среды дополняют,
усиливают и оптимизируют воздействие
физических упражнений (пр., занятия физическими
упражнениями на свежем воздухе, при облучении
солнечными лучами, в воде и т.п.).
во-вторых, для закаливания организма
занимающихся. В этом случае естественные
силы природы используются в виде специальных
процедур (воздушные и солнечные ванны,
купание и др.), в ходе которых воздействие
естественных факторов дозируется определённым
образом.
Пребывание на открытом воздухе ускоряет
обменные процессы в организме, укрепляет
сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает
мозговую деятельность, повышает общий
тонус организма. В процессе занятий физическими
упражнениями на свежем воздухе повышается
приспособляемость организма человека
к климатическим факторам и устойчивость
к заболеваниям и стрессам.
К разряду гигиенических факторов относятся
мероприятия по личной и общественной
гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей
среды и т.п. В процессе выполнения физических
упражнений, оказывающих разностороннее
влияние на организм занимающихся, соблюдение
гигиенических норм и правил является
обязательным, т.к. оно повышает эффект
воздействия физических упражнений. Кроме
того, при создании необходимых гигиенических
условий большое значение имеет состояние
материально-технической базы, спортивного
оборудования, инвентаря, одежды. Существенную
роль в процессе систематических занятий
физическими упражнениями играет также
научно обоснованный режим..