Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

Культура устной и письменной речи сегодня становится не только неотъемлемой частью имиджа делового человека, но и немаловажным условием профессионального успеха в любом бизнесе. Говорят, встречают по одежке... Наша речь и есть не что иное, как «одежда» наших мыслей.
Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Ораторское искусство………………………………………………………......4
1.1 История ораторского искусства……………………………………………...4
1.2 Принципы и законы риторики……………………………………………….7
1.3 Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………..11
1.4 Требования к оратору……………………………………………………….12
1.5 Практическое задание……………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА РЕЧИ.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культура речи

по теме: Ораторское искусство

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление Юриспруденция

Профиль Гражданско-правовой

Группа ЮР – 13 Р

Ф.И.О Челноков А.А

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Ораторское искусство………………………………………………………......4

1.1 История ораторского искусства……………………………………………...4

1.2 Принципы и законы риторики……………………………………………….7

1.3 Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………..11

1.4 Требования к оратору……………………………………………………….12

1.5 Практическое задание……………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Яркое и  страстное слово во все времена, как свидетельствует история  развития человеческого общества, оказывало  большое влияние на людей: на их взгляды, убеждения, дела и поступки.

Культура  устной и письменной речи сегодня  становится не только неотъемлемой частью имиджа делового человека, но и немаловажным условием профессионального успеха в любом бизнесе. Говорят, встречают  по одежке... Наша речь и есть не что  иное, как «одежда» наших мыслей.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях  бытового, социального, делового и профессионального  общения.

Каждый  человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли, но особенно это необходимо деловым  людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, учителям, преподавателям, ученикам, студентам, наконец, просто собеседникам.

 

 

1 ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

 

1.1 История ораторского искусства

 

Оратор (от латинского ораре – говорить) – лицо, произносящее речь, красноречивый человек, владеющий мастерством слова. Ораторский – относящийся к оратору, соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.

Еще в глубокой древности четко  обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать. Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль.

В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и  выразительность речи нужны для  ее убедительности. Так, М.В. Ломоносов  в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал: «Красноречие есть искусство  о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». оратор публичное выступление спор дискуссия

Ораторское искусство имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые оно опирается.

Объективной основой зарождения ораторского  искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще  в Древней Руси была довольно разнообразной  и отличалась высоким уровнем  мастерства.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание  о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия, – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д.

Большую роль в развитии русского красноречия сыграли труды выдающегося  государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника  Петра I Феофана Прокоповича (1681–1736). В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов.

Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского  красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство  публичного слова, отвечающее интересам  общественного прогресса в России. Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 г. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».

В конце XVIII – начале XIX вв. появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи.

Значительное место в истории  отечественной науки о красноречии  занимает «Риторика» первого ректора  Харьковского университета, члена Императорской российской академии наук, доктора философии И.С. Рижского, написанная в 1796 г. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и наполненный Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского.

1.2 Принципы и законы риторики

 

Современная риторика исходит из того, что пассивной  стороны в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. Oт взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.

Принцип кооперации - универсальный принцип успешной коммуникации, сформулированный Г.П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.

Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.

Принцип интереса означает, что диалогическое общение развивается более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Принцип Поллианы - принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения. Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

В последнее время довольно часто  встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом  высказывания. О тяжелом экономическом  положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые  переговоры нередко ведутся с  «проигрышных» позиций, позиций  неверия в собственные силы.

Согласно  принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.

Принцип последовательности в развитии темы. В деловой диалогической речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны уходят от решения проблемы.

При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.

Принцип удовольствия – это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств. К ним относятся:

- этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович;

- обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);

- использование комплиментов;

- прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.

К законам речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон. Предполагает систематизацию материала обсуждения, всесторонний анализ предмета речи и выстраивание знаний о нем.

2. Закон моделирования аудитории.  Предусматривает знание аудитории (собеседника). Портрет любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и, в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.).

3. Стратегический  закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает на основе выработанной стратегии в процессе общения использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого выражения. Предусматривает умение облекать мысль в действенную речевую форму, логично, красочно доказывать свои «тезисы». Формула Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6. Закон  эффективного общения. Предусматривает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7. Системно-аналитический  закон. Предполагает умение анализировать полученный результат.

Концептуальный  закон – основополагающий, так  как от умения анализировать ситуацию и принимать решение зависит  во многом успех общения; законы моделирования аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать концепцию.

Значение  системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти  сильные и слабые звенья, корректируя  недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности, и следование им определяет коммуникативный успех.

Принципы  отличаются от законов своей избирательностью, законы же носят универсальный характер, т. е. используются в любом виде общения.

К выступлению  необходимо обязательно готовиться! Если человек не готов к выступлению – это сразу видно. Говорит он не четко, прыгает по темам, старается быстрее завершить выступление, не может ответить на вопросы аудитории. Когда оратор готов, он уверен в себе и своих словах, последовательно и четко выражает свои мысли, приводит разнообразные примеры.

 

1.3 Этапы подготовки к публичному выступлению

 

Разобраться в теме выступления, выяснить, что  от вас хотят услышать. - узнать, о чем будут говорить другие ораторы, регламент и технические возможности (проектор, микрофон…);

- узнать, какая аудитория будет в зале;

- изучить  тему, о которой предстоит говорить. Чем лучше оратор владеет темой,  тем увереннее чувствует себя  перед аудиторией;

Информация о работе Ораторское искусство