Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:28, контрольная работа
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образовани людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
1. Введение..........................................................................3
2. Краткая история ораторского искусства……………..3
3. Принципы и законы риторики………………………..4
4. Этапы подготовки к публичному выступлению…….7
5. Требования предъявляемые оратору…………………9
6. Заключение……………………………………………10
7. Список литературы…………………………………...11
8. Практическое задание………………………………..12
Контрольная работа
Ораторское искусство
Выполнила:
студентка 1 курса
ГМФ-13 Сб
Аблова Анна
Сергеевна
Екатеринбург 2013
Содержание:
1. Введение......................
2. Краткая история ораторского искусства……………..3
3. Принципы и законы риторики…………
4. Этапы подготовки к публичному выступлению…….7
5. Требования предъявляемые
6. Заключение……………………………………………10
7. Список литературы…………………………………
8. Практическое задание…………………………
Введение
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образовани людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
История ораторского искусства
В древней Греции речь была поднята на уровень искусства, и родилось мастерство истинного красноречия. «Золотой век красноречия» был возвещен в Элладе, и Перикл стал первым профессиональным оратором. Его надгробная речь была, пожалуй, первой большой речью, написанной и подготовленной для общественности, и установила «золотой стандарт» для всех речей будущего.
Современный мир помнит Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Его способности оратора пробудили афинский народ от глубокой апатии, чтобы бороться с угрозой Филиппа Македонского. Тем не менее, практика обучения ораторскому искусству не ограничивалось элитой афинского общества.
Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком. Мастерство речи расцвело так великолепно и достигло такой вершины в Древней Греции из-за его центральной функции в общественной жизни.
Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола в участии в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Законы были немногочисленными и простыми, предоставляя судьям значительную свободу в применении правосудия. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.
Принципы и законы риторики
Первый закон риторики - закон гармонизирующего
диалога гласит: эффективное речевое общение возможно
только при диалогическом взаимодействии
участников речевой ситуации.
Закон гармонизирующего диалога говорит
о том, что ваш собеседник или аудитория
- не пассивный объект, которому вы должны
передать информацию, на который вы как
говорящий призваны воздействовать. Ваша
задача - "пробудить собственное внутреннее
слово" слушателя, установить гармонические
и двусторонние отношения с адресатом.
Как диалогизировать речевое общение,
мы разберем в следующем параграфе.
Принципы диалогизации речевого общения.
Для того чтобы диалогизировать речевое
общение, т.е. чтобы получить активный
отклик на речь говорящего, надо знать
принципы речевого поведения.
Первый принцип - внимание к адресату.
Готовясь к публичной речи, профессиональной
или личной беседе, прежде всего, необходимо
представить себе слушателя, собеседника.
Каковы особенности его личности (характер,
вкусы, интересы). Есть ли темы, которые
не стоит затрагивать.
Риторика рекомендует, обдумывая речь,
заранее составить "социальный портрет
слушателя (аудитории)".
Второй принцип диалогизации речи - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.
Третий принцип - конкретность. Конкретность
помогает зримо воспринять звучащее слово,
а это очень важно для понимания и запоминания.
Обязательно должны быть примеры - конкретные
проявления и подтверждения ваших мыслей.Обратите
внимание на образность речи.
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, "чтобы говорящий не только
мыслил, не только рассудком творил свою
речь, но и чувствовал, переживал эмоционально
то, о чем он сообщает или беседует"
Еще древние риторики говорили о то, что
только личностно пережитое, прочувствованное
можно убедительно сообщить, не оставив
слушателя равнодушным. Существует множество
выразительных средств, разработанных
риторикой, которые делают речь выразительной.
Самое сильное из них - это метафора (Смотри
главу "Элокуция"). Эмоциональной
и экспрессивной речь становится также
благодаря выразительным движениям говорящего,
его голосу.
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.
Этапы подготовки к публичному выступлению
1) Определение темы и цели выступления:
- действительно ли меня интересует тема
и может ли быть он интересна для меня;
- важна ли эта тема для аудитории
2) Оценка состояния аудитории и обстановки в целом.
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются, а состояние аудитории и обстановки не выбираются выступающим.
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль
и соответствовать цели
выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Оценка темы, цели и аудитории является
основой и фоном следующего этапа докоммуникативной
фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения
на данную тему, с заданной целью, для данной
аудитории и в соответствии с конкретной
обстановкой. Этот этап включает:
- подбор материалов;
- композиционно-
- использование фактологического материала;
- работу над языком и стилем выступления.
Подготовка по существу вопросов:
- анализ проблемы, ситуации;
- формирование целей, задач, общего подхода
к выступлению и
собственной позиции;
- подготовка речи и аргументации выводов;
- подбор необходимых документов и материалов;
- учитывать возрастной и половой факторы.
Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха,
конструктивного результата, необходимо
тщательно подготовить выступление. Такую
подготовку можно представить в виде следующих
составных частей:
- подготовка
- манеры поведения
- учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию
Таким образом, действия оратора во время
коммуникативной фазы выступления включают:
· реализацию норм культуры речи;
· логико-композиционное структурирование текста речи;
· реакцию на действия аудитории
Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в
своей публичной речи?
1. Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями в целом.
2. Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.
3. Не рекомендуется делать начало преувеличенно
эмоциональным. В этом случае оратор быстро
«выдыхается» и не в состоянии затем
удерживать внимание слушателей.
Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций: полноты реализации замысла логики изложения, эстетической выразительности
По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.
Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.
В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.
Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.