Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:32, контрольная работа
Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Оратором является незаурядный человек, который может найти общий язык с публикой и может воздействовать на неё, но оратор это не профессия, это талант. Давайте подробнее рассмотрим это древнейшее искусство – риторику.
Введение ……………………………………………………………………3
Краткая история ораторского искусства …………………………………4
Принципы и законы риторики ……………………………………………6
Этапы подготовки к публичному выступлению ………………………...8
Требования, предъявляемые к оратору …………………………………..9
Практическое задание ……………………………………………………10
Использованная литература……………………………………………..12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культура речи и деловое общение
Преподаватель Чудинова С.Г.
Студент Чистяков А.Н.
Группа УКу-12 СР
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение
Зададимся первым вопросом кто такой оратор и что же такое ораторское искусство?
Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Оратором является незаурядный человек, который может найти общий язык с публикой и может воздействовать на неё, но оратор это не профессия, это талант. Давайте подробнее рассмотрим это древнейшее искусство – риторику.
Что же такое ораторское искусство?
Ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества.
В истории ораторского искусства выделяется, прежде всего, античный период. Античная риторика возникла в Греции в V - IV вв. до н.э., сложилась в систему в III - II вв. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э.
Так же риторика развивалась и в России.
Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой.
Первым древнерусским сочинением, рассказывающем о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях» созданное во втором десятилетии XVII века. Это произведение состояло из семи глав: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия — представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т. д. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.
Михаил Васильевич Ломоносов и его в развитии риторики.
Огромную роль в развитии риторики сыграл М. В. Ломоносов, которого Н. М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М. В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.
Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 году. Свою вторую риторику «Краткое руководство к красноречию» написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 году.
«Риторика» М. В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
Огромная заслуга в привлечении общественного внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов.
Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т. д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания.
В настоящее время велика общественная потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.
2. Принципы и законы риторики
Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления.
Итак, риторика говорит: "Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика". Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.
Закон гармонизирующего диалога
Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - "пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.
Закон продвижения и ориентации адресата
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории.
Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.
Закон эмоциональности
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует.
Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.
Закон удовольствия
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель.
Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
4. Требования, предъявляемые к оратору
Требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.
При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами.
К ним относятся честность, образованность, предусмотрительность, ответственность, решительность и другие.
Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.
Ответственность – готовность ответить за произносимые мысли и слова.
Решительность – способность настойчиво проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.
5. «Нужно ли человеку бессмертие»
Наш современный мир биотехнологий предлагает нам невиданные ранее возможности продления жизни, омоложения, возможность замены частей тела и пересадки органов.
Люди уже давно создают роботов, искусственного человека, которому будут невиданны все тяготы человеческой жизни, страдания земной жизни.
Одним из способов избежать вечного сна в деревянном ящике является сон в высокотехнологических холодильниках. Если медицина научиться лечить болезни рака и сердца – это может стать способом избежать или «убежать» от смерти.
А как насчёт клонирования и нано разработок в генно - технологиях.
Учённые установили, что одним из методов омоложения организма являются стволовые клетки. Они способны стимулировать и восстанавливать практически любое повреждение в организме. Но и это имеет лишь временный омолаживающий эффект.
С древних времен человек стремился к бессмертию. Древние и средневековые алхимики, находили какие-то составы, рецепты, старались воспроизвести эликсир бессмертия. Монахи восточных стран экспериментировали воспроизвести эликсир с помощью жаб, летучих мешей, насекомых.
Современные случаи долгой жизни говорят о том, что оценка продолжительности жизни человека, возможно, не точка, и что умираем так рано не из-за генов, а из-за неблагоприятного воздействия внешней среды, уровня жизни собственной неосторожности.