Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:16, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности организации досуга пожилых людей в условиях городского социума.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть специфику организации досуга населения в современных социально-экономических условиях;
3. Дать социально-психологическую характеристику людей пожилого возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы темы: «Организация досуга пожилых людей в условиях городского социума» 7
1.1.Организация досуга населения в современных социально-экономических условиях. 7
1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 14
1.3 Особенности организации досуга пожилых людей в условиях городского социума 24
Глава 2. Практическое исследование по организации досуга пожилых людей в условиях городского социума 35
2.1 Анализ деятельности клубов для пожилых людей в городе Волгограде 35
2.2.Проект по реорганизации клуба для пожилых «Родничок» 40
2.3 Методические рекомендации по организации досуга пожилых людей 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Запланирована работа с социумом: будут проводить массовые мероприятия и праздникис участием пожилых людей (спортивные мероприятия; «Старость нам нипочем», «А мы еще покажем» в культурно-массовые мероприятия, посвященные Дню города, празднику «Масленица»).
Социально-значимые акции по благоустройству города с участием пожилых людей (субботники, конкурсы на самый лучший двор), я решила , что в клубе должно проводиться социальное и юридическое консультирование пенсионеров клуба по вопросам в правовой сфере.
Так же будет оздоровительное направление, в котором пожилые люди смогут заниматься спортом и для них планируется организация оздоровительно-досуговой деятельности в центре: ЛФК, занятия с тренерами по фитнесу, прогулки и пробежки на свежем воздухе, консультации и тренинги со специалистами.
Творческое направление подразумевает творческие мастерские «Мастерок» и «Мастерица», «Ручной труд» с последующей благотворительностью полученных изделий, объединения по интересам, танцевальные и вокальные коллективы; «музыкальная шкатулка», «Альтаир»; музей при досуговом клубе.
В историко-краеведческом направлении подразумевается создание сборника рассказов пожилых людей о своем времени.
Культурно-просветительском нап
Просвещение в области компьютерных технологий.
Наименование разделов и дисциплин:
Итого: 238 часа. 200 часов аудиторной работы и 38 самостоятельной.
Цель курса
– повысить уровень информационной
культуры людей пенсионного возраста,
дать им возможность обрести
Помочь людям старшего поколения выйти из общественной изоляции, связанной с незнанием компьютерных технологий, и побудить их к активной жизни; выявить потенциальные ресурсы для развития и саморазвития.
Образование пожилых людей должно сформировать новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, обеспеченной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.
Освоение компьютерных технологий предоставит возможность гражданам пожилого возраста со знанием дела использовать информационные технологии в своей личной и профессиональной деятельности, а желающим позволит найти место на современном рынке труда, например, удаленные место работы. Сегодня рабочих мест для тех, кто хочет трудиться удаленно, становиться все больше, и для человека владеющего компьютером не составит труда найти хороший заработок. Программа обучения составлена с учетом физических и психологических особенностей людей старшего поколения. Учитывает наличие внутренних психологических барьеров взрослых людей к работе на компьютере.
Изучение иностранных языков.
Новые исследования дают все больше и больше положительных ответов на этот вопрос. Исследования показывают, что: - с возрастом способность к обучению не снижается; - возраст – не главный фактор в изучении языка, ведь он может повлиять лишь на некоторые ухудшения слуха и зрения; - больше всего влияет на способность выучить новый язык окружение, в котором пожилые люди учатся.
Вопреки существующим стереотипам, пожилые люди могут прекрасно учить иностранные языки. С трудностями же, с которыми часто сталкиваются пожилые учащиеся в классе, можно справиться изменением учебной обстановки, вниманием к важным факторам и использование эффективных учебных методов.
Здоровье имеет
важное значение в обучение; многие
хронические болезни могут
Некоторые методы обучения иностранным языкам могут не подходить пожилым людям. Например, некоторые методики уделяют основное внимание аудирования. А ведь слух ухудшается с возрастом, так что эти методики будут затруднять обучения для пожилых студентов.
Такие упражнения, как устное повторения и запоминание, тоже плохо подходят для пожилых, так как в их основе – использование кратковременной памяти. Взрослые лучше учат не зубрежкой, а интеграцией новых концепций и материалов в уже существующие когнитивные структуры.
Еще один фактор, работающий против пожилых студентов – скорость, так что быстрые повторения и соревновательные упражнения тоже могут не подойти.
Преподаватели могут помочь своим студентам, внеся в свои занятия следующие изменения: нужно убрать значимые сложности, подобрать подходящий мотивирующий материал и использовать стратегии обучения, подходящие для пожилых людей.
Такие факторы, как мотивация и уверенность в себе, очень важны в изучении иностранных языков. Многие пожилые студенты гораздо больше опасаются неудачи, чем молодежь. Возможно, это происходит из-за существующих стереотипов, утверждающих, что пожилые люди не могут выучить иностранный язык, или из-за предыдущих неудачных опытов обучения. Когда такие студенты сталкиваются со сложной ситуацией на уроке, требующей быстрой реакции, то боязнь неудачи только увеличивается. Пожилые студенты могут больше сомневаться в своей правоте. Таким образом учителя должны быть способны поддерживать уверенность своих студентов в своих силах и снижать тревожность.
Упражнения, включающие большие объемы устных повторений, постоянная корректировка произношения или ожидание речи без ошибок тоже очень влияют на поведение пожилых студентов. С другой стороны, если дать студентам возможность работать в группах, фокусироваться на понимании, а не на ошибках, меньше поправлять, то уверенность студентов в своих силах возрастет, что сделает обучение более эффективных. Преподаватели должны создавать позитивное отношение на занятиях: обращать внимание на прогресс студентов, создавать возможности для демонстрации успехов.
Обычно пожилые студенты изучают иностранный язык с конкретной целью: чтобы общаться за границей, для работы или по другим причинам. Они не желают мириться со скучным или посторонним содержанием, с уроками, на которых изучается грамматика в отрыве от контекста. Им нужен материал, представляющий структуры и вокабуляр, которые можно сразу же использовать в реальных ситуациях. Материалы и ситуации, не связанные с реальной жизнью взрослым студентам не понравится.
Обычно у пожилых
студентов уже сложились
Йога для людей старшего возраста - Название этого класса в действительности весьма условно. Несомненно, с возрастом на фоне гормональных изменений наше тело становится более жестким и хрупким, поэтому пожилым людям, которые не занимались йогой ранее, лучше посещать этот класс, по крайней мере, на первых порах. Однако человек, который практикует регулярно, может посещать обычные классы независимо от возраста. И напротив, этот класс может подойти молодым людям, если их физическая форма оставляет желать лучшего (например, при серьезных проблемах со спиной). Программа класса не рассчитана на достижение впечатляющих результатов, ее целью является поддержание здоровья.
Основу программы составляют некоторые позы стоя с опорой, позы лежа на спине и позы полусидя (это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник). В этом классе перевернутые позы и многие другие асаны делаются в более мягком варианте. Используется много вспомогательных материалов для раскрытия тела и уменьшения напряжения.
Занятия фитбол-аэробикой.
Но следует отметить, что выполнять на нём несложные упражнения не так легко, как кажется. Ведь вы должны не только делать гимнастику, но ещё и удерживаться на шаре держать равновесие. Упражнения направлены на мышцы пресса, бёдер, рук, спины. Продолжительность и интенсивность тренировки зависит от здоровья группы и задач, которые поставлены. Во многих спортзалах практикуют вливание фитбола в другие виды фитнеса, например, аэробику или пилатес.
Занятия с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, снимают дополнительную нагрузку на позвоночник. Все это позволяет заниматься фитболом людям с избыточным весом. Мяч отлично «разгружает» суставы, гимнастика полезна при варикозном расширении вен, остеохондрозе и артритах. Занятия фитбол-аэробикой – это щадящий, но достаточно эффективный способ привести себя в форму.
Групповые занятия пилатесом.
Забота о своем здоровье
человеку требуется всегда, а с
возрастом эта потребность
Этот вид фитнеса идеально подходит для женщин и мужчин пожилого возраста, потому что упражнения здесь совершаются плавно и неспешным темпом, а не рывками. Разработанная методика пилатес содержит наиболее безопасные упражнения, подходящие для людей любых возрастных групп. Их цель – поддержание здоровья, продление активной жизни и улучшение настроения.
К сожалению, процесс старения человека сопровождается уменьшением мышечной массы, которое приводит к снижению выносливости, а также к дегенеративным изменениям суставов (это может проявиться и в молодом возрасте). Это, в свою очередь, приводит к обострению суставного синдрома, изменениям сердечно – сосудистой системы, снижению эластичности крупных сосудов и аорты.
Прогрессирующая хрупкость костной ткани также ведет к остеопорозу, что уменьшает объем легких и количество кислорода в крови.
Занятия пилатес восстанавливают опорно – двигательный аппарат, укрепляют суставы, налаживают правильное дыхание, регулируют обмен веществ, возвращают уверенность движений, противостоят потере координации. Этот комплекс упражнений предотвращает характерные для данной возрастной группы травмы. Многие женщины в возрасте сталкиваются с такой известной болезнью, как венозное расширение на ногах. Занятия пилатесом предупреждают и не допускают возникновения подобных проблем, отлично тренируя вены и улучшая кровоток тела.
Чтобы достичь ощутимых результатов, нужно заниматься регулярно (3 раза в неделю). Уникальность этой методики состоит в том, что каждый желающий независимо от возраста, состояния его здоровья и физической подготовки, может заниматься пилатесом, улучшая здоровье организма и совершенствуя свое тело.
Различают три вида пилатеса:
4. Итоговый блок - награждение дипломами участников программы; - пресс-конференция по итогам работы. 5. Оценочный блок - заполнение каждым участником оценочной анкеты программы; - оценка работы пожилых волонтеров - преподавателей слушателями свободных лекций. 6. Отчетный блок - составление финансового отчета; - составление содержательного отчета.
Ожидаемые результаты:
Работа по внедрению новых программ и секций для пожилых посредством программы приведёт к следующим качественным изменениям: 1. Активная позиция участников программы стала главным фактором, изменившим личностную позицию пенсионеров.
2. Изменится обстановка внутри клуба внутри клуба.
3. У слушателей появились знания о факторах, улучшающих качество жизни и состояния здоровья. Они смогли критически оценить, пересмотреть свой образ жизни и образ жизни близких людей, а также применить полученные знания, освоить навыки тех спортивных программ которые предлагаются. 4. У слушателей повысилось качество жизни счет предоставления целого спектра возможностей реализации. Открытие новых горизонтов и возможностей позволило посмотреть на жизнь другими глазами. 5. Позволило в корне изменить отношение общества к пожилым людям и пожилых людей к обществу.
2.3 Методические рекомендации по организации досуга пожилых людей
Важным направлением
гармонизации отношений пожилого человека
и развития его социальных связей
с обществом выступает
Информация о работе Организация досуга пожилых людей в условиях городского социума