Организация досуга семьи учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 08:46, реферат

Краткое описание

Цель исследования: Обобщение информации об организации семейного досуга в КДУ.
Цель исследования обуславливает необходимость следующих задач:
1. Определить общие понятия семьи, как социально-культурного института.
2. Определить сущность и специфику семейного досуга.
3. Обосновать социально – культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи.
4. Определить роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие понятия семьи как социально-культурного института 5
2. Сущность и специфика семейного досуга 8
3. Роль культурно-досуговых учреждений в организации семейного досуга 12
4. Формы и методы работы КДУ с семьей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Организация досуга семьи учреждениями культуры.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3. РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

 

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами5.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению6.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга.

Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КДУ С СЕМЬЕЙ

 

 Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

В основе организации досуга с семьей по месту жительства лежат следующие методы7:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые семейные праздники и др.)

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей, прежде всего, состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

 

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На учреждения культурно-досуговой деятельности ложится ответственность за разработку и использование методов и форм работы с институтом семьи. Появляются исследования, посвященные организационным вопросам создания новых форм деятельности с семьей. Одной их них является отдых всей семьи в культурно-спортивных комплексах по месту жительства. Совместная спортивно-оздоровительная деятельность может стать эффективным фактором поддержания стабильности семьи, улучшения взаимоотношений как между супругами, так между родителями и детьми.

В современное время институт семьи переживает кризис, который выражен в дезорганизации воспитательной функции семьи. Семьи порой воспитывают не только будущих социализированных членов общества, но и в большом количестве лиц с девиантными, делинквентными и криминальными формами поведения. Социальный процесс имеет тенденцию к утрате нравственности, альтруизма и духовности.

Необходим поиск новых подходов к решению масштабного ряда проблем семейной жизни. Наиболее перспективными можно представить формирование знаний, навыков и умений к гармоничному взаимодействию супругов в брачном союзе и создание наиболее благоприятных условий для целостного и гармоничного становления личности в семье; становление семьи как первичного культурного института, помощь в раскрытии духовно-нравственного, психолого-педагогического и художественно-созидательного потенциалов, личностного и профессионального самоопределения каждого ее члена; разработка современных подходов к организации свободного времени не только отдельного члена, но и всей семьи в целом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебное пособие/ А.Ф.Воловик, В.А. Воловик.  - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С. 240
  2. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества. / А.Демченко // Культурно-досуговая деятельность. – М.: ГИВЦ МК. РФ, 2003.- С. 49
  3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия : учебное пособие/ И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2004.- С.32
  4. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебное пособие/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М: МГУКИ, 2004. – С.539
  5. Кисилева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.– М.: Издательство МГУК, 1995.-С.136
  6. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие/ Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001. - С. 48
  7. Ремизова, Т.А. Культурно-просветительная работа: учебное пособие/ Т.А. Ремизова - М.: Наука, 2004. – С. 248

Мало литературы, хотя бы 10.

1 Ремизова, Т.А. Культурно-просветительная работа: учебное пособие/ Т.А. Ремизова - М.: Наука, 2004. – С.54.

2 Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия: учебное пособие/ И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2004.- С.9.

3 Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебное пособие/ А.Ф.Воловик, В.А. Воловик.  - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – С.83.

4 Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебное пособие/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М: МГУКИ, 2004. – С.167.

5 Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие/ Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2001.- С.138.

6 Кисилева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.– М.: Издательство МГУК, 1995.- С.82.

7 Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия: учебное пособие/ И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2004.- С.107.


Информация о работе Организация досуга семьи учреждениями культуры