Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 23:12, доклад
Краткое описание
Вопреки мрачным прогнозам некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Однако происходящие
изменения необходимо рассматривать не
только в отношении форм или содержания
видов досуговой деятельности молодежи,
но и тех условий, которые влияют на их
трансформацию. В этой связи можно говорить
об инновациях всей социокультурной ситуации
в сфере досуга людей.
Естественно, что у
каждого человека вырабатывается индивидуальный
стиль досуга и отдыха, привязанность
к тем или иным занятиям, у каждого свой
принцип организации проведения свободного
времени - творческий или нетворческий.
Разумеется, каждый отдыхает по-своему,
исходя из собственных возможностей и
условий. Однако есть ряд общих требований,
которым должен отвечать досуг, чтобы
быть полноценным. Эти требования вытекают
из той социальной роли, которую призван
играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной
ситуации молодежный досуг предстает
как общественно осознанная необходимость.
Общество кровно заинтересовано в эффективном
использовании свободного времени людей
- в целом социально-экологического развития
и духовного обновления всей нашей жизни.
Сегодня досуг становится все более широкой
сферой культурного досуга, где происходит
самореализация творческого и духовного
потенциала молодежи и общества в целом.
Культурно-досуговая
программа несет в себе целью коллективный
отдых населения, в названии ее часто присутствует
указание на возраст аудитории (конкурсная
семейная программа, детский утренник,
молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия
отличается разнообразием и непринужденностью
форм общения - познавательных, развлекательных,
самодеятельных, предоставлением участникам
возможности переключаться с одного вида
деятельности на другой. Такие программы
требуют от организаторов творчества,
фантазии и изобретательства, а также
четкого построения сценария с учетом
возраста аудитории.
Структура досуга состоит
из нескольких уровней, которые отмечаются
друг от друга своей психологической и
культурной значимостью, эмоциональной
весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид
досуга - отдых. Он предназначен для восстановления
затраченных во время работы сил и подразделяется
на активный и пассивный. Пассивный отдых
характеризуется состоянием покоя, которое
снимает утомление и восстанавливает
силы. Чем ты занят - не имеет значения,
лишь бы можно было отвлечься, освободиться
от напряжения, получить эмоциональную
разрядку. Привычная простая деятельность
дома вызывает настроение покоя. Это может
быть простое соединение или летание,
просмотр газет, настольная игра, непринужденная
беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых
такого рода не ставит перед собой далеко
идущих целей он пассивен, индивидуален
и содержит лишь зачатки позитивного досуга.
И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый
элемент жизни человека. Он служит подготовительной
степенью к более сложной и творческой
деятельности.
Активный отдых, напротив
воспроизводит силы человека с превышением
исходного уровня. Он дает работу мышцам
и психическим функциям, которые не нашли
применения в труде. Человек наслаждается
движением, быстрой сменой эмоциональных
воздействий, общением с друзьями. Активный
отдых в отличие от пассивного, требует
некоторого минимума свежих сил, волевых
усилий и подготовки. К нему относят физкультуру,
спорт, физические и психические упражнения,
туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение
выставок, театров, музеев, прослушивание
музыки, чтение, приятельское общение.
Исследователи выделяют
три основные функции активного отдыха:
- восстановительную;
- развития;
- гармонизации.
Первая обеспечивает
человеку физиологическую норму здоровья
и высокую работоспособность, вторая -
развитие его духовных и физических сил,
третья - гармонию души и тела. В общем,
многие стороны личности могут быть развиты
и усовершенствованы активным отдыхом,
если инвалид обладает хорошо развитым
умением отдыхать. Оно есть своего рода
искусство, которое состоит в способности
знать возможности своего организма и
сделать выбор наиболее подходящих в данное
время занятий.
Между работой и отдыхом
социологи, психологи, экономисты установили
прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой
деятельности также был проведен ряд исследований
в этой области. Наиболее точными и плодотворными
являются исследования Ю.А. Стрельцова,
который считает «что любой вид свободной
деятельности несет в себе как функцию
восстановления сил, так и функцию развития
знаний и способностей человека. Однако
одна из этих функций является преобладающей,
доминирующей: как вид деятельности, имеет
свойство развивать человека либо преимущественно
восстанавливать его силы»? конечно отдых
и развлечения тесно переплетаются друг
с другом, но есть и свои различия.
Традиционно «развлечениями»
именуют такие виды деятельности в свободное
время, которые дают возможность повеселиться,
отвлекают от забот, доставляют удовольствие,
т.е. развлечения всегда требуют активности
в отличие от отдыха, как говорилось выше,
который может быть пассивным или полупассивным.
Еще уточним, в процессе отдыха человек
восстанавливает свое физиологическое
состояние, а развлечения необходимы для
снятия психологических стрессов, перегрузок,
переутомления. Следовательно, развлечения
требуют особой эмоциональной нагрузки.
С активным отдыхом
связана активизация духовных интересов,
которые побуждают молодого человека
к активным поискам в сфере культуры. Эти
поиски стимулируют познавательную деятельность
личности, состоящую в систематическом
чтении серьезной литературы, посещения
музеев, выставок. Если развлечение служит
главным образом эмоциональной разрядке,
то познание способствует расширению
культурного кругозора, воспитанию чувств,
и проявлению интеллектуальной активности.
Этот вид досуга носит целенаправленный,
систематический характер, это овладение
миром культурных ценностей, которое раздвигает
границы духовного мира молодой личности.
Познавательная деятельность
приносит непосредственное удовлетворение
и имеет самостоятельную ценность для
человека. Здесь набирает силу самый серьезный
способ проведения свободного времени,
рассчитанный непосредственно не на потребление,
а на созидание культурных ценностей -
творчество. Потребность в творчестве
глубоко свойственна каждому человеку,
и тем более молодому. Творчество приносит
высшее удовлетворение и одновременно
является средством духовного совершенствования.
Элемент творчества заключают в себе многие
формы досуга, причем возможность творить
открывается всем без исключения.
Ведь каждый человек
способен к творчеству. Творческой может
быть любая деятельность, если она увлекает,
вбирает в себя лучшие душевные силы и
способности человека. К творчеству относятся
декоративно-прикладное, художественное
и технические виды досугового творчества.
К первому относят рукоделие, выпиливание,
выжигание, чеканку, разведение домашних
цветов, кулинарное творчество. Художественный
вид творчества заключает в себе занятия
литературной деятельностью, фольклором,
живописью, сочинением музыки, песен, участие
в художественной самодеятельности (сценическое
творчество). Техническое творчество предполагает
изобретательство, конструирование, рационализаторство.
Конечно, досуговое
творчество, которое является по преимуществу
любительским, не всегда достигает высшего,
профессионального уровня, тем не менее,
оно, выступая в качестве надежного средства,
раскрытия таланта каждого человека, имеет
большой общественный эффект.
В настоящее время
в структуре современной культуры все
большее место занимают увеселительные
программы, различные шоу, которым отводится
значительная роль в деле идейного, нравственного
и художественного воспитания людей, организации
их быта и досуга.
Популярными видами
комплексных досуговых программ являются
шоу-программы, пышное костюмированное
сценическое действие с участием «звезд»
(в небольших городах - местного значения),
динамически яркое, насыщенное спецэффектами,
зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет
с завязкой, кульминацией и развязкой.
Но существуют и другие
эксклюзивные культурно-досуговые программы.
В настоящее время они начинают пользоваться
большой популярностью, и распространяется
в следующих сферах?:
- туризм и путешествия
(занимает первое место по эксклюзивным
культурно-досуговым программам);
- развлечения (второе
место по эксклюзивным культурно-досуговым
программам);
- также эксклюзивные
культурно-досуговые программы существуют
в сфере общения с природой.
Что касается туризма,
путешествий и развлечений, в сотрудничестве
с экскурсионными организациями многие
туристические фирмы или частные предприниматели
организуют различные виды мероприятий
развлекательного и познавательного характера,
как для индивидуальных туристов, так
и группам. Также предлагаем эксклюзивные
досуговые программы. Например:
- чартер на яхтах;
- джиппинг;
- обзорные полеты
на самолетах-амфибиях;
- и многое другое.
Что касается сферы
общения с природой, то здесь также существуют
эксклюзивные культурно-досуговые программы,
о которые десять лет назад человек мог
только мечтать.
Таким образом, можно
сделать следующие выводы:
В настоящее время
они начинают пользоваться большой популярностью,
и распространяется в следующих сферах:
- туризм и путешествия;
- развлечения;
- общение с природой.
Эксклюзивные культурно-досуговые
программы - это всегда инновации, так
как в досуговой сфере программа не может
долго оставаться эксклюзивной в связи
с развитием этой сферы, и мгновенными
действиями конкурентов.
Система организации
досуга определяется интересами и потребностями
молодых людей в свободное время. Потребности
в сфере досуга имеют определенную последовательность
проявления. Удовлетворения одной потребности
порождает обычно новую. Это позволяет
менять вид деятельности и обогащать досуг.
В сфере досуга должен осуществляться
переход от простых форм деятельности,
но все более сложным, от пассивного отдыха
- к активному, от удовлетворения более
глубоких социальных и культурных стремлений,
от физических форм рекреации - к духовным
наслаждениям, от пассивного усвоения
культурных ценностей - к творчеству и
т.п.
Когда меняется социальное
положение человека, уровень его культуры,
то сразу же происходит изменения и в структуре
досуга. Досуг обогащается по мере увеличения
свободного времени и роста культурного
уровня. Если молодой человек не ставит
перед собой задачу самосовершенствоваться,
если его свободное время ничем не заполнено,
то происходит деградация досуга, обеднение
его структуры.
В эксклюзивных культурно-досуговых
программах особое значение имеет творческая
деятельность организаторов. Многое зависит
именно от них, от их умения предложить
интересные формы отдыха, развлечений,
услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура
проведения свободного времени является
результатом стараний самой личности,
ее желания превратить досуг в средство
приобретения не только новых впечатлений,
но и знаний, умений, способностей.
2. Значение индивидуальных
атрибутов в культурно-досуговых
программах
Значение индивидуальных
атрибутов в культурно-досуговых программах
очень велико.
К конкретным видам
досуговой деятельности можно отнести:
1) занятия, связанные
с потреблением культурных ценностей,
индивидуального, коллективно-зрелищного
характера; занятия, связанные с
отдыхом и развлечением (физически
активный (в том числе занятия
физкультурой и спортом, не связанные
с профессиональной деятельностью)
и пассивный отдых, общение, развлечение
в компании, пустое времяпрепровождение,
прогулки, занятия антикультурного
характера - пьянство, азартные игры и
др.);
2) занятия творческого
характера - несвязанные с профессиональной
деятельностью - любительский труд
по различным ремеслам и прочее.
Таким образом, при
характеристике досуга, исследователи
выделяют его типы, которые отличаются
друг от друга объемом (продолжительностью);
содержанием (типичным набором досуговых
занятий); активным, деятельным или пассивным
характером; планируемостью или стихийностью,
импровизированностью; пространственной
локализацией; особенностями круга общения;
индивидуальным, групповым или массовым
характером занятий; соотношением рекреативной,
развивающей и деструктивной функций.
Типология отражает
характер влияния основных видов деятельности
на формирование всесторонне гармонично
развитой личности. В связи с этим все
занятия в свободное время исследователи
дифференцируют на три основных типа:
1) культурно-творческий
тип (общий признак - создание или
воспроизводство материальных и
духовных ценностей);
2) культурно-потребительский
тип (общий признак - потребление
духовных ценностей);
3) рекреативный
тип (объединяет различные виды
отдыха и развлечений).
Приведенная типология
в основном соответствует дифференциации
свободного времени на досуговую и более
возвышенную деятельность. Нетрудно заметить,
что культурно-творческий и культурно-потребительский
типы характеризуют более возвышенную
деятельность в свободное время, а рекреативный
тип выражает досуговую деятельность
досуга - это, прежде всего, внутренняя
культура человека, предполагающая наличие
у него определенных личностных свойств,
позволяющих содержательно и с пользой
проводить свободное время. Склад ума,
характер, организованность, потребности
и интересы, умения, вкусы, жизненные цели,
желания - все это составляет личностный,
индивидуально-субъективный аспект культуры
досуга. Иными словами - это набор ценностных
ориентаций и форм поведения, способствующих
самореализации внутренних творческих
потенций личности в свободное время.
Разнообразные виды и формы досуговой
деятельности отличаются по своим функциям.
К ним обращаются, определяя место и роль
досуга в структуре всего времени. Эти
функции довольно многообразны, и в самом
общем плане можно выделить:
- во-первых, рекреационную
(отдых, восстановление физической и психической
энергии);
- во-вторых, развивающую
(физическое, интеллектуальное, художественное,
нравственное развитие личности).
Объем, структура, содержание
или способ проведения, а также другие
параметры, характеризующие пространство
свободного времени и досуга, обусловливаются
рядом факторов, которые выявлены учеными
в результате многочисленных исследований
этой сферы жизнедеятельности человека.