Орнамент («арабесковость мусульманского сознания»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Ислам, как известно, одна из самых молодых религий, и в ней запрещено изображать живые существа в скульптурах. Поэтому был найден выход для отображения таких моментов, а именно нужно было найти вид искусства, который компенсировал бы все запреты. Художники нашли выход – орнамент.
Орнамент в исламе очень разнообразен, как по цвету, так по форме и содержанию. В его основе лежат знаки и символы, рассмотрим их ниже.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Орнамент в исламе4
Арабесковость мусульманского сознания 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ9

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.19 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

Орнамент. («арабесковость мусульманского сознания»).

 

 

16.01.2013

Homework

5 листов

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

  1. Орнамент в исламе4
  2. Арабесковость мусульманского сознания 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Орнамент, это вид искусства, знак и символ, который существует более тысячи лет. Смело можно  утверждать, что его зарождение можно  датировать моментом основания человеческой цивилизации, и поэтому его можно  назвать одной из древнейших форм самовыражения.

Орнамент развивался, и  результатом этого стала определенная формула, которая имеет множества  различных, как известных, так и  нет величин, которые наполнены  глубоким смыслом.

Ислам, как известно, одна из самых молодых религий, и в  ней запрещено изображать живые  существа в скульптурах. Поэтому был найден выход для отображения таких моментов, а именно нужно было найти вид искусства, который компенсировал бы все запреты. Художники нашли выход – орнамент.

Орнамент в исламе очень  разнообразен, как по цвету, так по форме и содержанию. В его основе лежат знаки и символы, рассмотрим их ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Орнамент в исламе

 

В исламском орнаменте  существует два стиля: геометрический -гирих, и растительный – ислими. Гирих  в переводе с персидского языка обозначает  узел, то есть  геометрически сложный орнамент, который составлен из стилизованных в полигональные и прямоугольные фигуры линий. Часто используются для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании. Ислими, в переводе с персидского - это вид орнамента, который построен на соединении спирали и вьюнка. Он воплощает в себе стилизованную либо натуралистическую форму, а так же идею непрерывно развивающегося лиственного побега, который цвете и включает в себя бесконечно разнообразие вариантов. Самое большое разнообразие ислими получил в одежде, внутренней отделке мечетей, книгах и посуде. Большая часть этих стилей используется отдельно, но они могут соединятся при условии того, что все ячейки геометрической сети гириха начинают туго заполнять мелкие сплетения растительных завитков.

Гирих подчеркивает величие и мощь,  а так же недостижимость высот, которые оторваны от земного существования, а ислими – доступность и приближенность, сплетение и мягкость окружающего мира в определенном теплом домашнем образе. Самый яркий орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды. Что бы лучше понимать смысл орнамента мечети, необходимо отметить, что в любые времена она была как местом собраний, так и школой-медресе. Обычно снаружи используется стиль гирих а в дополнение к нему используется куфический шрифт письма, во внутренней отделке – насх и ислими. Внутренний орнамент не стремится к удаленности и суровости, он обычно приближает человека к богобоязненности, а так же объединению людей между собой. 1

Суровость и милосердие здесь  диалектически отсутствуют. Строгость  орнамента можно определить над  михрабом, то есть частью стены, которая имеет углубление и направлена в строну Мекки, где становится на молитву имам. Каждый мусульманин видит его только во время молитвы.

Как говорилось выше, весь другой орнамент – это растительное сплетение. Можно его описать следующим  образом: на один бесконечный побег  приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой  легко можно повторить копию  предыдущего элемента, это именно  рисунок, в котором каждый второй цветок немного похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.Очень ярко отобразилась загадочность и символичность мусульманского орнамента отображалась в книгах. В них он должен сочетаться со стилем письма, что диктует ему своеобразное развитие. Так же в книгах наблюдается наибольшая символичность. 2

Одним из самых распространенных мотивов в орнаменте является восьмилучевая звезда, происхождение которой напрямую связано в религией. К примеру Аллах не имеет места и образа, поэтому его имя пишется только буквами. В Исламе священная книга это Коран. Поэтому именно он всегда в больше степени украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Нужно сказать, что в основном покрывался орнаментом футляр книги и ее первые две страницы.

В Исламе ковер занимает особое место. В первую очередь потому, что каждый мусульманин использует его во время своей молитвы. Именно ковры для этих целей, покрывались  всегда богатыми орнаментальными узорами. В основе своей это были растительные орнаменты на однотонном фоне. Но в  изображении растительности применялось  очень много цветов, примерно до 700 оттенков. Как правило, узоры символизировали красоту этого мира.

Так же, одним из главных  направлений в искусстве орнамента  является роспись одежды. Как правило, это женские вещи, потому что женщина  в любом народе – это олицетворение  прекрасного. В одежде орнамент, как правило, представлен в виде вышивки разных стидей и направлений. Все поддается орнаментизированию: накидки, платья, обувь и головные уборы. Женщины-мусульманки всегда используют орнамент для украшения краев одежды. Голубой холодный фон и узоры серебристого оттенка, более напоминает игольчатые снежинки. Орнаментально подобранная дисгармония с жарким и пламенным югом. Чистый бисерный "ручей", "прохладные капельки росы" и "лед" сменяется утренним пробуждением природы, способностью замереть и заново возродиться. Характерны розово-лиловые переходящие друг в друга тона.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Арабесковость мусульманского сознания

 

Арабесковость мусульманской  культуры – это феномен, потому что  он связан с арабесковостью мусульманского сознания. Его теория очень хорошо разработана и популярна в различных видах искусства. Можно отметить, что такие термины, как “накш” и “нигар” обозначают как и рисунок, так  и орнамент, а так же узор. Суть его состоит в: акте первотворения, когда определяется центральная точка, чертится круг, появляются линии так далее.

Всегда остается только сделать  предположение, что под явной  стороной конструкции рисунка, который  можно рассмотреть скрывается невидимая  скрытая орнаментальная. Существуют стихи Низами, который рассказывают о первичном узоре, который скрыт от очей разума.4

«Узор, который Он начертал кистью могущества,

Он нисколько не скрыл  от очей разума,

Лишь первичный узор, что рисовал Он сначала,

Он завесою скрыл  от очей разума.»

Такая орнаментальная система является основой и раскрывает часть изображения  фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Орнамент – это неизменный участник нашей жизни изо дня  в день. Он так же является вечным спутник человека и человечества. Ислам, как известно, одна из самых молодых религий, и в ней запрещено изображать живые существа в скульптурах. Поэтому был найден выход для отображения таких моментов, а именно нужно было найти вид искусства, который компенсировал бы все запреты. Художники нашли выход – орнамент. Одним из самых распространенных мотивов в орнаменте является восьмилучевая звезда, происхождение которой напрямую связано в религией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Буркхарт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.
  2. Додхудоева Л.Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. М., 1985.
  3. Каптерева Т.П. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. - Советское искусствознание. М., 1980, N 1.
  4. Стародуб Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

1 Буркхарт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.

2 Каптерева Т.П. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. - Советское искусствознание. М., 1980, N 1.

3 Стародуб Т.Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

4 Додхудоева Л.Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. М., 1985.


Информация о работе Орнамент («арабесковость мусульманского сознания»)