Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:47, реферат
Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия) в семье почтового чиновника Бернхарда Шпенглера и его жены Паулины. Осенью 1891 года семья переехала в старинный университетский город Галле, где Освальд продолжил обучение в гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих воспитанников, прежде всего на преподавание древних языков.
Смерть культуры есть исчерпание
её души, когда её смыслы уже не вдохновляют
людей, обращённых теперь не к осуществлению
культурных ценностей, а к утилитарным
целям и благоустройству жизни. Этот период
Шпенглер связывает с наступлением эпохи
цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная
судьба культуры, Будущий Запад не есть
безграничное движение вперёд и вверх,
по линии наших идеалов... Современность
есть фаза цивилизации, а не культуры.
В связи с этим отпадает ряд жизненных
содержаний как невозможных... Как только
цель достигнута, и вся полнота внутренних
возможностей завершена и осуществлена
вовне, культура внезапно коченеет, она
отмирает, её кровь свёртывается, силы
надламываются - она становится цивилизацией.
И она, огромное засохшее дерево в первобытном
лесу, ещё многие столетия может топорщить
свои гнилые сучья”.
Так было с Египтом, Китаем, Индией и с
миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера,
исполинская по территории античная цивилизация
имперской эпохи, с виду исполненная юношеской
силы, заглушая собой мировую арабскую
культуру востока.
“Каждая культура проходит возрастные
ступени отдельного человека. У каждой
есть своё детство, своя юность, своя возмужалость
и старость”.
“Чем более приближается культура
к полудню своего существования, тем более
мужественным, резким, властным, насыщенным
становится ее окончательно утвердившийся
язык форм, тем увереннее становится она
в ощущении своей силы, тем яснее становятся
ее черты. В раннем периоде все это еще
темно, смутно, в искании, полно тоскливым
стремлением и одновременно боязнью…
Наконец при наступлении старости начинающейся
цивилизации, огонь души угасает. Угасающие
силы еще раз делают попытку, с половинным
успехом – в классицизме, родственном
всякой умирающей культуре – проявить
себя в творчестве большого размаха; душа
еще раз с грустью вспоминает в романтике
о своем детстве. Наконец, усталая, вялая
и остывшая, она теряет радость бытия и
стремится – как в римскую эпоху – из
тысячелетнего света обратно в потемки
перводушевной мистики, назад в материнское
лоно, в могилу…”
В чём же различия между культурой и цивилизацией?
Очень хорошо различия между ними сформулировал
Н. Бердяев. Он был солидарен с О. Шпенглером,
который “признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не
развивается бесконечно. Она несёт в себе
семя смерти. В ней заключены начала, которые
неотвратимо влекут её к цивилизации.
Цивилизация же есть смерть духа культуры…
динамичное движение внутри культуры
с её кристаллизованными формами неотвратимо
влечёт к выходу за пределы культуры. На
этих путях свершается переход культуры
к цивилизации”. Чем объяснить такую глубокую
метаморфозу? “Культура, - отмечал Бердяев,
- есть творческая деятельность человека.
В культуре творчество человека получает
свою объективацию”. Цивилизация же “есть
переход от культуры, от созерцания, от
творчества ценностей к самой жизни”.
И, наконец: “Культура - религиозна по
своей основе, цивилизация – безрелигиозна...
Культура происходит от культа, она связана
с культом предков, она невозможна без
священных преданий. Цивилизация есть
воля к могуществу, к устроению поверхности
земли. Культура - национальна. Цивилизация
- интернациональна. Культура - органична.
Цивилизация - механична. Культура основана
на неравенстве, на качествах. Цивилизация
проникнута стремлением к равенству, она
хочет обосноваться на количествах. Культура
- аристократична. Цивилизация - демократична”.
Почему же цивилизация, несущая
человеку социальное и техническое
благоустройство жизни, вызывает у
Шпенглера ощущение гибели культуры?
Ведь сохраняются прекрасные произведения
искусства, научные достижения, мир
культурных символов. Но Шпенглер увидел
более глубокую и неочевидную сторону
дела. Культура жива до тех пор, пока она
сохраняет глубоко интимную, сокровенную
связь с человеческой душой. Душа культуры
живёт не сама по себе, а лишь в душах людей,
живущих смыслами и ценностями данной
культуры. “Всякое искусство смертно,
не только отдельные творения, но и сами
искусства. Настанет день, когда перестанут
существовать последний портрет Рембрандта
и последний такт моцартовской музыки
- хотя раскрашенный холст и нотный лист,
возможно, и останутся, так как исчезнет
последний глаз и последнее ухо, которым
был доступен язык их форм. Преходяща любая
мысль, любая вера, любая наука, стоит только
угаснуть умам, которые с необходимостью
ощущали миры своих “вечных истин” как
истинные”.
Если культура перестанет притягивать
и вдохновлять человеческие души, она
обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность,
которую несёт с собой цивилизация. Нет
ничего дурного в благоустройстве жизни,
но когда оно поглощает человека целиком,
то на культуру уже не остаётся душевных
сил. Он ничего не имеет против удобств
и достижений цивилизации, но он предупреждает
против цивилизации, вытесняющей подлинную
культуру: “Культура и цивилизация - это
живое тело душевности и её мумия”.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но
он и не “человек цивилизации”, способный
откинуть в сторону старый “культурный
хлам” ради того, чтобы уютно чувствовать
себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает
его двойственное мироощущение, которое
блестяще охарактеризовал Н. Бердяев:
“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё
не было человека цивилизации с таким
сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием
неотвратимого заката старой культуры,
который обладал бы такой чуткостью и
таким даром проникновения в культуры
прошлого. Цивилизаторское самочувствие
и самосознание Шпенглера в корне противоречиво
и раздвоено. В нём нет цивилизаторского
самодовольства, нет этой веры в абсолютное
превосходство своей эпохи над предшествующими
поколениями и эпохами. Шпенглер слишком
хорошо всё понимает. Он не новый человек
цивилизации, он - человек старой европейской
культуры.
Для Шпенглера в современном мире культура
сохраняется лишь в крестьянстве, которое
подвергается давлению со стороны цивилизации.
“Крестьянство, связанное корнями своими
с самой почвой, живущее вне стен больших
городов, которые отныне – скептические,
практические, искусственные – одни являются
представителями цивилизации, это крестьянство
уже не идет в счет. “Народом” теперь
считается городское население, неорганическая
масса, нечто текучее. Крестьянин отнюдь
не демократ - ведь это понятие так же есть
часть механического городского существования
– следовательно, крестьянином пренебрегают,
осмеивают, презирают и ненавидят его.
После исчезновения старых сословий, дворянства
и духовенства, он является единственным
органическим человеком, единственным
сохранившимся пережитком культуры”.
Закат Европы ознаменовался
победой техники над
Культура не способна развиваться вечно
по единой, универсальной схеме. В ее развитии
наступают сложности, коллизийные феномены.
Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать
только об истечении времени данной культуры.
Далеко не все в культурологической теории
Шпенглера правильно, но его предостережение
о том, что массовая бездуховная враждебна
культуре, остается актуальным, и по сей
день.