Основные идеи и цели поликультурного образования в современной Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Актуализируется проблема поликультурного образования, соответствующего современным тенденциям социально-политического развития являющегося его интегральной характеристикой, показывающего нарастающее противоречие между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям В этой связи проблема эффективности управления общеобразовательным учреждением в условиях поликультурности приобретает особую актуальностьСовременные реалии и своеобразие исторической ситуации, сложившейся в Приднестровье, инициируют новые цели и задачи образования, решение которых во многом зависит от управления учебно-воспитательным процессом в общеобразовательной школеСоциальная мобильность граждан определяет необходимость развития диалога культур и традиций, обычаев и ментальностей, религий и педагогических систем, поэтому в системе развития образования

Содержание

Введение. 1
Основные идеи и цели поликультурного образования в современной Германии. 4
Список литературы. 7

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 21.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 1

Основные идеи и цели поликультурного образования в современной Германии. 4

Список литературы. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуализируется проблема поликультурного образования, соответствующего современным тенденциям социально-политического развития являющегося его интегральной характеристикой, показывающего нарастающее противоречие между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям В этой связи проблема эффективности управления общеобразовательным учреждением в условиях поликультурности приобретает особую актуальностьСовременные реалии и своеобразие исторической ситуации, сложившейся в Приднестровье, инициируют новые цели и задачи образования, решение которых во многом зависит от управления учебно-воспитательным процессом в общеобразовательной школеСоциальная мобильность граждан определяет необходимость развития диалога культур и традиций, обычаев и ментальностей, религий и педагогических систем, поэтому в системе развития образования Приднестровья за основу модернизации отрасли взято личностно-ориентированное образование поликультурного типа. В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования этническая концепция (К Муули, М Стоун), концепция культурной деривации (С Берайтер), языковая концепция (Б П Кенпеун), концепция антирасизма (С Барате) и др. Проблемы поликультурности, поликультурного образования чрезвычайно актуальны и исследуются в разноаспектных направлениях Так, в работах Е В Бондаревской, В П Борисенкова, О В Гукаленко, А Я Данилюка, Ю С Давыдова, А Н Джуринского, М Н Кузьмина, Л Л Супруновой и др поликультурное образование рассматривается и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, и как часть педагогической культуры преподавателя, как новая информационная среда, и как парадигма образования XXI века и т д.В исследованиях О В Аракелян, Г Д Дмитриева, А Н Джуринского, В А Ершова, В В Макаева проблемы поликультурного воспитания личности рассматриваются через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры Научное осмысление проблем поликультурного образования, воспитания толерантности в поликультурном образовательном пространстве представлены в работах А Г Асмолова, М В Богуславского, В С Кукуши-на, Ш А Мирзоева, П В Степанова, С А Тангяна Проблемы особенностей работы педагогов с детьми-мигрантами исследованы и представлены З Б Багато-вой, О В Гукаленко Модернизация современного образования на основе лич-ностно-ориентированного подхода исследована в научных школах Е В Бонда-ревской, В Я Лыковой, А П Сманцера, Е А Сергеева В научных изысканиях Н С Розова, Т Н Ойзерман рассматриваются проблемы существования в обществе культурного и национального плюрализма В работах А А Абдусаламова, Ф Р Асадулаевой, М А Ахмедова, Н А Салаватовой исследуются пути и механизмы обучения родным языкам в школах с многонациональным составом учащихся В монографиях и статьях В П Борисенкова, О В Гукаленко, А Я Данилюка, Н Г Никифоровой раскрываются цели поликультурного образования в глобальном образовательном пространстве, возможности культурной идентификации учащихся в полиэтническом сообществе.

Актуализируется проблема поликультурного  образования, соответствующего современным  тенденциям социально-политического  развития являющегося его интегральной характеристикой, показывающего нарастающее  противоречие между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к этим изменениям В этой связи проблема эффективности управления общеобразовательным учреждением в условиях поликультурности приобретает особую актуальность

Современные реалии и своеобразие  исторической ситуации, сложившейся  в Приднестровье, инициируют новые  цели и задачи образования, решение  которых во многом зависит от управления учебно-воспитательным процессом в  общеобразовательной школе

В мировой педагогике феномен  поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования этническая концепция (К Муули, М Стоун), концепция культурной деривации (С Берайтер), языковая концепция (Б П Кенпеун), концепция антирасизма (С Барате) и др

Проблемы поликультурности, поликультурного образования чрезвычайно актуальны и исследуются в разноаспектных направлениях Так, в работах Е В Бондаревской, В П Борисенкова, О В Гукаленко, А Я Данилюка, Ю С Давыдова, А Н Джуринского, М Н Кузьмина, Л Л Супруновой и др поликультурное образование рассматривается и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, и как часть педагогической культуры преподавателя, как новая информационная среда, и как парадигма образования XXI века и т д

Социальная мобильность  граждан определяет необходимость  развития диалога культур и традиций, обычаев и ментальностей, религий и педагогических систем, поэтому в системе развития образования Приднестровья за основу модернизации отрасли взято личностно-ориентированное образование поликультурного типа

В исследованиях О В  Аракелян, Г Д Дмитриева, А Н  Джуринского, В А Ершова, В В Макаева проблемы поликультурного воспитания личности рассматриваются через восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры Научное осмысление проблем поликультурного образования, воспитания толерантности в поликультурном образовательном пространстве представлены в работах А Г Асмолова, М В Богуславского, В С Кукуши-на, Ш А Мирзоева, П В Степанова, С А Тангяна Проблемы особенностей работы педагогов с детьми-мигрантами исследованы и представлены З Б Багато-вой, О В Гукаленко Модернизация современного образования на основе лич-

ностно-ориентированного подхода исследована в научных школах Е В Бонда-ревской, В Я Лыковой, А П Сманцера, Е А Сергеева В научных изысканиях Н С Розова, Т Н Ойзерман рассматриваются проблемы существования в обществе культурного и национального плюрализма В работах А А Абдусаламова, Ф Р Асадулаевой, М А Ахмедова, Н А Салаватовой исследуются пути и механизмы обучения родным языкам в школах с многонациональным составом учащихся В монографиях и статьях В П Борисенкова, О В Гукаленко, А Я Данилюка, Н Г Никифоровой раскрываются цели поликультурного образования в глобальном образовательном пространстве, возможности культурной идентификации учащихся в полиэтническом сообществе 

 

Основные идеи и  цели поликультурного образования в современной Германии.

Развитие ключевых идей поликультурного  образования в Германии, определяющих его содержание, происходит в русле  поликультурной педагогики как особого  направления педагогической науки.

Рассуждая об идеях поликультурного образования в Германии, М. Крю-гер-Потрац и И. Гоголин выделяют в рамках поликультурной педагогики подходы, обусловливающие характерные особенности целей поликультурного образования и организационное своеобразие соответствующей педагогической практики: культурно-антропологические; общественно-теоретические; подходы на основе постмодернистской философии; структурно-теоретические (системные) и культурно-социологические подходы .

Анализируя идеи поликультурного  образования в немецкой педагогике, Г.Ауэрнхаймер концентрирует своё внимание на их целевой компоненте и предлагает свою классификацию концепций поликультурного образования в Германии в соответствии с целевыми ориентирами: социально-ориентированные концепции; концепции взаимодействия с культурными различиями; концепции мультипер-спективного общего образования; политико-ориентированные и антирасистские концепции; концепции бикультурного образования.

Г. Аэрнхаймер отмечает, что на первых этапах развития поликультурного образования в Германии превалировало социально-ориентированное целепо-лагание: в качестве целей поликультурного образования провозглашали формирование толерантности, способностей к разрешению конфликтов, к кооперации и солидарности .

Представители данной концепции  Г. Эссингер и П. Граф пишут, что эм-патия, солидарность и способность к разрешению конфликтов выступают наряду с «воспитанием против национально-ориентированного мышления» в качестве центральных целей поликультурного образования. Солидарность авторы трактуют как «принцип, противоположный соперничеству, и как совместную деятельность в осознании своих различий» .

Другой представитель  данной концепции, Э. Реннер, полагает, что поликультурное образование должно служить достижению следующих целей: приобретение учащимися знаний об особенностях образа жизни своих сверстников (особенно, мигрантов), формирование способности осознать роль «иного» в обществе, содействовать преодолению предрассудков и развитию «готовности к толерантности» .

Р. Шмит полагает, что социально-ориентированные  концепции поликультурного образования направлены на: знакомство с различными образами жизни и культурой, непривычной для большинства; развитие «нормативной гибкости»

119 детей (представлений  ученика о норме), солидарности, знакомство  с позицией отверженных, развитие эмпатии, осознание взаимозависимого характера дискриминации и бедности

Й. Эберт и И. Гертер считают главной целью поликультурного образования преодоление имеющихся предрассудков и стереотипов большинства по отношению к представителям иммигрантского меньшинства.

Таким образом, цели поликультурного  образования, рассматриваемого в социальной перспективе, концентрируются вокруг понятий «эмпатия», «толерантность», «солидарность» и «способность к разрешению конфликтов».

В рамках концепций взаимодействия с культурными различиями такое взаимодействие рассматривается в качестве основной цели поликультурного образования. Г. Аэрнхаймер, вслед за Г. Аллпортом, рассматривает в качестве основы взаимодействия с различиями идею о том, что «со-житие» и «сотрудничество» обусловливают сближение и осознание общего представителями различных культур.

При этом учёные А. Мемми, К. Файль и Р. Шёнхаммер, работающие в русле данной концепции, приходят к выводу, что стремление выделить общее не должно приводить к умалчиванию имеющихся различий, которые и создают своеобразие образов жизни, картин мира, ценностных ориентации, присущих той или иной культуре. Вместе с тем, А. Мемми предостерегает и от «обожествления» этих различий, поддерживая идею «диалога культур».

Г. Аэрнхаймер, вслед за Ч. Тэйлором, приходит к выводу о необходимости на основе положительных установок и знаний в сфере иной культуры создавать условия для обсуждения и выработки субъектной позиции учеников по отношению к тем или иным аспектам познаваемой культуры. Авторы объясняют целесообразность критического анализа культуры тем обстоятельством, что если учитель будет всячески ограждать иную культуру от «ученических ревизий», то она не будет восприниматься школьниками всерьёз и будет лишена «равноправия с культурой учеников»].

Говоря о целях поликультурного  образования, Ш. Гайтанидис пишет, что оно должно быть направлено на развитие толерантности и открытости по отношению к иным образам жизни, а также «к тем мелочам, которые могут стать толчком к конфликту». П. Борде, как один из немногих авторов, говорит о важности рассмотрения данных целей не только в этно-культурной перспективе, но и в социальной: человек должен быть толерантным и к представителям различных социальных слоев.

По Ш. Гайтанидису, ученики в процессе поликультурного образования должны научиться выявлять причины и мотивы, определяющие поведение и поступки представителей иных культур, для чего необходимо знакомство с новыми (для большинства учащихся) системами норм и ценностей. Автор пишет о «взаимной аккультурации» в ходе поликультурного образования и отмечает, что на старшей ступени ученики должны быть в состоянии интегрировать отдельные элементы другой культуры в собственную «систему мышления и ценностей».

Г. Ауэрнхаймер пишет, что в контексте концепций взаимодействия с культурными различиями поликультурное образование призвано предоставить ученику модели межкультурного диалога, на основе которых он сможет эффективно взаимодействовать с иными культурами .

Таким образом, в концепциях поликультурного образования, основу которых составляет идея взаимодействия культурных различий, ведущей целью поликультурного образования провозглашается формирование способности к межкультурному диалогу.

Развитие концепции мулыпиперспективного общего образования как направления поликультурного образования связано с исследованиями Г. Гёп-ферта и У. Шмидта, которые высказывали идею ревизии школьного куррику-лума с целью преодоления его монокультурной ориентации .

Поликультурное образование, рассматриваемое в контексте  мультипер-спективного общего образования, предполагает наличие «мультиперспективной точки зрения» на историю, религию, международные отношения, мировую экономику, естественные и технические науки. Целью поликультурного образова 121-ния должно стать осознание учащимися многообразия процессов культурного обмена; формирование расширенной идентичности учеников.

При этом принцип мультиперспективности поликультурного образования предполагает наличие и религиозной компоненты в содержании школьного образования. Как отмечают М. Гриммит и Д. Фишер, уроки религии при поликультурном образовании - это уроки межрелигиозного диалога. Ключевой идеей курса религии при этом становится тезис об общем историческом прошлом мировых религий и наличии универсальных религиозных положений . 

 

Политико-ориентированные  и антирасистские концепции подразумевают  придание особого статуса политической составляющей поликультурного целеполагания. Г. Эссингер отмечает, что целью поликультурного образования является рефлексия экономической, социальной и политической ситуации мигрантов и воспитание межкультурного уважения . 

 

 

  

 

 

Список литературы.

1.     http://www.dslib.net/obw-pedagogika/lichnostno-orientirovannyj-podhod-v-upravlenii-polikulturnoj-shkoloj.html

2.     http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-konstruirovanie-praktiki-polikulturnogo-obrazovaniya-na-osnove-poliparadigmalnogo-podhoda  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Информация о работе Основные идеи и цели поликультурного образования в современной Германии