Основные идеи экзистенциальной антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Объектом исследования является экзистенциальная философия как феномен истории философской мысли.
Предмет исследования: антропологические позиции философов – экзистенциалистов.
Цель работы – охарактеризовать философско-антропологические позиции экзистенциальных мыслителей, выявить и обосновать их общность и различие.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Историко-философские предпосылки становления экзистенциальной концепции субъекта. 4
Глава 2. Основные идеи экзистенциальной антропологии:
«Онтология субъективности». Понятие экзистенции. 7
Понимание человеческой свободы. 10
Идея коммуникации. 14
Заключение. 19
Список использованных источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

культрология.docx

— 47.25 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.                                                                                                   3                                         

Глава 1. Историко-философские предпосылки  становления экзистенциальной концепции  субъекта.                                                          4     

Глава 2. Основные идеи экзистенциальной антропологии:                

    1. «Онтология субъективности». Понятие экзистенции.         7
    2. Понимание человеческой свободы.                                      10
    3. Идея коммуникации.                                                              14

Заключение.                                                                                            19

Список  использованных источников и литературы.                          21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектом исследования является экзистенциальная философия как феномен истории философской мысли.

Предмет исследования: антропологические позиции философов – экзистенциалистов.

Цель работы – охарактеризовать философско-антропологические позиции экзистенциальных мыслителей, выявить и обосновать их  общность и различие. 

 

ГЛАВА 1.

Историко-философские предпосылки  становления экзистенциальной концепции  субъекта

 

Если  говорить об истоках экзистенциализма, то их следует искать в античной традиции. Именно в период Античности Сократом было выдвинуто положение  о третьей реальности – «Я». Экзистенциалисты восприняли у древнегреческих мыслителей «вечную проблематику», определенные настроения в вопросах о человеке, его природе и ценности его  жизни, его месте и роли в обществе, его свободе, моральных нормах и  творческой активности и предлагали свои оценки (иногда, заметим, в довольно резкой, не требующей возражения, форме), свое видение проблемы, свои решения.

Экзистенциальная  концепция человека возрождает августинианское  понимание личности. И это не случайно. Философия существования возникает  в период, когда в мире личность не только вырвана из общества, из целого, но и сознает себя как чуждое этому  целому. Экзистенциальная философия  человека тоже отражает положение личности в обществе. В «Бунтующем человеке»  А. Камю многие страницы посвящены детальному анализу теоретических основ  экзистенциализма, в частности идей С. Кьеркегора, Б. Паскаля, Ф. Достоевского, Э. Гуссерля и других. На Паскаля  как на предшественника ссылался и Г. Марсель. Действительно, многие основные проблемы экзистенциальной философии  отчетливо представлены у Б. Паскаля. С одной стороны Б. Паскаль, как  и рационалисты, придерживается одних  и тех же познавательных идеалов, требующих определенности в отношении  фундаментальных метафизических и  религиозных вопросов. Однако мыслитель  не верит, что эти идеалы реализуемы. Поэтому он занимает позицию экзистенциальной безысходности, которая является своего рода противоположностью рационалистической уверенности в наши познавательные способности. Позже А. Камю заметит, что представление об абсурде осмысленно только на фоне требования решения фундаментальных вопросов.

Дальнейшее  развитие философии от Декарта и  Локка до Канта, демонстрирует превращение  эпистемологии, центрированной вокруг человека, в общий фундамент философии. По-новому даже стала употребляться  терминология. Слово «субъект» буквально  означает «брошенное вниз», то есть «лежащее в основе». До Ренессанса человек  не был подлинным субъектом в  этом смысле. Лежащим в основе (субстанцией) столь же легко могли быть и  вещи. Ж.-П. Сартр традиционные для  классической науки положения об исключении человека из результатов  исследования и о том, что метод  является правильным способом описания и объяснения реальности и то, что  именно эти положения являются условиями  объективности знания  рассматривал как «логический диктат», господство рассудочности. А следование правилам и методам, логической необходимости  – как тотализацию, «избавление» человека познающего от свободы, когда  бремя выбора и ответственности  сброшено.

Можно сделать  обобщение, что, несмотря на некоторые  расхождения в концепциях ведущих  представителей экзистенциальной философии, объединяет их общая установка на постижение человеческой личности как  индивидуальной и уникальной, не сводимой по своим качествам к простым  материальным сущностям. Экзистенциальная философия человека возникла в результате глубокого разочарования в рационалистической философии, которая стремилась с  помощью научно-объективного метода устранить из учения о человеке все  индивидуальные особенности личности.

Поэтому в новом веке философская абстракция «человек познающий» должна быть выстроена  как бы заново, в дополнение к  существующей предельной абстракции гносеологического  субъекта, представленного в традиционной теории познания. Сохранение социальных, культурно-исторических и экзистенциальных свойств человека находит подтверждение  непосредственно в экзистенциально-антропологической  традиции. Экзистенциальная антропология, абсолютизировав фундаментальность не просто человека, а человека как личность трактуют «Я», субъект как глубинное ядро человеческой личности, экзистенция, бытийственная характеристика человеческой реальности, «бытие в мире». Она утверждает, что пришло время, когда обращение не столько к субъекту познания, сколько к целостному человеку в его жизнедеятельности нужно признавать как главное условие современной философии. Ведь именно уникальная «экзистенция» определяет человека как личность.

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

2.1 «Онтология  субъективности». Понятие экзистенции.

 

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, экзистенциализм  стремится постигнуть бытие как  непосредственную нерасчлененность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия  само переживание, экзистенциализм  понимает его как переживание  субъектом своего бытия в мире. Принимая кьеркегоровское понятие  экзистенции и связанное с  ним представление явлений жизненного ряда (вера, любовь, боль, страдание, страсть  и т. п.) и явлений познавательного  ряда, экзистенциалисты развивают идею онтологической самостоятельности, устойчивости и конститутивности явлений жизни  и их нередуцируемости к познанию.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что  существование предшествует сущности. У представителей данного направления субъектом является человек или, как говорит Хайдеггер, «человеческая реальность». Другими словами, экзистенциальные проблемы – это вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование или экзистенция – это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны.

Субъект - объектному отношению и опосредованию  как принципу мышления рационализма экзистенциалистский анализ опыта  экзистенции противопоставляет  идею целостности и неразложимости  непосредственного переживания  человеком своей ситуации в мире, и это переживание (понимание) понимается и исследуется в качестве онтологического  основания, онтологической структуры  мира. Выявляя и описывая механизмы  конституирования фундаментальных  структур повседневного опыта, фундаментальных жизнезначимых смыслов опыта человека,  экзистенциализм показывает, что непосредственное открытие мира есть способ (движение), которым человек открывает себя как «бытие-в-мире», самоопределяется в бытии. Этим же способом конституируется мир в качестве «конкретного». И какие бы разные интерпретации этого движения экзистенции в мире не предлагали различные представители экзистенциализма (исходя, например, из принципа спонтанности жизни сознания, свободного, автономного проектирования себя вовне, наделяющее данное смыслом, как это делает Сартр, или признавая, как это делает Мерло-Понти, наряду со спонтанностью, «засоренность» перцептивного сознания своими объектами), в центре их внимания оказывается проблема онтологических структур экзистенции, благодаря которым «имеется бытие»  (Сартр), «имеет себя» бытие (М. Хайдеггер). Экзистенциализм предпринимает попытки описать универсальные характеристики человеческого существования, определить и исследовать  основные элементы, конституирующие экзистенцию и ее ситуацию в мире («заброшенность» в мир, случайность нашего присутствия, фактичность, конечность, темпоральность, трансцендирование, «направленность на…»).

Экзистенция, центральное понятие экзистенциализма, определяется как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие  от простого (самотождественного) бытия  вещи, человек есть несовпадение с  самим собой. Человек должен постоянно  делать себя человеком, его бытие  есть постоянная постановка себя под  вопрос.

Общим для  всего движения экзистенциализма является различие аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» и аутентичности  – конформистскому, унифицированному, анонимному и безличному существованию  «как все». Средний модус такого бытия - отпадение в безличность и, так сказать, уравнивание сознания с внешней средой: быть как все, как положено, как легко, как велит культура и т.п. Хайдеггер презрительно называет такой вид бытия "das man". Перевести это с немецкого точно нельзя, man - частица, образующая безличные формы глагола, как, например, "считается" "говорят", "надо" и т.п. Артикль перед частицей - способ ее формально субстантивировать.

Проблема превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное является так же центральной проблемой философии человека Карла Ясперса. К единственному, к подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет “парение в ситуации и в мысли”. Человек должен занять соответствующую позицию к любой определенной форме экзистенции, он не должен связывать себя с какой-либо одной конкретной возможностью. Необходимо возвыситься до этого парящего самобытия. Такое парение, по идее Ясперса, должно предохранить мысль от укрепления и окостенения в определенной системе, а человека — от погребения его в определенной жизненной экзистенции. Только в состоянии парения мы остаемся хозяевами своих мыслей и своего положения, открытыми к трансценденции и к познанию своей собственной безусловности в мире.

В отличие  от Хайдеггера и Ясперса, французский  экзистенциалист А. Камю не ставит вопроса  о бытии вообще. Хайдеггер задавал  вопрос о смысле бытия. Камю оставляет  бытие в стороне и сосредоточивает  внимание на проблеме смысла.

Понимание человеком фундаментальной  специфичности своего места, статуса  и значения в универсуме (экзистенциальное обеспечение связей и отношений  мира, ситуации, исторических событий), осознание им своей участности в  бытии, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности (без чего невозможно достижение аутентичного существования) сопряжены в экзистенциализме с ощущением «тревоги», «страха», «тошноты». Однако в понимании самого смысла экзистенции, аутентичности  существования и свободы человека, равно как и путей достижения их, позиции экзистенциалистов радикально расходятся.

 

2.2 Понимание человеческой свободы

 

Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная реальность, к которому неприменимы никакие  нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно  над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода  — это сама экзистенция. Экзистенция  является "обиталищем" человеческой свободы, а потому человек — это  свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что  делает. 

Можно сказать, что свобода в  экзистенциалистской философии  представляет два непременных условия:

— возможность выбора человеком  самой цели, или свобода его  воли;

—возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.

Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом  следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений.

Так, для религиозных экзистенциалистов  свободу можно обрести только лишь в Боге. Согласно А. И. Шестову, например, свобода — это познанная  необходимость (имеется в виду Бог), надо познать необходимость и  примириться с нею, отдать себя в  руки этой необходимости.  У К. Ясперса  выбор человека происходит перед  лицом Бога, и подлинный его  выбор — это выбор в себе "образа божьего". Для того, чтобы  этот выбор состоялся, К. Ясперс рекомендует  обратиться либо к общедоступной  религиозной, либо к более сложной  по форме философской вере.

Примерно то же просматривается  в нерелигиозном экзистенциализме М.  Хайдеггера, только с его точки зрения, выбор человека предполагает необходимость поставить себя не перед Богом, а перед последней возможностью своего бытия — смертью. Тем самым человек оказывается перед лицом ничто. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы — это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. При этом мир, в который погружается человек, как говорит об этом М. Хайдеггер, — это "ман", то есть по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности.

Онтологию свободы правомерно расценить как наиболее важную и интересную часть рассуждений Ж.-П. Сартра. Изложенная Сартром в «Бытии и Ничто» концепция свободы имеет много общего с хайдеггеровской, представленной в «Бытии и времени» — прежде всего в том отношении, что оба пытались включить свободу в систему базовых понятий феноменологической онтологии. Однако, Сартр склонен скорее трактовать свободу как более глубокую, базисную онтологическую характеристику, как основание человеческой активности. «Первое условие активности — это свобода», — читаем мы в «Бытии и Ничто».

Информация о работе Основные идеи экзистенциальной антропологии