Основные коммуникативные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 04:34, контрольная работа

Краткое описание

Коммуникативная ситуация и ее составляющие оказались тем самым тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. Основные коммуникативные качества речи - уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в различных соотношениях с другими свойствами речи.
Таким образом, цель данной работы – объяснить, что же представляет собой речь; рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

Содержание

Введение
Глава I. Коммуникативные качества речи
1.1. Уместность речи………………………………………………………………...4
1.2. Богатство речи…………………………………………………………………..5
1.3. Чистота речи…………………………………………………………………….7
Глава 2. Точность речи
2.1. Логичность речи………………………………………………………………...9
2.2. Выразительность речи………………………………………............................10
2.3. Правильность речи…………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………… 13
Список используемой литературы……………………………………...…………15

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 33.14 Кб (Скачать файл)

    Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль (факт и т.д.), из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

2.2 Выразительность речи

      Выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). Главное условие выразительности – наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность.

Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа речи. Определяя восприятие как встречный процесс мышления, мы обязаны учесть два момента: слушателю нужно успеть осознать поступающую информацию и запомнить основные положения того, о чем говорят.

      Для интонации важным является соблюдение пауз. Гладкая речь производит иногда впечатление заученности, поэтому может не нравиться слушателям, и некоторые ораторы, чтобы создать впечатление импровизированной речи, используют паузы припоминания. Логические же паузы, как уже говорилось выше, способствуют прояснению смысла высказывания.

    Для того, чтобы речь была выразительной, используют пословицы, поговорки, афоризмы, а также тропы: метафоры, сравнения гиперболы, эпитеты. Однако следует помнить, что этими изобразительными средствами не следует злоупотреблять.

2.3 Правильность речи

      Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. В коммуникативном плане правильность позволяет действовать в рамках единого кода. Правильность выполняет и другую важную роль в общении – создает образ языковой личности. Отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.

Правильность речи имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. Правильность – это важное условие успешного общения.

Для того, чтобы говорить правильно и на уровне речи, и на уровне языка, и даже для того, чтобы допускать оправданные отступления от нее, - для всего этого необходимо хорошо знать нормы русского литературного языка.

      Орфоэпические нормы чаще всего нарушаются в речи и именно на эти ошибки люди обращают внимание в первую очередь.

Орфоэпия – совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.

Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся исключительно к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые на письме.

Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем – на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного

        Лексические нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами, имеющими свое лексическое значение, т.е. нормы лексической сочетаемости.

       Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.

В современном русском языке встречаются два основных вида нарушений словообразовательной нормы:

1. Ошибки, связанные с  нарушением словообразовательной  структуры слов русского языка, использованием отсутствующих в  языке форм

2. Искусственно образованные  слова 

Соблюдение словообразовательных норм предполагает использование слов, образованных не только в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями, но и с учетом словообразовательного потенциала того или иного слова.

        Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.

Очень много нарушений норм происходит при склонении имен числительных, при изменении глаголов, употреблении форм степеней сравнения прилагательных и т.д.

Нарушение морфологических норм обусловлено прежде всего слабым знанием правил и требований, зафиксированных в учебниках и словарях, низким общекультурным уровнем говорящего или пишущего.

       Синтаксические нормы требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом:

1. Речью называется и  сам процесс говорения (в устной  форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые  представляют собой звуковой  или графический продукт (результат) этой деятельности.

2. Язык и речь теснейшим  образом взаимосвязаны, поскольку  речь – это язык в действии, и что для достижения высокой  культуры речи язык и речь  необходимо различать.

3. Язык – это система  знаков, а речь – это деятельность, протекающая как процесс и  представленная как продукт этой  деятельности. И хотя речь строится  на том или ином языке, это  самое главное отличие, которое  по различным основаниям определяет  и другие.

4. Для того чтобы речь  была максимально эффективной, она  должна обладать определенными  качествами. Таких качеств традиционно  выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность  и правильность.

5. Уместность – это  особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует  в конкретной языковой ситуации  содержание других коммуникативных  качеств. В условиях общения в  зависимости от конкретной речевой  ситуации, характера сообщения, цели  высказывания то или иное коммуникативное  качество может оцениваться по-разному  – положительно или отрицательно.

6. Богатство – очень  важный компонент не столько  собственно речи, сколько именно  культуры речи, поскольку речи  предполагает выбор языковых  средств и речевых средств  из нескольких вариантов, а богатство  языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора. 

 

7. Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся  за пределами русского литературного  языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и др.

8. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью  соотнесены со смысловой и  предметной сторонами речи.

9. Логичностью называют  коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и  непротиворечивое высказывание. Основные  определения логичности речи  подчеркивают, что речь можно  назвать логичной, когда она соответствует  законам логики. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего  и достаточного основания.

10. Выразительной называется  такая речь, в которой выражение  своего отношения к предмету  и / или форме речи соответствует  коммуникативной ситуации, а речь  в целом оценивается как удачная  и эффективная.

11. Правильность речи обеспечивает  ее понятность, а в этическом  плане это означает заботу  об адресате. В коммуникативном  плане правильность позволяет  действовать в рамках единого  кода. Правильность выполняет и  другую важную роль в общении  – создает образ языковой личности. Отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 2010.

2. Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 2008.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 2008.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 2010.

5. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. – М., 2009.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 2009.

 


Информация о работе Основные коммуникативные качества речи