Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 11:54, контрольная работа
Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923). Необычна творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового служащего, Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии и искусствознания, в овладении которыми он превзошел многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера ограничилась должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил в 1911 г.
Парсонс Толкотт (1902—1979), один из ведущих американских социологов-теоретиков. Помимо разработки общесоциологических категорий занимался анализом вопросов культуры. В работе «Социальная система» (1951) анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке. Оба явления автономны, но тесно связаны с социальной структурой. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, но одной из которых является культурная подсистема. Каждая из трех подсистем выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная — обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое.
Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, пишет автор, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной сферы П. выделил принцип реципрокности (reciprocity), т.е. взаимности, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.
4.Структурно-символическая (К.Леви-Строс, Э.Кассирер, Ю.Лотман)
Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.
Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.
Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий еврей, философ-неокантианец. Э. Кассирер является учеником Германа Когена, представителя маркбургской школы неокантианства. Основные философские труды — «Философия символических форм», «Опыт о человеке», «Познание действительности».
Неокантианство — влиятельнейшее философское течение конца XIX — начала XX вв. Представители неокантианства поначалу вели полемику с философами, которые раскрывали понятие философии культуры с позиций «философии жизни» (Жизнь, т. е. первичная реальность до всякого разделения, самоограничивается посредством исходящих из нее форм, образующих «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» или формы культуры). Постепенно происходит взаимовлияние и сближение этих двух школ, объяснимое общностью тем (своеобразие культуры, противоречия, ее кризис) и единством исходной философской традиции. Влияние романтизма на неокантианство было весьма существенным. Так, ранний его представитель Ф. Д. Ланге утверждал, что познанию доступны лишь отдельные части мира явлений, целое же является предметом творческого вымысла, который есть необходимое порождение духа, вырастающее из глубочайших жизненных корней нашего рода. Интеграционную функцию в культуре выполняет метафизика, трактуемая Ф. Д. Ланге как «поэзия понятий».
В 1923—1929 гг. Э. Кассирер выпустил в свет свою «Философию символических форм». По аналогии с вопросами кантов-ской «Критики чистого разума» («как возможно математическое естествознание?») он ставит вопрос «как возможна культура?». Согласно Э. Кассиреру, она раскрывается пред нами как многообразие символических форм, связанных и упорядоченных в соответствии со своими функциональными ролями в систему модусов и уровней, каждый из которых (язык, миф, наука) не сводим к другому и равноправно существует в ее мире. Сама «символическая форма» определяется как априорная (т. е. доопытная) способность, создающая все многообразие культуры; символические формы автономны и самодостаточны. Задача философии культуры, в понимании Э. Кассирера, заключается в описании структурных уровней и «индексов модальности», символических форм. Что позволяет понять своеобразие, например, пространства и времени в контексте науки, мифа или языка.
Основной тезис его главного 4-томного сочинения «Философия символических форм» состоит в следующем: главное значение для теории познания имеет анализ мифологического мышления. Э. Кассирер строит свою концепцию мифа из рассмотрения его как обладающего собственной внутренней структурой. Он пишет: «То, что миф внутренне и необходимо связан с общей задачей феноменологии, косвенно следует из собственной гегелевской формулировки и определения этого понятия»20. Из этого положения следует то, что миф занимает определенное место в феноменологии духа.
В своей работе Э. Кассирер ссылается на Г. Гегеля и принимает его формулировки. Кроме того, здесь встречаются ссылки и на И. Канта.
Первой работой, относящейся к его концепции философии символических форм, является «Понятие символической формы в структуре наук о духе». Основное положение — единство какой-либо сферы можно установить, исходя из какой-либо функции. Э. Кассирер сравнивает различные сферы культурного творчества — мифологическую сферу и эстетическую деятельность. Он говорит, что неправильно отмечать миф как псевдонауку. Миф тоже обладает причинно-следственной связью. Только миф говорит о связи вещей, а наука говорит о характере изменения внутри каждой вещи.
Здесь же философ обращается к генезису языка. Он полагает, что научная форма является высшей формой развития языка (категориальная, понятийная форма).
Вторая работа, относящаяся к концепции символических форм, — «К вопросу о логике символических понятий». Э. Кассирер говорит о двух видах логики: аналитической (логике тождества) и синтетической (логике отношений).
Первую логику, по его мнению, открывают еще эллины. Так, например, Платон вводит синкретическую логику различия.
Еще одна статья «Натуралистические и гуманистические обоснования философии культуры». Философия культуры — это самостоятельная сфера. Э. Кассирер выделяет 3 подхода, существующих в истории философии культуры, которые неполностью раскрывают смысл философии культуры:
1) физикализм (позитивизм);
2) психологизм (О. Шпенглер);
3) метафизические основания (Г. Гегель). Если первый подход полностью игнорирует внутренний мир
человека, творческую субъективность «я», то О. Шпенглер, напротив, ищет обоснование культуры через интуитивные характеристики души. Г. Гегель стремится представить творческую, свободную личность, но его свобода отнесена к трансцендентальной сфере.
«Логика наук о культуре» — здесь Э. Кассирер обращается к традиционному делению наук на природные и культурные. Существует два объекта восприятия — природный и человеческий мир. Характеры переживания и восприятия природы и человека различны. Существует предметное и эмоциональное восприятие человека. Э. Кассирер отдает предпочтение эмоциональному восприятию. Эти два различных потока познания имеют различные результаты — два различных процесса формирования понятий — рефлексивный и продуктивный.
«Опыт о человеке»
Э. Кассирер отталкивается от понятия человека как деятельностного существа, производящего некие смыслы, символы. Самая главная характеристика человека — деятельность; именно труд определяет область человеческого. Язык, миф, наука, история составляют пространство его деятельности, это некие инструментарии, которые функционально используются человеком для порождения символа.
Основные формы человеческой деятельности Миф. Э. Кассирер сравнивает миф с другими видами деятельности:
1) миф и религия;
2) миф и искусство.
Миф как система изображения окружающего мира приближается в этом смысле к искусству. Однако существенное их различие заключается в объекте познания. Мифологическое мышление делает живым свой объект. Что касается концепции происхождения мифа, то Э. Кассирер сторонник деятельностного подхода к анализу культуры, по его мнению, сначала произошел ритуал, а затем слово.
Религия и миф. Религия преодолевает миф, но это преодоление неполное. Их различие заключается в системе табу: если в мифе система табу носит пассивно-запретительный характер, то в религии система запрета иного характера. Она существует не для того, чтобы напугать, а привести к дарам Божьим, к радужным перспективам.
Язык, согласно Э. Кассиреру, это:
1) деятельность, энергия, процесс (становящееся);
2) результат, продукт (ставшее). По мнению Э. Кассирера, язык — это движение, развитие,
поэтому не существует исходного праязыка.
Искусство является либо чисто натуралистическим изображением реальности, либо художественным вымыслом. Искусство и наука описывают одну и ту же реальность по-разному. Наука как бы сокращает объект реальности, а в искусстве происходит интенсификация. Ученый открывает факты и законы, художник — формы природы («Произведения искусства — уголок природы, увиденный сквозь темперамент», — утверждал Э. Золя).
История. Э. Кассирер сопоставляет историческое знание с естественнонаучным. Различие — физический факт может быть экспериментально проверен, а исторический факт — это прошлое и измерить его невозможно. Э. Кассирер считает, что различие между этими знаниями не в логике мышления, а в объекте. По мнению философа, история не менее объективна, чем естественные науки.
Наука. Специфика науки в том, что она фиксирует устойчивые точки, неподвижные полюсы и особую роль в этом процессе играет число.
Таким образом, труд Э. Кассирера — это попытка преодолеть кризис неокантианства путем вывода его в новое, культурологическое проблемное поле.
(Levi - Strauss) Клод (р. 1908) - франц. философ, социолог и этнограф,
лидер структурализма, создатель структурной
антропологии, исследователь первобытных
систем родства, мифологии и фольклора.
Его работы получили мировую известность
и оказали большое влияние во многих областях
философско-культурологич. исследований.
Окончил Париж. ун-т. В 1935-39 проф. социологии
ун-та в Сан-Паоло (Бразилия); предпринимает
экспедиции для исследования бразильских
индейцев. В 1942-45 проф. в Нью-Йорке, с 1946
преподает во Франции. В 1949 по инициативе
ЮНЕСКО провел полевое исследование в
Пакистане. В 1959 возглавил кафедру социальной
антропологии в Коллеж де Франс. Член Франц.
и многих иностр. академий. Его первая
большая работа “Элементарные структуры
родства” (1949) была встречена с одобрением,
однако только после появления “Печальных
тропиков” (1955), “Структурной антропологии”
(1958) и “Мышления дикарей” (1962) Л.-С. получил
широкую известность, и структурализм
был признан самостоят, направлением.
Стремясь создать рационалистич. философию
человека, он принципиально отверг субъективистский
и психологизаторский подход экзистенциализма
и феноменологии и в поисках объективной
основы знания обратился к социологии
и этнологии. Посредством изучения жизни
и культуры первобытных народов Л.-С. надеялся
найти решение проблем становления человеч.
об-ва и формирования мышления. Поэтому
даже его этногр. полевые исследования
носили методич. и методол. характер, а
не узкоэмпирический.
Формирование структуралистских представлений происходило у Л.-С. под влиянием разл. источников: структурно-функциональных исследований социальных институтов первобытного об-ва в этнографии, фрейдизма, гештальт-психологии, марксизма, структурной лингвистики. Л.-С. с юношеских лет увлекался сочинениями Маркса, считал, что понятие структуры заимствовано им, помимо иных источников, у Маркса и Энгельса. Несмотря на все различие марксизма и психоанализа, Л.-С. находил в них общую, важную для него идею: “Понимание состоит в сведении одного типа реальности к другому, поскольку подлинная реальность никогда не является самой очевидной”.
Стремясь преодолеть недостатки традиц. рационализма и эмпиризма, Л.-С. предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, — суперрационализм: его гл. идея в том, что универсальность человеч. природы заложена в подсознании, исследуя к-рое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки — “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся в бессознательном, или в структуре человеч. ума, Л.-С. воспринял от лингвистов: де Соссюра, Якобсона и Н.Хомского. В рамках своей антропол. теории Л.-С. попытался наметить контуры общесоциол. теории, предполагающей объяснение человека и человеч.об-ва.
Он говорит о необходимости научной триады (этнографии, этнологии и антропологии), позволяющей, начав с регистрации конкр. фактов, перейти к первой стадии синтеза путем сравнит, метода, а затем к более высокой, конечной стадии синтеза — стадии структурной антропологии, выявляющей структурные элементы, совокупность к-рых составляет бессознат. структуру человеч.разума.
Многоплановость характерна не только
для содержат. стороны сложной системы
научных воззрений Л.-С., но и для эволюции
его научных исследований. В них прослеживаются
три осн. этапа: анализ структурной организации
первобытных племен; совершенствование
понятийного аппарата разрабатываемой
им структурной антропологии; рассмотрение
особенности “мышления дикарей” и сопоставит,
анализ мифов амер. индейцев для более
детального и углубленного изучения универсальных
структур, лежащих в человеч. подсознании.
Важнейшей работой первого этапа явилась
дис. “Элементарные структуры родства”
(1949). С помощью математика А.Вейля Л.-С.
удалось построить математич. модели правил
бракосочетания в архаич. об-ах австралийцев.
Позднее Л.-С. писал о возможности применения
ЭВМ для исследования мифа. Он явился пионером
использования математич. моделей и ЭВМ
в этнологии, его работы имеют существ,
значение для математизации гуманитарного
знания.
Для объяснения скрытых структур социокультурных
явлений первобытного строя Л.-С. применил
принцип “взаимности”, предложенный
одним из учеников Дюркгейма Моссом, считавшим
этот принцип основой древнейшего обычая
обмена подарками. Введя его в этнологию,
Л.-С. стал рассматривать ее как науку,
исследующую разные виды обменов в человеч.
об-ве и тем самым сблизил ее с науками,
исследующими обмены сообщениями, в том
числе словесными, — с семиотикой и лингвистикой.
В конечном счете Л.-С. склонился к рассмотрению
этнологии как части семиотики.
Модели, выделенные посредством структуралистского
метода, не отражают эмпирич. реальности и их не надо смешивать со
структурами, которые изучали исследователи
первобытного об-ва Радклифф-Браун и Малиновский.
Тем не менее эти модели реальны, хотя
и не являются предметом непосредств.
наблюдения. “Чтобы достичь моделей, представляющих
собой подлинную реальность, надо выйти
за пределы конкретно воспринимаемой
реальности”. Ментальные структуры никогда
не осознаются и не изменяются в ходе истории,
они даны самой природой, являясь “отображением
биол. характера человеч. мозга”. Выявив
структуру разума, мы выявим структуру
физич. реальности, сможем познать структуру
Вселенной. Т.о. “антропология” Л.-С. решает
проблему понимания не только человека
и его культуры, но и природы. Структурализм
— не просто метод, но мировоззрение, особая
филос. система.