Основные направления в искусстве Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 01:17, реферат

Краткое описание

В нашем реферате будет рассмотрено культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую. Начало новой истории в XIV– XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин «Новое время» приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются прежде всего основных, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Направления в искусстве Нового времени……………….4
Заключение…………………………………………………15
Список использованной литературы………………..……16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

МБОУ "СОШ №33 им. героя России сержанта Н. В. Смирнова"

г. Чебоксары ЧР

 

 

 

Рефрат

 

по дисциплине

Мировая художественная культура

 

 

 

Основные направления  в искусстве Нового времени

 

 

Выполнил: ученик СОШ № 33

11 кл. Белоусов В.Л.

Проверила: Савельева Т. Ю.

 

 

 

 

Чебоксары – 2013

Содержание

 

 

  1. Введение…………………………………………………….3
  2. Направления в искусстве Нового времени……………….4
  3. Заключение…………………………………………………15
  4. Список использованной литературы………………..……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          В нашем реферате будет рассмотрено культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую. Начало новой истории в XIV– XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин «Новое время» приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются прежде всего основных, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ.

 

          Проблемам культуры Нового времени посвящена огромная, практически необозримая литература. Поскольку речь идет о сравнительно недавнем прошлом, объем информации необычайно велик. Сущестует большое количество различных точек зрения, философских, исторических, культурологических, искусствоведческих теорий.

Направления в искусстве Нового времени

 

Как известно, история искусств с наступлением Нового времени насчитывает  определенное количество этапов в своем  развитии. Начиная с эпохи Возрождения, мы говорим о маньеризме, барокко, классицизме, рококо, неоклассицизме, романтизме, импрессионизме, постимпрессионизме, реализме, модернизме, символизме, авангардизме, экспрессионизме, сюрреализме, конструктивизме, абстракционизме и социалистическом реализме.

В конце 16 века в Европу приходит барокко и владеет умами до середины века 18. Этому стилю были подвержены все виды искусства, но особенно ярко он раскрылся в архитектуре  и живописи.

В это время принципы Возрождения  не были отринуты полностью, но идеи сотворчества с Богом (природой) стало не так  актуальны. Теперь стали развиваться  стремления к совершенствованию  окружающего мира в соответствии с идеальными нормами красоты. Это  время отмечено небывалом размахом преувеличенной декоративности во всем.   Прихотливая метафора, аллегория и эмблема царят повсюду.

Но они  не могут полностью заслонить своими причудливыми фантастическими формами  натуральное начало барокко. В архитектуре чувствуется дыхание живых природных стихий, в литературе заметно сближение книжного  языка с фольклорными традициями.  Все существующие искусства тесно взаимодействуют между собой, становясь другой, праздничной,  стороной бытия.

Барокко -  стиль риторический, пропагандистский. Он не соблазняет зрителя, а властно захватывает его внимание. В изобразительном искусстве и архитектуре примером этого служат работы  Л. Бернини и Ф. Борромини,  Д. Веласкеса,  П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Ни церковный ритуал, ни дворцовый этикет теперь  не подавляют силу творческой личности. Национальная самобытность отчетливо проступает на полотнах Рембрандта, Хальса и Вермера.

Интересно, что из Европы барокко в 17-18 веках распространяется не только в Латинскую Америку, но и в  Белоруссию,  и в Украину. На территории России сначала появляется «нарышкинский барокко» (западноевропейские орнаментальные приемы плюс  средневековая структура). В петровские времена в городах возводят  здания новоевропейского типа, среди которых особенно выделяются творения В. Растрелли.

В литературе барокко правят бал аллегорические фигуры-персонификации. Набирает силы жанр риторической церковной  проповеди и школьная драма. Не забыты и сатира, роман,  поэзия. Среди авторов той эпохи -  Кальдерон,  Тассо, д'Обинье, Ломоносов, Симеон Полоцкий. Интенсивно развивается опера, балет. В постановках используются все более сложные и живописные декорации. Для музыки характерна более сложная и свободная  вокально-инструментальная полифония. Обособляются жанры кончерто гроссо, сонаты, сюиты в инструментальной музыке.

Пришедший на смену барокко классицизм, увы, обвинил барочные идеалы в вычурности и безвкусии, принимая за образец только античное наследие. Классицизм занимает временной отрезок с конца 17 до начала 19 века. Это течение зародилось во Франции.

В основе идей классицизма - идеалы Просвещения: рационализм, представления  о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Очень велика роль общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Художественные образы, относящиеся к этому стилю,  логичны,  строго организованы, ясны и гармоничны.

Впервые была создана иерархия жанров. К высоким относились трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина; к  низким - комедия, сатира, басня, жанровая картина.  Сегодня мы можем проследить эти особенности, обратясь к трагедиям Корнеля,  Расина, Вольтера;  комедиям Мольера;  поэмам  Буало. Среди писателей-классицистов - Лафонтен, Ларошфуко, Гете,  Шиллер, Ломоносов, Державин, Сумароков.

В театрах разворачиваются  не просто спектакли, а торжественные  действа. Строй их статичен, а чтение стихов размеренно. Сюжетами постановок становятся античные истории богов  и героев. Архитектура  классицизма отмечена творениями  Ардуэн-Мансара, Леду,  Рена, Баженов, Казакова, Воронихина, Захарова, Росси. Всюду царит четкая  геометрия форм и  логичность планировки.  Стены гладкие, декор сдержанный.

Живописные работы тех  лет имели логично разворачивающийся  сюжет и уравновешенную композицию. Своей ясностью нас до сих пор  восхищают картины Пуссена,  Лоррена,  Давида,  Энгра, Лосенко, Угрюмова;  скульптуры  Пигаля, Фальконе, Торвальдсена, Кановы,  Козловского, Мартоса.

А вот первые три четверти 18 века в европейском искусстве  посвящены и такому стилевому  направлению, как Рококо. Многие специалисты выделяют этот стиль, как определенную фазу общеевропейского барокко. Сам термин возник в период расцвета классицизма и был ничем иным, как презрительным обозначением  всего манерного и вычурного.

Здесь все непостоянно  и капризно, здесь преобладают  вымысел и  интимные переживания. Хрупкий декор доведен до уровня театральности. Стиль «рококо» - воплощение  изысканности и  изощренной утонченности. Здесь никому нет дела до героизма и пафоса. Здесь играют в любовь и  увлекаются прелестными безделушками. А искусство - это тоже наслаждение.

Искусство рококо призвано возбуждать только легкие и приятные эмоции. Его задача -  развлекать и услаждать зрителя  причудливыми узорами,  изысканными сочетаниями пастельных красок. Нарядные интерьеры рококо украшались декоративными панно, роскошными зеркалами, резными панелями. Везде преобладали овальная, круглая и причудливо-изогнутая  формы.

На полотнах художников  красный заменяется  розовым, синий - голубым. Теперь в ходу невиданные ранее  лимонно-желтый, блекло-голубой, сиреневый. У новых красок появляются невообразимые названия. Знаменитый «цвет бедра испуганной нимфы» - из тех времен.

К созданию стиля рококо причастен  Антуан Ватто, его манеру развили Ланкре, Патер, Кийар. Для их образов  характерны эмоциональность и меланхолическая мечтательность.  Остались на холстах занимательные любовные сюжеты кисти Буше, на которого равнялись Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель.  Последним крупным живописцем рококо признан тонкий мастер пейзажа и портрета  Фрагонар.

Среди скульптурных изображений  времени господства рококо изрядное количество портретных бюстов и маленьких  скульптурных групп или отдельных  фигур  купальщиц, нимф, амуров. Их создавали Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион .Произведениями искусства украшали не только внутренние интерьеры, но и  парки, беседки, купальни.

Планы зданий в стиле «рококо» отличались асимметричностью, комнаты  были круглымих, овальными,  восьмиугольными. Проектировщики всячески избегли прямых углов, в том числе и в месте соединения стены с потолком. Все маскируется различными рельефными орнаментами.

Среди архитекторов, воплощавших  в жизнь принципы рококо Декотт, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье, Кнобельсдорф,  Растрелли, Ринальди, Ухтомский. В этот период особенно развивались декоративные направления: оформление книг, создание мебели, декоративной бронзы, производство гобеленов, фарфора.

Многие творения архитектуры, живописи, музыки и литературы от нас  отделяют века. Но современному человеку по-прежнему хочется узнать их историю, познакомиться поближе. Нескончаемым потоком движутся наши современники к главным мировым сокровищницам: Лувру, Эрмитажу. Множество музеев сегодня хранят прекрасные произведения искусства, переиздаются книги  тех далеких лет, возрождаются театральные и балетные постановки. Изо дня в день, из года в год мы убеждаемся в том, что искусство вечно. И барокко, и классицизм, и рококо оставили свой неизгладимый след в истории нашей цивилизации.

Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к  традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения  или классицизма (в музыке — также  и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом  называют классицизм в архитектуре  и изобразительном искусстве  второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма  более раннего периода.

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Общая характеристика романтизма

Романтизм сменяет эпоху  Просвещения и совпадает с  промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. 

Романтизм в живописи

Представители: Каспар Давид  Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.

Развитие романтизма в  живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики  укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности»  и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к  экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое  направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии. Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная  свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. Для английского  романтизма характерен интерес к  общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют  старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского  романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом  борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение  и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер  Мериме, Жорж Санд), в США (Вашингтон  Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто  иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное»  он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому  исследованию людских характеров и  поступков. Писатель был пристрастен  к романтическим незаурядным  натурам, за которыми признавал право  «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек  реализовать свою вечную, данную самой  природой тягу к благополучию.

Романтизм в русской  литературе

Обычно считается, что  в России романтизм появляется в  поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые  русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая  драма. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также  развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Романтизм в музыке

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его  заняло весь XIX век. Композиторы-романтики  старались с помощью музыкальных  средств выразить глубину и богатство  внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в  том числе баллада.

Представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт; Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Импрессионизм в живописи. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался  проникать под цветную поверхность  будничности. Вместо этого импрессионизм  сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении  или угле зрения.

Для импрессионизма не так  важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы, в том числе такие как голод, болезни, смерть.

Новое течение отличалось от академической живописи как в  техническом, так и в идейном  плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его  мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали  в соответствии с теориями цвета  Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный  луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий  — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга  и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета  разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при  этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой — Оранжевый Красный  — Зелёный Жёлтый — Фиолетовый

Таким образом стало возможным  не смешивать краски на палитре и  получать нужный цвет путём правильного  наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Затем импрессионисты перестают  концентрировать всю работу над  полотнами в мастерских, теперь они  предпочитают пленэр, где удобней  схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным  благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие  от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой  движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред  Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником»  и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда  не писал свои работы на пленэре.

 

 

Импрессионизм в  музыке

Музыкальный импрессионизм  являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей  мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные  черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью  годами позднее были подхвачены и  развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном  искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления  не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент  Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов  и был опубликован «Манифест  символизма» (1886) французского поэта  Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к  импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и  приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван  Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

Реализм (фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Реализм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства  состоит в как можно более  точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и  противоречиво. Его границы изменчивы  и неопределённы; стилистически  он многолик и многовариантен.

Различные грани реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и  Веласкеса, импрессионизм Мане и  Дега, нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.

Реализм, как визуально  достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался  к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что "реализм нельзя смешивать  с видимым подобием действительности". Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.

Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимаaние - обратная сторона идеализма.

Если наука XIX в. наблюдала факты прочных оснований, то этим путем, по мнению Э. Золя, последовало и искусство, поставив своей основной задачей анализ действительности, реалистические тенденции проявляются уже в романтическом искусстве, живописи в Австрии и Германии, "барбизонской" школе, романтическом классицизме).


 

 

Заключение

 

    Культуру и цивилизацию Нового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем – человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским (революционным) концепциям.

 

   Однако амбивалентные оценки достижений культуры и цивилизации Нового времени не могут заслонить тот факт, что ее интеллектуальное и художественное наследие стало отправным пунктом для последующего развития философии, науки, искусства, утверждения рационалистических мировоззрений и идеологий. Оно заложило основы дальнейшего прогресса всей европейской культуры.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие. / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.

2. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов. / Б.А. Эренгросс,  Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. –  М.: Оникс, 2007.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П.  Культурология. Краткий тематический  словарь. – М.: Феникс, 2001.

4. Культурология. Учебное  пособие. / Под ред. А.А. Радугина  – М., 2001.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986-1988. Т. 1-3.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

7. История Европы. М.: Наука, 1994. Т. 3, 4.

8. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. проф. А.В. Адо. М.: Высшая школа, 1986.

9. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д.: Город Н, 1994. С.161-191.

10. Культурология. XX век: Словарь-справочник. СПб.: Университетская книга, 1997.

 


Информация о работе Основные направления в искусстве Нового времени