Основные направления работы учреждений культуры с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:01, контрольная работа

Краткое описание

Современная жизнь на передний главный выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В настоящее время очень актуальна проблема адаптации пожилых и людей пенсионного возраста в социально-культурной жизни общества. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочитаемые формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Специфика досуговой деятельности людей пенсионного возраста…4

Глава 2. Технологии досуга пожилых людей………………………………….6

2.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей…………….6

2.2. Основные направления досуга пожилых людей в Республике Беларусь………………………………………………………………………….10

ГЛАВА 3. Основные направления работы Копцевичского СДК с пожилыми людьми……………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СКДД.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

5. Глинотерапия. Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

6. Гарденотерапия. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

7. Спорт, активный  отдых и туризм. Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.

Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических  заболеваний, увеличивается число  людей с инвалидностью. Туризм оказывает  большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (мало подвижному образу жизни), которая  отрицательно влияет на здоровье и  психику. Двигательные ограничения  значительно снижают жизненные  возможности, служат причиной угнетения, стресса, потери веры в себя. Спорт  и туризм создают возможность  устанавливать независимые и  разнообразные контакты, которые  помогают получить уверенную и эффективную  жизненную поддержку, так необходимую  пожилому человеку.

Люди, вышедшие на пенсию, могут  использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя  различные социокультурные программы  и проекты, в том числе и  туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к  жизни и увеличивая жизненную  активность. Основными функциями  туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального  туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей  со специальными нуждами - все это  создает равные возможности для  осуществления права на отдых, для  приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.

Для эффективного использования  туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать  следующие правила:

вид туризма подбирается  в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;

- обеспечение безопасности  для туристов и окружения;

- программа включает осмотр  достопримечательностей;

- наличие некоторой физической  подготовки, психологической готовности  к трудностям;

- планируемые нагрузки  должны быть адекватны состоянию  здоровья.

Многофакторное терапевтическое  воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровление, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение  проблем. Важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.

Стремление к активным формам проведения свободного времени  способствует социальной адаптации, тогда  как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение  общего жизненного тонуса пожилых, допускает  углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и  увлечениям человека.

Для правильной организации  досуга и отдыха пожилым необходимо выполнить следующие требования.

1. Выяснить интересы пожилого  человека. Пожилому пациенту нужно  помочь определиться в выборе  формы досуга, так как многие  люди не имеют возможности  разобраться в этом вопросе.  Не исключено, что в силу  своего положения пожилые имеют  лишь ограниченные представления  о формах свободного времяпрепровождения,  их доступности. Прежде чем  предлагать пожилому человеку  какие-либо мероприятия, следует  внимательно изучить интересы  пациента, показать ему варианты  возможных форм отдыха, посоветоваться  с членами его семьи или  друзьями пациента.

2. Расширить представления  об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая  его проблемы.

3. Не ущемлять интересы  пациента.

4. Оценить прошлые и  настоящие интересы и наклонности  пациента.

5. Определить основные  особенности деятельности, выбранной  пациентом.

6. Определить способы  модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие  в проведении досуга и отдыха.

Основными занятиями пожилых  являются физические упражнения, экскурсионный  туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи  с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых  людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы  модификации и адаптации больного для облегчения его участия в  проведении досуга и отдыха. Некоторые  формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или  болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или  пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних  конечностей. В качестве досуга для  лежачего больного можно рекомендовать  легкую ручную работу, например, вязание  крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной  к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие  на психику больного. Просмотр телепередач  или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

 

ГЛАВА 3.

Основные направления  работы Копцевичского СДК с пожилыми людьми.

— "Серебряный возраст" — организация многопрофильных клубов пожилых людей с широким спектром интересов и видов деятельности: занятия физкультурой, художественной самодеятельностью; обмен опытом по воспитанию внуков, кулинарии, рукоделию; организация дискуссий и обсуждение вопросов политики, морали, быта; освоение нетрадиционных методов лечения; настольные игры, просмотр газет, журналов; участие в благоустройстве территории; культурно-просветительная, воспитательная, консультативно-методическая работа в школах, по месту жительства.

— “Вторая профессия” — организация учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают новые перспективы для трудовой активности (техническое творчество, садоводство, моделирование одежды, бухгалтерское дело и др.).

— “Здоровье”. Программа включает: лекции и встречи со специалистами по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультации по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.; физкультурно-оздоровительные акции и лечебно-оздоровительные мероприятия (с приглашением народных целителей, известных медиков — специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.);

Самостоятельным направлением такой программы является организация  физкультурно-оздоровительных групп  “Движение и здоровье” (ритмические  движения с использованием элементов  танца, гимнастики). Опыт организации  такого рода групп показывает, что  в результате существенно улучшается ощущение своего тела, уменьшается  психологическая тревожность, появляется раскованность, улучшается контакт и устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.

— “Искусство и здоровье” — вовлечение лиц пенсионного возраста в работу коллективов художественной самодеятельности, групп гимнастики, танца, объединений народных ремесел; организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры. Например, участники объединения любит изобразительного искусства доступными способами выражают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания — каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов. Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.

— ”День за городом” — программа предполагает выезд на природу и активное участие пожилых в различных конкурсных и спортивных мероприятиях, художественном творчестве, она предоставляет возможность общения с природой и друг с другом, создает условия для плодотворного отдыха и приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катания на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, шарады, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.).

— ”Активный досуг” — организация системы мероприятий и конкурсов (“А ну-ка, бабушки”) с рассказыванием народных сказок, пословиц, исполнением частушек, колыбельных песен, демонстрацией мод, самостоятельно созданных детских игрушек и др.).

 — ”Живая история” — организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.

Кроме того, на базе культурно-досуговых  центров и библиотек  проводятся тематические вечера (например, "Рождественские встречи", "Мелодии фронтовых  лет", "Ностальгические посиделки"), создаются объединения по интересам  — клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж  и др.   Создаются консультационные службы, Выпускаются бюллетени “Новостей”, содержащие информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных общественных организаций, кинотеатров, парков и т.д.

Обозначенные выше программы   успешно реализуются при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных социально-культурных центров для пожилых, которые включают   площадки для общения, пассивного и активного отдыха, комнаты для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и процедурные кабинеты и др. Финансирование таких центров осуществляется не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими структурами, церковью и т.д.

 

Заключение

В качестве заключения к  данной работе можно сделать некоторые  выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации социальной работы в  области осуществления досуга пожилых  людей.

Информация о работе Основные направления работы учреждений культуры с пожилыми людьми