Основные понятия культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:26, лекция

Краткое описание

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.

Содержание

1. Язык и символы культуры
2. Культурные ценности и нормы
3. Инкультуриация и культурная самоидентичность

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 2.docx

— 24.14 Кб (Скачать файл)

Семинар №2

Основные понятия  культурологии.

План: 
1. Язык и символы культуры 
2. Культурные ценности и нормы 
3. Инкультуриация и культурная самоидентичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Подготовил: Габитов И. Ф.

                                                                                                          Проверила: Янбердина Д. М.

1.

Языком культуры в широком смысле этого понятия  называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям  вступать в коммуникативные связи  друг с другом, ориентироваться в  пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма  осмысления реальности, в которую  организуются все вновь возникающие  или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует  значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере  социального взаимодействия язык выступает  в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.

Самая серьезная  проблема коммуникации заключена в  переводе смыслов с одного языка  на другой, каждый из которых имеет  множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.

Основной структурной  единицей языка культуры, с точки  зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в  качестве объективного заместителя  некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки  и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака  делает возможной передачу информации по техническим каналам связи  и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

Любой язык культуры имеет природные предпосылки  формирования, но сам не является природным  явлением. Он формируется во взаимодействиях  и коммуникациях совместно живущих  людей. Он возникает тогда, когда  индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда  такие выражения в коммуникативных  процессах приобретают статус разделяемых  знаковых единиц, а их использование  перестает быть произвольным и подчиняется  определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется  там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать  как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.

Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные  для выражения представлений  и переживаний, различаются как  по своему происхождению, так и степени  подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:

естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

I. Под естественными  знаками понимаются вещи и  явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то  иные предметы или явления  и рассматриваются в качестве  носителя информации о них.  Чаще всего естественные знаки  являются принадлежностью, свойством,  частью какого-то целого и поэтому  дают информацию о последнем.  Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.

II. Функциональные  знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных  знаков, связь функциональных знаков  с тем, на что они указывают,  обусловлена не их объективными  свойствами, а теми функциями,  которые они выполняют. Как  правило, это вещи и явления,  имеющие непосредственное прагматическое  предназначение, но включенные в  человеческую деятельность помимо  своих непосредственных функций,  они еще получают знаковую  функцию, т. е. дают какую-то  информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную  технику, поскольку любой механизм  или деталь может выступать  как знак, который имеет информацию  обо всей технической системе,  элементом которой он является  и т. д.

III. Если для  естественных и функциональных  знаков знаковая функция является  побочной и выполняется ими  как бы «по совместительству»,  то для конвенциональных это  функция является основной. Конвенциональные  знаки являются знаками в полном  смысле этого слова. Их значения  задаются не предметами и процессами, о которых они информируют,  а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных  знаков:

1) сигналы, извещающие  или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра» на  пешеходной дорожке, флажковая  сигнализация на флоте;

2) индексы —  условные обозначения каких-либо  предметов или, ситуаций, имеющие  компактный легко обозримый вид  и применяемый для того, чтобы  выделить эти предметы или  ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические  знаки, различного рода условные  значки в схемах, графиках, профессионально-деловых  текстах и т. д.;

3) образы строятся  на сходстве, подобии с тем,  что они обозначают. Это сходство  может носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном  или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.;

4) символы —  материальные или идеацнальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.

Наряду с  отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают  разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система  знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением  различного рода обрядности (свадебная, похоронная. праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему.

IV. Важнейшей  знаковой системой являются вербальные  знаковые системы — разговорные  языки. Любой естественный язык  — это исторически сложившаяся  знаковая система, образующая  основу всей культуры того  или иного народа, говорящего  на данном языке. Эта система  складывается на основе психофизиологических  возможностей, заложенных в биологической  природе человека (устройство мозга,  гортани, органов слуха и т.  д.). Однако язык имеет социальную  природу. Он формируется и развивается  людьми только благодаря их  совместной деятельности и общения.

V. На относительно высокой  стадии развития человеческой  культуры формируются знаковые  системы записи: письмо (система  записи естественного языка), нотная  грамота, способы записи танца  и т. д. Особенностью знаковых  систем этого типа является  то. что они возникают на базе других знаковых систем оазговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

2.

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности»

Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. Нормы делают поведение людей более или менее предсказуемым и упорядочивают социальное взаимодействие. Как и ценности, нормы обладают значительной вариативностью в различных культурах.  
     Нормы (правила) определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Усвоение определенных норм необходимо человеку для успешной адаптации в обществе. Нормативная сторона культуры включает широкий круг требований. Это и элементарная опрятность, гигиена, и соблюдение принятых правил поведения, и нравственные (моральные) нормы, и правовые нормы (законы). Исполнение норм обеспечивается различными формами принуждения, начиная с общественного мнения и заканчивая государственными институтами.

3.

Инкультурация – это процесс постепенного вовлечения человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода; – это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.  
 
Процессы инкультурации изучаются в культурной антропологии. Так например, М. Херсковиц предложил свое определение понятия «инкультурация», под которым он понимал процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате которого формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. 

Культурная самоидентичность - осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире. 
К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не просто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. 


Информация о работе Основные понятия культурологии