Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:26, лекция
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.
1. Язык и символы культуры
2. Культурные ценности и нормы
3. Инкультуриация и культурная самоидентичность
Семинар №2
Основные понятия культурологии.
План:
1. Язык и символы культуры
2. Культурные ценности и нормы
3. Инкультуриация и культурная самоидентичность
1.
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самая серьезная
проблема коммуникации заключена в
переводе смыслов с одного языка
на другой, каждый из которых имеет
множество семантических и
Основной структурной
единицей языка культуры, с точки
зрения семиотики, являются знаковые системы.
Знак — это материальный предмет
(явление, событие), выступающий в
качестве объективного заместителя
некоторого другого предмета, свойства
или отношения и используемый
для приобретения, хранения, переработки
и передачи сообщений (информации, знаний).
Это овеществленный носитель образа
предмета, ограниченный его функциональным
предназначением. Наличие знака
делает возможной передачу информации
по техническим каналам связи
и ее разнообразную —
Любой язык культуры
имеет природные предпосылки
формирования, но сам не является природным
явлением. Он формируется во взаимодействиях
и коммуникациях совместно
Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:
естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
I. Под естественными
знаками понимаются вещи и
явления природы в том случае,
когда они указываются на
II. Функциональные
знаки — это также знаки-
III. Если для
естественных и функциональных
знаков знаковая функция
1) сигналы, извещающие
или предупреждающие людей.
2) индексы —
условные обозначения каких-
3) образы строятся
на сходстве, подобии с тем,
что они обозначают. Это сходство
может носить внешний или
4) символы — материальные или идеацнальные. Культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.
Наряду с
отдельными конвенциональными знаками,
вводимыми по тому или иному поводу,
в ходе развития культуры возникают
разнообразные системы
IV. Важнейшей
знаковой системой являются
V. На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типа является то. что они возникают на базе других знаковых систем оазговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.
2.
Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности»
Нормы – это присущие общности представления
о допустимом поведении, поведенческие
стандарты. Нормы делают поведение людей
более или менее предсказуемым и упорядочивают
социальное взаимодействие. Как и ценности,
нормы обладают значительной вариативностью
в различных культурах.
Нормы (правила) определяют, как должен
вести себя человек, чтобы жить в согласии
с ценностями своей культуры. Усвоение
определенных норм необходимо человеку
для успешной адаптации в обществе. Нормативная
сторона культуры включает широкий круг
требований. Это и элементарная опрятность,
гигиена, и соблюдение принятых правил
поведения, и нравственные (моральные)
нормы, и правовые нормы (законы). Исполнение
норм обеспечивается различными формами
принуждения, начиная с общественного
мнения и заканчивая государственными
институтами.
3.
Инкультурация – это процесс постепенного
вовлечения человека в культуру, постепенная
выработка им навыков, манер, норм поведения,
форм мышления и эмоциональной жизни,
которые характерны для определенного
типа культуры, для определенного исторического
периода; – это длительное и постепенное
освоение человеком способов, норм, практических
рекомендаций в повседневной жизни.
Процессы инкультурации изучаются в культурной
антропологии. Так например, М. Херсковиц
предложил свое определение понятия «инкультурация»,
под которым он понимал процесс освоения
человеком присущего культуре миропонимания
и поведения, в результате которого формируется
его когнитивное, эмоциональное и поведенческое
сходство с членами данной культуры и
отличие от членов других культур.
Культурная самоидентичность - осознание особенностей своей
культуры, ее оценка в истории и в сравнении
с другими культурами, понимание ее отличительности
и целостности в условиях глобализации
и распространения массовой унифицирующей
культуры в посттрадиционном мире.
К. с. — это оформленное в виде истории,
мифов, религии, духовной жизни народа
стремление сохранить и защитить культурные
достояния. К. с. не просто “защитная оболочка”,
а постоянно пересматриваемый и оцениваемый
проект жизни индивида или народа, направленный
в будущее.