Основные социальные функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 20:02, реферат

Краткое описание

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Происхождение и значение термина «культура»………………………….
2.Структурная целостность культуры…………………………………………
3.Структура культуры………………………………………………………
4.Основные социальные функции культуры………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат культурологии.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Основные социальные функции культуры

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции. 

1. Адаптивная функция культуры.Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и истори­ческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio)означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых су­ществ адаптируется к среде своего обитания. У растений и жи­вотных это происходит в процессе биологической эволюции бла­годаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы  поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закреплен­ной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой­чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоя­нии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусствен­ную, культурную среду.   Биологическая незавершенность, неспециализированность,неприспособленность человеческого рода к определенной эколо­гической нише обернулись способностью осваивать любые при­родные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопле­ния опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль. 

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальнойобщности — чувство «мы»;

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свиде­тельствует, что культурные различия между сообществами не­редко становились причиной противостояния и вражды.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделитькоммуникативную функцию 
культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения.Только благодаря усвоению культуры между людь­ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по­скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис­темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самыхранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя­тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни­кации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди полу­чил и необычайно широкие возможности передачи друг другу раз­нообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и техниче­ских символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складыва­ются системы фиксации информации в графической, звуковой,видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансля­ции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохране­нием и распространением информации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст­ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви­дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна­ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще­ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации поз­воляет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обы­чаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложив­шихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональ­ный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать за­фиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, об­щественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определен­ные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поко­ление благодаря социализации.

По мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система,  имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) 
социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По другим классификациям к функциям культуры относятся: 

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способностьнакапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом итрудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические 

так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведениелюдей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную. Приступим к их характеристике.

1) Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2) Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно­логические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопас­ности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

3) Коммуникативная функция культуры.Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнеде­ятельности людей.

4) Информационная функция культурыобеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращалвнимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

5) Нормативная функция культурыобусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности,предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызван­ные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Таким образом,  что бы ни являлось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, называется культурная картина мира — система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Так в конечном итоге смысловые связи, образованные благодаря культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значения человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составляют предпосылку культурного процесса. 


Заключение
Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.  

Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень. Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное яв­ление и выступает как фактор возникновения и становления со­циальных отношений. А это значит, что культура может быть рас­смотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она вы­полняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социаль­ной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия куль­турына индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порож­дающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности:природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.
 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы
1.Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА,1997. – 617с.
2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ–ДАНА, 1998.–788с. 
3.Введение в культурологию: Учеб.пособие для вузов/под ред. Е. В. Попова–М.:ВЛАДОС,1996–336с.
4.Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с. 
5.Культурология:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье).-Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с.
6.Ор­лова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс,1994,-319с.
7.Свасьян К.А.Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии.-1987.№6.с.12-15
8.Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,1999.–406с.
9.Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и  современность.-1999.№6.с.153—154.
 



Информация о работе Основные социальные функции культуры