Основные формы, понятия и структура библиотечных продуктов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:19, реферат

Краткое описание

Создание новых видов библиотечных продуктов и услуг, внедрение новых прогрессивных форм информационного и библиотечного обслуживания не может быть осуществлено без соответствующих средств, приборов, орудий, аппаратов, инструментов, которые предназначены для информационного анализа документов, извлечения существенных сведений и на этой основе создания новых библиотечных продуктов, оказания новых услуг

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 27.05 Кб (Скачать файл)

Глава 1.  Основные формы, понятия и структура               библиотечных продуктов и услуг .

Создание новых видов библиотечных продуктов и услуг, внедрение новых прогрессивных форм информационного и библиотечного обслуживания не может быть осуществлено без соответствующих средств, приборов, орудий, аппаратов, инструментов, которые предназначены для информационного анализа документов, извлечения существенных сведений и на этой основе создания новых библиотечных продуктов, оказания новых услуг. Внедрение машинных методов переработки информации заставило по-новому взглянуть на библиотеку, осознать всю сложность производственных процессов, где как и на любом производстве существует разделение труда, используются машинные средства обработки, включая средства вычислительной техники, средства связи для передачи информации в наиболее приемлемые сроки. Студенту важно по теме усвоить не только общую структуру библиотечной технологии, но и отличать производственный процесс от технологического; технологический процесс от операции и приёма. Особо надо заметить, что автоматизация и механизация процессов в библиотеке может носить автономный характер. Так, например, технологические операции, связанные с комплектованием библиотечных фондов или же библиотека, в которой осуществлена комплексная механизация и автоматизация и ею не охватывается вся сеть библиотек. Такой подход к механизации и автоматизации библиотечной технологии имеет место на практике. Но при этом заметим, что в этом случае затруднен взаимный обмен информации базами данных. Рассматривая вопрос о структуре библиотечной технологии, необходимо подчеркнуть, что библиотечная технология есть наука о сущности процессов машинного производства библиотечных продуктов и услуг. Реализация машинной библиотечной технологии возможна только тогда, когда обозначены и реально существуют взаимосвязи в процессах и операциях производства продуктов и услуг. Определяя машинную библиотечную технологию как науку, которая охватывает все виды (типы) библиотек несмотря на то, что в них кроме общих существуют частные технологии производства таких, например, продуктов как указатель литературы или услуга, которая реализуется в системе избирательного распространения информации. Как любая другая наука машинная библиотечная технология имеет свои способы и методы, которые составляют единство структурно-семантического, количественного и качественного анализа документов с целью создания поисковых образов документов, поисковых предписаний, баз данных, включая и другие продукты.       Автоматизация процесса аналитико-синтетической переработки документов, сущность которой сводится к автоматизации семантических процессов, связанных с индексированием, реферированием, машинным переводом и т.д., лежит в русле проблематики не только информационного анализа, но и технологических процессов, ориентированных на широкое применение средств вычислительной техники. 
Понятие о производственном технологическом процессе, библиотечном производстве осмыслено в результате систематизации знаний в области библиотечно-библиографической деятельности библиотек и служб информации. Особое значение и необходимость понимания сущности производственного технологического процесса связано с оценкой технологической сложности, продуктивности, репродуктивности, которая влияет на организацию производственных процессов, технологическое оснащение библиотеки. Студент из практики, жизненного опыта хорошо знает, что многочисленные предприятия выпускают тот или иной вид продукта, изделия, оказывают услугу. В понятие производственный процесс вкладывают то особенное, что связывают с изготовлением этого продукта. И это специфическое и определяет сложность комплекса основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений на производстве вообще и в библиотеке, в частности. Студент легко может переписать основные, вспомогательные подразделения библиотеки. Те процессы, которые связаны с организационно-функциональной структурой подразделения библиотеки, за которым закреплен комплекс технологических операций, принято называть производственным процессом. Чтобы отличать производственный процесс от технологического необходимо отделить ту часть производственного процесса, которая не зависит от организационно-функциональной структуры, а связана только с технологией. В отличие от общего понятия комплексной механизации и автоматизации технологического процесса в ходе реализации той или иной задачи по преобразованию информации в библиотеке может быть автоматизирована какая-то часть технологических операций процесса. И в этом случае имеет место понятие "частный" технологический процесс. Это тоже комплекс действий, средств механизации и автоматизации при производстве продуктов и услуг может составлять специфическую часть производственного процесса. Так, например, в технологическом процессе комплектования библиотечных фондов, если следовать списку технологических операций в этом процессе (если следовать типовым нормам времени на работы, выполняемые в библиотеках), то их насчитывается четырнадцать. И если из них механизирована и автоматизирована только та часть, которая связана  с сопоставлением и отбором изданий для библиотеки, то здесь мы имеем место с частным случаем. Завершая рассмотрение вопроса о библиотечной технологии, целесообразно сосредоточить внимание на понятии "технологическая операция". Это в свою очередь комплекс непрерывно чередующихся действий, технологического оборудования, и посредника (библиотекаря), обеспечивающих заданное изменение свойств предмета. В нашем случае это новые качества, связанные с поиском документа по различным признакам (по форме, содержанию, языку публикации, стране и т.д.). 
Многовековая история работы библиотек, в которых осуществлялись так называемые процессы обработки литературы и где господствовал ручной труд, качество информационного, библиографического и библиотечного обслуживания главным образом связывалось с личностью библиотекаря, от которого зависел успех дела, авторитет библиотеки. Но на смену технологии, где господствует ручной труд, приходит машинная технология, в которой задействованы различные специалисты: экономисты, инженеры, юристы, полиграфисты, специалисты в области вычислительной техники. И те представления о библиотеке как храме, где можно отдохнуть, получить хорошую книгу и просто провести время разрушаются. Не отрицая роли библиотек в области культурно-просветительной работы, которая на современном этапе требует для своей реализации комплекса технических средств, главное содержание работы библиотеки связано с преобразованием информации с подготовкой документов в таком виде, чтобы можно было бы получить сведения в удобной для читателя форме и в заданные им сроки. Для нашего времени характерным является то, что в библиотечную технологию все настойчивее и настойчивее внедряются не отдельные экземпляры оборудования, а целые комплексы технических средств (ЭВМ, средств копирования, микрофильмирования, оперативной полиграфии, средств связи, средств хранения). Целесообразно обратить внимание на тот факт, что как бы ни была велика роль личности библиотекаря в организации производственного процесса в библиотеке, его место в технологии хотя и медленно, но ограничивается и особенно на тех участках, где господствует, рутинные операции. 
В принципе средства механизации и автоматизации при решении многих задач на основе обработки значительных объемов машинной обработки информации снижают субъективные начала, в процессах, требующих объективной оценки деятельности. На смену ручной технологии приходят её автоматизированные варианты. Это вовсе не подчеркивает снижение профессионализма, в частности, в решении таких задач как выявление информационных потребностей, разработка стратегии поиска, т.е. тех задач которые лежат не в русле алгоритмических методов обработки, а в русле эвристических методов, которые раскрывают природу мыслительных операций при решении задач независимо от их конкретного содержания (оформления). Внедрение технических средств в библиотечную технологию целесообразно рассматривать как помощь профессионалу в решении профессиональных задач, связанных с удовлетворением читательских интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2   Научная обработка документов, для производства новых продуктов и библиотечных услуг.

Автоматизация научной обработки литературы в библиотеке сводится к массовым технологическим операциям, которые связаны с процедурой индексирования. Иначе говоря, присвоение документу/ запросу набора ключевых слов, дескрипторов, предметных рубрик, кодов или шифров, которые могут служить указателем содержания документа/запроса и использоваться для структурирования информационных массивов, а также поиска документов. Возможны два способа индексирования: свободное, когда из документа непосредственно извлекаются ключевые слова и записываются на носитель информации без учета родовидовых отношений и формы представления; и контролируемое, когда с помощью ЭВМ осуществляется контроль, за лексическим составом поискового образа документа или поискового предписания. В этом случае в поисковый образ включаются только те слова, которые зафиксированы в словаре ключевых слов, дескрипторных словарях, списках предметных рубрик. Технологические операции выделения ключевых слов с последующим их переводом в дескрипторы осуществляется в автоматизированном режиме и служит для семантического анализа, т.е. представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом языке. Семантический анализ моделирует понимание текста человеком. Адекватность моделирования с помощью средств вычислительной техники позволяет наиболее полно и точно представить на информационно-поисковом языке системы содержание документу запроса и тем самым улучшить качественные параметры функционирования системы. Автоматизированный процесс перевода текстов документов и запросов с естественного языка на язык системы обусловлен недостатками естественного языка в той части, которая касается его многозначности. Средства вычислительной техники, которые применяются для автоматизации научной обработки документов, используются в различных видах свертывания документов: аннотирование, реферирование, научный перевод и т.д. Автоматизация процессе научной обработки документов вызывает к жизни правомерность постановки вопроса о создании нормативно-справочной информации (АПУ, картотеки решений, ТТПК, картотека заказанной литературы и других баз данных). Опыт показывает, чтобы обеспечить высокий уровень обработки информации для ввода в библиотечную систему необходимо иметь совокупность баз данных, которые используются для решения задач в автоматизированном режиме. Основным направлением в содержании нормативно-справочной информации, обеспечивающим надежную обработку документов и запросов сводится к поддержанию в рабочем состоянии этих баз данных за счет автоматизации процессов (операций) по их автоматизации, за счет автоматизированной системы контроля за состоянием нормативно-справочной информации. В конечном итоге набор баз данных призван обеспечить не только автоматизацию технологических процессов отбора, обработки, хранения, поиска информации, но и всех тех операций, которые связаны с информационным, библиотечным и библиографическим обслуживанием. Базы данных, которые создаются в библиотеке, не только должны служить автоматизации производственных задач, но и обеспечивать условия для проведения научных исследований, технологических разработок и служить для удовлетворения духовных (досуговых) потребностей. Автоматизация процессов обработки информации позволяет использовать возможности вычислительной техники для производства новых видов продуктов и библиотечных услуг в условиях функционирования библиотеки (кино, телевидение, гипермедиа, гипер-  журналы и т.д.). Средства автоматизации создают условия, при которых становится возможным осуществить мероприятия, связанные с массовым удовлетворением потребностей в библиотечном и библиографическом обслуживании. Однако надо помнить, что внедрение в библиотечную технологию в принципе приведет к повышению качества обслуживания, но вместе с тем автоматизация обработки информации в библиотеке, накладывает на неё ответственность за поднятие информационной культуры пользователей. Низкий уровень информационной культуры в условиях автоматизации снизит эффективность применения комплекса технических средств, приведет к невостребованности читателями тех ресурсов, которыми она располагает. Материальная незаинтересованность работников библиотеки не стимулирует процесс внедрения технических средств. С механизацией и автоматизацией технологических процессов в библиотеке связывается внедрение более прогрессивных форм библиотечно-библиографического обслуживания. И решать вопросы, связанные с переходом на качественно новый уровень обслуживания возможно тогда, когда будут не только осознаны, но и созданы все необходимые условия для повышения производительности труда с заданными параметрами качества. Автоматизация технологических процессов в библиотеке предполагает осознание того, что эффективность от применения комплекса технических средств в библиотеке можно ожидать только тогда, когда автономные АБС будут выступать в качестве элементов единой государственной библиотечной системы. 
Автоматизацию управления технологическими процессами в библиотеке можно рассматривать с нескольких точек зрения.

         Во-первых, крупные библиотеки и информационные службы в своей структуре имеют собственные вычислительные центры, которые оснащены высокопроизводительными ЭВМ с разной архитектурой. В таких ИВЦ реализуется иерархическая структура управления, в которой предусматриваются структурные подразделения по анализу, подготовке и вводу в автоматизированную систему информации, по распространению информации, по эксплуатации всего комплекса технических средств. 
Другие же библиотеки, которые автоматизируют технологические процессы, выступают в качестве пользователя и арендуют машинное время для комплекса задач, связанных с поиском и распространением информации, на основе использования баз данных, которые генерируются другими организациями, фирмами. 
        И, наконец, значительное число библиотек для автоматизации технологических операций использует персональные ЭВМ. Все это вместе взятое и определяет комплекс задач, с одной стороны, по управлению технологическими процессами, а с другой по управлению производством (АСУ). И во всех этих случаях будут выработаны комплексы задач с учетом особенностей организации работ по автоматизации обработки информации. 
Имея свои вычислительные центры, оснащенные новейшим ЭВМ, можно поставить задачи так называемого высокого уровня, которые обеспечивают перспективное планирование деятельности библиотек, а также прогнозирование входных и выходных документальных потоков, решения задач по оптимизации загрузки библиотеки, применять в оценке деятельности комплексы критериев по надежности, полноте, точности, оперативности, комфортности. Те же библиотеки, которые выступают в качестве пользователя коллективного ИВЦ, будут иметь более ограниченный репертуар задач. И, наконец, библиотеки, в которых рабочие места оснащены персональными компьютерами, могут эффективно решать задачи, связанные с комплектованием фондом, обработкой фактографической информации о выданной литературе, читателях и другие задачи. Как обычно, они не носят глобального значения. Автоматизация решения задач может являться довольно эффективной при разработке частных управленческих решений. 
Применение средств автоматизации предполагает, что библиотека получит определенный эффект, например, будет снижена себестоимость обслуживания читателей, будут более аргументировано приниматься управленческий решения, на отдельных участках улучшатся качественные показатели работы и т.д. Главная же мысль должна быть сосредоточена на том, что те мощности комплекса технических средств, которыми располагает библиотека, должны быть использованы полностью и на первоначальном этапе по многим причинам стоимость обслуживания читателей может возрастать.             Одним из важнейших условий перехода библиотек на качественно новый уровень обслуживания читателей по праву связывают с надежностью (полнота и соответствие профилю) формируемых ресурсов в библиотеке. Автоматизация технологического процесса комплектования библиотечных ресурсов связана не только с полнотой и профильностью, но и с решением задач, которые связаны с согласованностью действий между элементами библиотечной системы на основе четкого размежевания и доступности в вопросах взаимного использования ресурсов. Сложность информационных задач, реализуемых в ходе комплектования библиотеки связана с обработкой огромных объёмов информации. Такие задачи являются не эпизодическими, а массовыми. Достаточно указать, что для того, чтобы оформить заказ на конкретное издание для конкретной библиотеки, при этом уменьшить степень субъективных начал, комплектатору надо выяснить с какой частотой издания данной тематики спрашиваются в библиотеке, какое количество изданий не по комплексу литературы, а по каждому тематическому направлению имеется в библиотеке, оценить с какой полнотой по каждой тематической рубрике заказываются издания в библиотеке. Также немаловажное значение имеет информация о не только потенциальных, но и реальных читателях. Комплектатор должен иметь всеобъемлющую информацию, чтобы прогнозировать появление на книжном рынке изданий, обладать полной информацией о поставщиках, издательствах и т.д. Таким образом, решать задачи по комплектованию библиотечных фондов возможно только тогда, когда оно будет иметь надежную нормативно-справочную информацию, в составе банка данных в виде так называемых внутренних баз данных.

 

 

 

 

 

Литература: 

  1. «Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие».- М.: Либерия, 1996.-67с.
  2. Дворкина, М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. - М.: «Издательство ФАИР», 2009. - 256 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).
  3. Леонов, В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций /В.П. Леонов. - СПб.: БАН РАН, 1995. - 139с. 
  4. Масленникова, В.Г. Оптимизация формирования библиотечного фонда из информационных ресурсов/ В.Г.Масленнико.-М.: ГАСНТИ, 2004г.-80с.
  5. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии/ И.С. Пилко. -Санкт-Петербург.: Профессия, 2006.- 341с.
  6. Ванеева, В.А. Справочник библиографа/ А.В. Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия, 2003.- 560с.
  7. Автоматизированная информационно- библиотечная система библиотек Министерства культуры//Сов. Библиотековедение-1987- №4.- .23-29с.
  8. Коготков Д.Я. Библиографическая работа ЦБС на современном этапе: Лекция/ МГИК.-М.,1984.-44с.
  9. Колкова, Н.И. Внутренние базы данных библиотек. // Н.И. Колкова.-Кемерова.: Проффесия, 1985.-53-62 с.

 


Информация о работе Основные формы, понятия и структура библиотечных продуктов и услуг