Основные части и организация клубного вечера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Основные части клубного вечера.
Организация тематического вечера.
Основные задачи и тематика клубных вечеров.
Жанровое разнообразие тематических вечеров.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛУБНЫЕ ВЕЧЕРА.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

  Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

  Идея – основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея – это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

  Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих.    

  Задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

  Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. Мы уже говорили о том, что в клубе нельзя рассказывать что-либо “вообще” - о войне, о пятилетке. Посетителей клуба не удовлетворяет отвлеченный рассказ, оборачивающийся нередко громкой фразой. В клубных сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

  Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии. Тематический вечер — это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом.

  Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше? Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

  В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

  Следующая часть сценарной композиции — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Действие в сценарии подчиняется следующим основным методическим требованиям:

    1. Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.
    2. Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.
    3. Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

  Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловвую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массого мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

  Чтобы подобранный материал не представлял собой “рваного монтажа”, не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. Умение монтировать разнообразный материал в единое целостное произведение – это важнейший навык клубного сценариста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Методика использования разнообразных средств воздействия в тематическом вечере.

  Одна из особенностей клубного сценария состоит в том, что при написании автор одновременно думает о реальных средствах воплощения замысла. Сценарист должен хорошо знать все выразительные возможности клуба, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

  Во-первых, к выразительным средствам относится слово. Оно всегда остается главным средством пропагандистской и воспитательной работы клуба. Именно слово создает атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, поскольку клубная драматургия документальна, слово выступающего несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В клубных массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.

  Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.

  Важное методическое требование к устному выступлению на массовом клубном мероприятии – его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, пропагандиста, в клубной драматургии используется слово ведущего, которое несет основную мысль сценария, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию.

  Часто звучит в клубе поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно. точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

  К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в массовых клубных мероприятиях относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.

  Большое место в клубном вечере занимает музыка. Чаще всего музыкальная драматургия сценария строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссера и сценариста определенной музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.

  Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссеру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.

  Подобно музыке и песне режиссер массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий. Широко распространен прием использования фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в клубных вечерах.

  Интересно используются в клубных массовых представлениях всякого рода спортивные выступления, хореографические пантомимы, особенно если они также вплетены в сюжетную ткань, являются составной частью праздничного действия. Так, огромные живые картины, повторяющие художественные полотна, скажем “Отдых после боя” Ю. Непринцева, становятся составной частью, своеобразным стоп-кадром действия тематического вечера. Важны для тематического клубного вечера наглядные средства пропаганды и агитации. Прежде всего, необходимо назвать тематическую выставку, которая является своеобразной экспозицией к нему. Так, клубный тематический вечер о мужестве советских людей в годы борьбы с фашизмом часто удачно предваряется и дополняется выставкой писем и документов героев, погибших в жестоких боях, в гитлеровских застенках. Такая выставка создает определенный психологический настрой зрителей.

  Другим важным средством наглядности в клубной театрализованной работе является оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определенных символов.

  В связи с ростом технических возможностей клуба все большее место в его театрализованной работе занимают такие яркие, чрезвычайно эффективные средства театрализации, как звук, свет. Многие клубы, кроме кинопроекции, широко используют и диoпроекцию, способную показать отдельные моменты из биографии человека. Диапозитив — своего рода клубный стоп-кадр.

  Современная техника позволяет использовать в композиции клубного вечера или праздника записи подлинных речей выдающихся деятелей , а также голоса известных ученых, писателей, актеров. Многие клубы используют заранее записанную фонограмму всего, что будет звучать на тематическом вечере, значительно облегчая этим его подготовку и проведение.

  Эффективно используется в клубном сценическом действии световое оформление, позволяющее подчас создавать целые зрительные картины. Звук и свет открыли возмoжность создания новой, синтетической формы – светозвукоспектакля. Таким образом палитра выразительных средств массовой театрализованной работы неуклонно расширяется и требует от сценариста и режиссера творческого подхода.

 


Информация о работе Основные части и организация клубного вечера