Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 18:02, контрольная работа
Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.
У неандертальцев обнаружены признаки ориентации по солнцу. Костяки мертвецов в их захоронениях обычно ориентированы по линии восток-запад, их положение каким-то образом было связано с движением солнца.
В Англии комплекс мегалитов (древнейших сооружений из громадных камней, служивших могильными памятниками и святилищами) имел отношение к наблюдению за солнцем, так как главная ось всего сооружения направлена к точке восхода солнца в день нашего солнцестояния.
По движению солнца в течение дня папуасы регулировали начало и окончание различных работ.
В передней Азии, где скотоводы ввиду жаркого климата передвигались по ночам, путеводным указателем была луна. Поэтому полумесяц стал у мусульман священной эмблемой. Люди научились измерять время с помощью луны: наблюдали, как она то увеличивается, то убывает.
Заключение
Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих "рядом" с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Синкретизм всегда присутствовал в структуре культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества.
Многие исследователи отмечают повсеместный характер явлений синкретизма, которые оказывают существенное влияние на развитие и осмысление реальности как целостности со всем многообразием этой сложноструктурной и многоуровневой системы.
Имеющийся интерес к синкретизму со стороны естественнонаучного и гуманитарного знания еще в большей степени доказывает необходимость его рассмотрения.
Литература, посвященная исследованию синкретизма, весьма разнообразна, поскольку многогранна смысловая наполненность данного понятия. Определение синкретизма присутствует в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Его разработка началась в этнографических работах по первобытной культуре в XIX веке таких авторов, как Э.Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс. Изучая особенности этого периода, исследователи обратили пристальное внимание на такую черту первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с возникновением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры.
В отечественной литературе понятие синкретизма получает свое развитие в работах А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, А.А. Формозова, Н.А. Дмитриевой, С.А. Токарева, А.Ф. Еремеева, Н.В. Григорьева, В.Р. Кабо, М.С. Кагана. Большинство отечественных ученых склоняются к заключению о естественной слитности, недифференцированного мировоззрения древних людей. Исследователи особо подчеркивали отсутствие какой-либо жесткой границы между типами мышления, выделяя их преемственность и взаимопроникновение.
В науке в целом синкретизм рассматривается и как тенденция к формированию новой единой картины мира, основанной на понимании взаимозависимости и взаимосвязанности всего существующего в процессе осознания глобализации культурных процессов в современном мире.
В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности - потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям - эдемский и после эдемский периоды.
На первом этапе люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства - камни, палки. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы - дерево, кость, кожа и т.д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.
Важными моментами в развитии производительных сил явились открытие способа добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Но средства труда оставались примитивными и исключали возможность воздействия людей на природу в одиночку. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. В это время господствовали уравнительные отношения (эгалитет).
Второй этап первобытного способа производства начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие - семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства.
Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это еще не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникали и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.
Список используемой литературы