Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 12:58, реферат
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
МОсковский государственный университет путей и сообщения кафедра философии и культурологии |
РЕФЕРАТ |
По дисциплине: Культурология |
Тема: Особенности культурных традиций Древнего Рима
|
Выполнила: Студентка 1 курса Группы ЮТТ-111 Осина.У.А
Проверил: Митрошенков Олег Александрович
|
[Выберите дату] |
|
1.Введение
Культура древнего
Рима кратко изучается во всех гуманитарных
курсах цивилизационной
Культура Древнего
Рима связана с завершением истории
античного общества. Она продолжала
эллинистическую традицию и в
то же время выступала как
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
2.План.
I. Исторические ценности Древнего Рима
1. Древнеримская архитектура
1.1Римские дороги
1.2 Мощные мосты
1.3Оборонительные стены
2.Древнеримская литература
2.1 Сочинения
2.2 Пьесы
2.3 Летописи
3.Искуство Древнего Рима
3.1 Скульптуры
3.2Живопись
II. Развлечения Древнего Рима
1.Культурные интересы
1.1 Музыка
1.2 Ораторское искусство
1.3 Гонки на колесницах
1.4 Книги и чтение
2.Часы досуга
2.1 Элегантная молодежь
2.2 Танцы
2.3 Работа и отдых
III.Религия
1.Традиционные верования
1.1 Поклонение к духу или гению семьи
1.2 Отношение к богам или богиням
2. Государственная религия
2.1 Обитание богов и богинь на вершине горы Олимп
2.2 Вера в существование богов
IV Быт
1.Способы заработать на жизнь
1.1 Садоводство
1.2 Изготовление одежды
1.3 Строительство
1.4 Рынки
2. Семейный уклад
2.1 Дух семейной жизни
2.2 Женщина в доме
2.3 Поощрение многодетных семей
3.Воспитание детей в Древнем Риме
3.1 Домашнее образование
3.2 Школы и учителя
3.3 Образование высшей ступени
V. Традиции
1.Обычии
1.1 Пиры
1.2Кино
1.3 Традиции обедов
2. Праздники и зрелища
2.1 Танцы
2.2 Песни
2.3 Музыканты
2.4 Театр
3.Структурно-логическая модель.
Периоды истории культуры Древнего Рима
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.
Достижение Римской античности
• разработанная система римского права («Законы 12-ти таблиц»);
• законы добра, истины, красоты («Римский моральный кодекс»);
• непреходящие произведения искусства (скульптура, поэзия, архитектура, эпос, театр);
• многообразие философских идей;
• мировая религию — христианство, которое стало духовным стержнем последующей европейской культуры.
4. Тезаурус
1. КУЛЬТУРА (лат. cultura) – первоначально – возделанная почва, позднее – воспитание, образование, нравственное и интеллектуальное развитие (т. е. социальное «возделывание») человека. В греческом языке близкое по значению понятие обозначалась словом «пайдея», в китайском – «вэнь». В западноевропейском Средневековье и Возрождении слово культура встречается крайне редко, означая просто грамотность. Активное использование категории «культура» в Европе началось с эпохи Просвещения. В России это слово стали употреблять в основном в последней трети XIX в. сначала в исторической науке и публицистике, позднее – в философии и других сферах
2. Тради́ция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
3. Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
4. Пра́здник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества
5. Исто́рия —
область знаний, а также гуманитарная
наука, занимающаяся изучением
человека в прошлом. В более
узком смысле история — это
наука, изучающая всевозможные
источники о прошлом для того,
чтобы установить
6. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в истории и антропологии, возникшее в середине XIX в. под влиянием позитивизма (см.) и волны полевых этнографических исследований, начавшихся в Африке, Америке, Океании. Важнейшую роль при этом сыграло доминирование в науке принципа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как обусловленные внутренними причинами. Особую роль в становлении классического эволюционизма сыграли труды Ч. Дарвина, в которых была изложена идея эволюции как универсального механизма прогрессивного развития.
7. ЦИВИЛИЗАЦИОНИЗМ – направление, объединяющее различные гуманитарные циклические концепции социокультурной динамики, предполагающее изучение культурно-исторического процесса с позиций релятивизма.
8. ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат. diffusio – распространение) – направление в культурной антропологии, возникшее в конце XIX в. в Германии и Австрии на волне методологического кризиса эволюционизма.
9. ПОСТМОДЕРН – широкое
культурное течение последних
десятилетий, объединившее в
10. - религиозная культура (специализированная – религиозные учения, конфессии и деноминации, эзотерика; обыденная – мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого, предрассудки, приметы, гадания, вера в «космический разум» и т. п.);
11. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
– сфера культуры, формирующая
и регулирующая
5. Афоризмы
1. радицию нельзя унаследовать - её надо завоевать. Томас Стериз Элиот
2. бычай часто является злом. Пьер Огюстен Карон Бомарше
3. есь совокупный культурный мир во всех его формах пришел из традиции. Эдмунд Гуссерль
4. радиция - это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр
5. сякое подлинно человеческое развитие основывается, в сущности, на все возрастающем оттеснении традиции. Макс Шелер
6. ривычка следовать традиции лучше традиции следовать привычке. Константин Кушнер
7. радиция - столбовое дворянство плагиата. Станислав Ежи Лец
8 Были страны богатые более, красивее видал и умней. Но земли с ещё большей болью не довиделось видеть мне. (В.В.Маяковский)
9. бычай вместо закона. Неизвестный автор
10.
еизменность и верность традиций, которыми гордятся некоторые школы, очень часто оказываются лишь видимостью. Этьен Анри Жильсон
6.Персоналии.
1. Варро́н, Марк Теренций, (лат. Mārcus Terentius Varrō, 116 — 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим.
Философские взгляды Варрона
эклектичны, он близок к киникам, стоикам, пифагорейс
2. Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э.,Формия) — древнеримский пол
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование. Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов. Важность дела Росция заключалась в том, что, по словам Цицерона, «после долгого перерыва» впервые происходил «суд по делу об убийстве, а между тем за это время были совершены гнуснейшие и чудовищные убийства»
3. Плиний Младший (полное имя: Гай Плиний Цецилий
Секунд; лат. Gaius Plinius Caecilius Secundus; приблизительно 61 — 113) — древнеримский
политик и писатель, адвокат. Племянник Плиния Старшего. Родился в 61 или 62 году в городе Комо в богатой семье. Отец — Луций Цецилий
Цилон занимал важную должность в муниципалитете, В начале 70-х годов Плиний Младший переехал в Рим, где учился красноречию в риторской школе под руководством Квинтилиана и Ник 4. Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος 5. Квинт Септи́мий
Фло́ренс Тертуллиа́н (лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus; 155/165, Карфаге 6. Публилий Сир (Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus) — римский мимический поэт эпохи Цезаря и Августа, младший современник и соперник Лаберия. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus — сириец); в Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и разыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии, с большим успехом. Особенно ценились его мимы благодаря тому, что были пересыпаны нравоучительными изречениями. 7. Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания — ок. 96) — римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria)[1] — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона. 8. Апуле́й (лат. Apuleius, родился в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка) — древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Золотой осёл». Писал на греческом и латинском языках, но до нас дошли только его латинские произведения. Основной источник биографических сведений об Апулее — его же собственная «Апология». Несколько деталей биографии можно найти также в его «Флоридах»[2]. Родился в городе Мадавра римской прови
9. Гай Ю́лий Це́зарь 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100или 102 до н. э.[1] — 15 марта 44 до н. э.) — древнеримский госу Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем Pax Romana 10 Авл Ге́ллий (лат. Aulus Gellius; ок. 130—180 гг.) — древнеримский писатель и филолог. Любитель древностей и представитель архаизирующего направления латинской литературы II века. Все сведения, которыми мы располагаем о личности и жизни Авла Геллия, основаны на его скудных сообщениях. Авл Геллий учился сначала в Риме: грамматике — у грамматика Сульпиция Аполлинария и риторике — у оратора (ритора) Антония Юлиана. Также он слушал лекцииКорнелия Фронтона. Сильное влияние на Геллия оказал Фаворин. Затем, с целью изучения философии он приехал в Афины (до 165 г.; вероятно 147/8 г.), где и жительствовал долгое время. Там он познакомился с Геродом Аттиком. В Афинах же Геллий приступил к к обработке давно собранных заметок о латинских и древнегреческих авторах, создавая своё сочинение «Аттические ночи». Впоследствии он возвратился в Рим, где получил судебную должность.
|
7.Заключение.
Культура и искусство Древнего
Рима оставило человечеству громадное
наследие, значимость которого трудно
переоценить. Великий организатор
и создатель современных норм
цивилизованной жизни. Древний Рим
решительно преобразил культурный облик
огромной части мира. Только за это
он достоин непреходящей славы и
памяти потомков. Кроме того, искусство
римского времени оставило множество
замечательных памятников в самых
разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными
сосудами. Каждый древнеримский памятник
воплощает спрессованную
8. Источники.
1. Учебное пособие
по культурологи, издательство Российской
экономической академии имени
Г.В.Плеханова, Москва, 1994.
2. Быт и история в античности / Под ред.
Г.С. Кнабе. М., 1988.
3. История Древнего Рима / Под ред. В.И.
Кузицин. М., 1982.
4. Кебе Г.С. Древний Рим — история и современность.
М., 1986.
5. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С.
Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.
6. Трухит И.11. Политика и политики «золотого
века» Римской республики. М., 1986.
7. Штаерман ЕМ. Социальные основы религии
Древнего Рима. М., 1987
8.Кравченко А.И.
.
9. Культурология для технических вузов.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua
Latina: Введение в латинский язык
и античную культуру.
11Уколова В.И., Маринович Л.П. История
Древнего мира. "Золотой век"
Римской империи.
Информация о работе Особенности культурных традиций Древнего Рима