Особенности культуры в первые годы Советской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков.

Вложенные файлы: 1 файл

культ-я совет. период.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

Особое внимание стоит  уделить статуе Ленина, которую в  окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского  здания. Скульптор предполагал сделать  статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти  столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта  пришлось заморозить. Более того, металлический  каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась  в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать  здание не стали, хотя идея постройки  этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь  хотел подчеркнуть этим зданием  превосходство Советской системы  над устройством капиталистических  государств. Формально от строительства  Дворца советов отказались в конце 1950-х.

После прихода к власти Хрущева и постановления о "борьбе с архитектурными излишествами" в архитектуре уже не было таких  грандиозных проектов. Здания стали  более скромными. Брежневская архитектура  отличалась мощными призматическими  строениями типа московской гостиницы "Россия", но по-провинциальному они были более бедными.

 

5. Мода в советский  период

 

В СССР, после войны о  стиле в одежде мало кто задумывался - положение в стране не позволяло  никакой роскоши. Сама по себе новая  одежда уже была дефицитом. Но постепенно положение граждан выровнялось. Вновь появилась потребность  в эстетическом внешнем виде.

Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным за всю  историю ХХ века. Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому  прямому с расширенными плечами  силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально "лепили" из того, что было, - подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались  популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи таким эталоном - трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо и - в СССР после "Карнавальной ночи" - Людмила Гурченко.

Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок - пышная юбка почти до щиколоток (под низ  надевали легкую многослойную нижнюю), покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом. Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались "по мерке", не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье "без излишеств", а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку "нового силуэта" требовалось от 9 до 40 метров ткани (рис.5)! До СССР этот стиль ("нью-лук") дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской "оттепели". Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль "Н" - прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.

"Стильные" рукава делали  длиной 3/4 или 7/8 - что требовало  обязательных длинных элегантных  перчаток. Не менее модными были короткие нейлоновые или ажурные - в цвет туалета. Обязательной была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на "менингитку" - маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Из аксессуаров присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия с полудрагоценными камнями - хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки - с заостренными "стрелками" углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль - в частности.

У мужчин в моду вошли  очень узкие брюки - дудочки, и  нейлоновые рубашки. Необходимым мужским  аксессуаром была шляпа.

В СССР бесспорное влияние  на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль  молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов - различное переосмысление фольклорных мотивов - народов СССР и "дружественных". Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.

Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был  модным. Однако после войны, во время  дефицита внимания мужчин, женщины  всегда радостно приветствовали все  ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.

-е годы отмечены появлением  фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи  и студентов проходивший в  1957 году в Москве стал колыбелью  фарцовки как широкомасштабного  явления. Благодаря тому, что "приоткрылся"  железный занавес - иностранные  граждане получили возможность  в качестве туристов посещать  крупные города СССР. Этим и  воспользовались фарцовщики - преимущественно  молодые люди, студенты. Услугами  фарцовщиков в основном пользовались  так называемые "стиляги" - советская  молодёжная субкультура, имевшая  в качестве эталона западный (преимущественно,  американский) образ жизни. Стиляг  отличала нарочитая аполитичность,  определённый цинизм в суждениях,  отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам  советской морали. Стиляг выделяла  из толпы яркая, часто нелепая,  одежда, определённая манера разговора  (особый сленг). Им был присущ  повышенный интерес к западной  музыке и танцам.

Наибольшее распространение  фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах и туристических  центрах СССР. Концом фарцовки стало  налаживание сначала челночного, а потом и нормального товарообмена республик бывшего СССР с зарубежными  странами на закате перестройки в  начале 90-х годов XX века.

 

. Советская культура  в период "оттепели" и "застоя"

 

Реформы, начавшиеся после  смерти Сталина, создавали более  благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение  из тюрем и ссылок сотен тысяч  репрессированных, в том числе  представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления  в 1954 году повести И. Эренбурга с  названием "Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Эпоха перемен в советском  обществе совпала с глобальным социокультурным  поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному  прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается  проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

В советском обществе рубежом  социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый  общественным мнением как очистительная  гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался  с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской  революции, которая стала критерием  измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так  в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников  обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма  нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь" и примыкавшие к ним журналы "Москва", "Наш современник" и "Молодая гвардия") и демократов (А. Твардовский - журналы "Юность"). Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицина.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся  в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской  действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые  издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы  Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной  к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал "Синтаксис", основанный молодым  поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные  произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата  подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский  и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического  искусства имели уже собственную  основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые  годы), опубликовавшего на Западе роман "Доктор Живаго", где автор критически переосмысливает события Октябрьской  революции. Исключение Пастернака из Союза  писателей подвело черту в  отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в  период "оттепели"

Н. Хрущев четко сформулировал  задачу и роль интеллигенции в  общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов "Весна на Заречной улице" и "Два Федора", М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм "Девять дней одного года".

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых  был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную  обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия  к политике партии в области культуры.

Время хрущевской "оттепели" прямо и косвенно разобщило и  дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных  изменений, другие не сумели увидеть  их "скрытного подтекста" (влияние  извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом "оттепель" оказалась  не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской  культуры периода "застоя". Более  двадцати лет в советской истории  существовала эпоха "застоя", которая  в области культуры характеризовалась  противоречивыми тенденциями. С  одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства  страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной  отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу  произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди  молодежи, к традиционным ценностям  русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и  национально-демократической (появление  и развитие новой народной интеллигенции  как великорусской, так и в  союзных республиках, автономиях и  областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого  неприятия до установления определенного  взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного "лакирования" явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "Война и мир" и "Андрей Рублев" режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

Информация о работе Особенности культуры в первые годы Советской власти