Особенности культуры в первые годы Советской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:35, реферат

Краткое описание

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социально - культурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

Введение.
1. Особенности культуры в первые годы Советской власти.
2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма.
3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры.
4. Советская культура после войны.
5. Советская культура в период «оттепели».
6. Советская культура в 1960-90-е годы.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_kulturologii.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ  личности, его негативное влияние  на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма  характеризовали подчеркнутая классовость  и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.

 

3. Великая Отечественная война  в истории отечественной культуры.

С первых дней Великой  Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все  достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа.

Война с фашистской Германией  потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе  и культуры. На первом этапе войны  основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать.

С первых дней войны  возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках. Используя опыт политпросветработы периода Гражданской войны - "Окна РОСТА", стали издавать плакаты "Окна ТАСС". Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов (Кукрыниксы - псевдоним (по первым слогам фамилий) творческого коллектива графиков и живописцев: М.В. Куприянова, П.Ф. Крылова и Н.А. Соколова) "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", который был воспроизведен в газетах 103 городов. Большой эмоциональный заряд нес плакат И.М. Тоидзе "Родина-Мать зовет!", стилистически связанный с плакатом Д.С. Моора времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?". Огромной популярностью пользовались также плакаты В.Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" и Кукрыниксов "Потеряла я колечко", изображавший Гитлера, "уронившего колечко" из 22 дивизий, разгромленных под Сталинградом. Плакаты были действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.

С начала войны  интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Уже к ноябрю 1941 года в  восточные районы страны удалось  эвакуировать около 60 театров Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Только в Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились коллекции Исторического музея, Музея революции, наиболее ценная часть фондов Библиотеки им.В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены сокровища Русского музея и Третьяковки, в Свердловск - Эрмитажа. Союз писателей и Литературный фонд переехали в Казань, а Союз художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск.

В годы войны  было создано одно из самых великих  музыкальных произведений XX века - 7-я  симфония Д. Шостаковича, посвященная  героическим защитникам Ленинграда.

В годы войны  советская драматургия создала  подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт".

Появились и  такие известные и любимые  многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", "Наука ненависти", повесть В. Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Публицистика тех лет представлена статьями К. Симонова, И. Эренбурга.

Более тысячи писателей  и поэтов в рядах действующей  армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П. Вершигора, А. Гайдар, А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов.

Для культурного  обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры (к 1944 года их было 25). Первым из них был театр "Искра" из актеров театра им. Ленинского Комсомола - добровольцев народного ополчения, затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра, Театра им.Е. Вахтангова и комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали более 40 тысяч работников искусства. Среди них были корифеи русской сцены И.М. Москвин, А.К. Тарасова, Н.К. Черкасов, М.И. Царев, А.А. Яблочкина и другие.

Исключительным  успехом пользовались в военные  годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е. Мравинского, ансамбля песни и  пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им.М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Скульптурным  символом военных лет и памятью  павшим войнам стала 13 - метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная после войны в Берлине в Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич) .

Война, героизм  советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона  Севастополя", С.В. Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.

Оценивая ущерб  культурному достоянию страны, Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию  злодеяний захватчиков называла в числе разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов - Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

 

4. Советская культура после войны.

Великая Отечественная  война стала самым героическим  и трагическим событием в нашей  истории. Все ресурсы отечественной  культуры были направлены для служения Родине, для победы. Военное время  потребовало перестройки всей системы учреждений культуры, форм, методов и содержания их деятельности. Огромная работа была проведена по эвакуации учреждений культуры и культурных ценностей в восточные районы страны. Особый вклад в достижение победы внесла советская наука. Ученые, конструкторы, инженеры разрабатывали новые образцы боевой техники и вооружения. На фронтах сражались тысячи представителей художественной культуры - писателей, поэтов, артистов, художников, музыкантов, кинематографистов. В годы войны были созданы замечательные произведения литературы и искусства, составившие гордость отечественной культуры. Имена М. Шолохова, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Светлова, Н. Тихонова, М. Блантера, К. Листова, В. Соловьева-Седова и многие другие вошли в ее золотой фонд. Деятели всех направлений культуры самоотверженно отдавали свой талант и труд для победы в войне. И наша победа стала возможной благодаря не только военной и экономической силе государства, но и духовному могуществу народа. В послевоенный период страна залечивала раны, нанесенные войной. В области культурного строительства была восстановлена система народного образования. К 1950 г. в школах обучалось 37 млн. учащихся. Количество высших учебных заведений возросло до 880, в их стенах получали образование 1 млн. 200 тыс. студентов. Масштабные работы были проведены по ликвидации ущерба, нанесенного войной отечественной науке. Восстанавливалась ее материально-техническая база, создавались новые отрасли и научные направления. Это позволило, в частности, к концу 40-х годов ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием, а к середине 50-х годов создать ракетные средства его доставки в любую точку земного шара. Все это явилось серьезным сдерживающим фактором на пути развязывания новой мировой войны. Победа в войне существенным образом отразилась на самосознании советских людей: укрепилось чувство собственного достоинства, появились надежды на демократизацию общественной жизни. Однако это противоречило устоям тоталитарного режима. После окончания войны репрессии продолжались, усилилось идеологическое давление на культуру.

В лагеря отправлялись бывшие советские военнопленные, люди, насильственно угнанные в Германию, и все те, кто хоть в малейшей степени проявил инакомыслие. Среди  наиболее громких политических процессов этих лет - «ленинградское дело», «дело врачей». Угроза массовых репрессий с каждым годом усиливалась.

Политическое вмешательство в  сферу культуры нарастало. Идеологическая работа партии была подчинена сохранению и укреплению административно-командной системы. Культ личности Сталина не имел границ. Образы «вождя всех времен и народов», процветающей державы, ее счастливых граждан, упрощенные представления о «светлом будущем» заполонили страницы газет, журналов, книг, смотрели с художественных полотен, с экранов кино.

Строгое ограничение информации, тематики и содержания художественного творчества отрицательно сказывалось на развитии художественной культуры. Масса безликих, конъюнктурных произведений наводнила  советское искусство. Партийные  органы открыто вмешивались в дела литературы и искусства, вынося в большинстве случаев компетентные решения. Печально известны постановления ЦК ВКП/б/ 1946-1948 гг. по вопросам печати, театра, кинематографа.

К счастью, истинное искусство продолжало жить. Примером тому служат книги Л. Леонова, К. Паустовского, К. Федина, А. Ахматовой, М. Зощенко; музыка С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, В. Шебалина, А. Хачатуряна; живопись П. Кончаловского, П. Корина, В. Фаворского; фильмы С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина и многих других, чье творчество обогатило отечественную и мировую культуру.

 

5. Советская культура в период «оттепели» .

После смерти Сталина  произошли изменения в общественно-политической жизни страны. Начавшиеся процессы демократизации получили название «оттепели». Замысел реформ 50-х годов сводился к преодолению негативных последствий культа личности Сталина. Были проведены крупные социальные программы. Благодаря начавшемуся процессу реабилитации было возвращено доброе имя многим тысячам людей. Среди них ставшие жертвами беззакония деятели науки и культуры: Н. Вавилов, В. Мейерхольд, Б. Пильняк, О. Мандельштам, И. Бабель, Г. Серебрякова и другие. В эти годы был ослаблен административно-командный нажим на культуру, более гибкой стала система руководства ею.      Усложнение задач социально-экономического, научно-технического и культурного развития страны вызвало проведение крупных мероприятий в образовательной и научной сферах. Был взят курс на ускорение научно-технического прогресса, на соединение науки с производством. СССР стал занимать передовые позиции в области фундаментальных исследований, особенно в математике, физике, освоении космоса. Возникли новые отрасли экономики - атомная энергетика, атомная промышленность, ракетостроение. Успехи советской науки получали все большее признание за рубежом. Впервые в эти годы советские ученые стали лауреатами Нобелевской премии (Н.Н. Семенов, 1956; Л.Д. Ландау, 1962; Н.Г. Басов и А.М. Прохоров, 1964).     Большие изменения происходили в художественной культуре страны, прежде всего в литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. В литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава. Их объединяла общая гражданская позиция, неравнодушие к болевым проблемам общества.

Но, говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления  в культурной жизни страны, нельзя забывать о проблемах и противоречиях этого периода. Это была реформа «сверху», инициированная руководством партии и государства; оно же определяло и границы «оттепели». По существу вся общественная жизнь и культура оставались подконтрольными, хотя и в меньшей степени, чем при Сталине. В это время не увидели света новые поэмы А. Твардовского, романы В. Гроссмана, А. Бека, рассказы В. Шаламова, А. Солженицына и др.; позорнейшим образом был затравлен Б. Пастернак.

6. Советская культура в 1960-90-е годы.

Окончание «оттепели», свертывание  реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно нараставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, культуре в конце 60-х - первой половине 80-х гг. Непоследовательные реформы 50-60-х гг. не могли искоренить пороков командно-административной системы. Прежние методы управления культурой продолжали действовать, хотя и несколько видоизменились. В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена.

Следствием происходивших в  обществе процессов стало расслоение культуры на официальную, поддерживаемую государством и неофициальную - не признаваемую им. Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Большой общественный резонанс вызвали книги Ю. Трифонова, А. Битова, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева. В произведениях этих писателей нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их связь с историей своего народа, поиск нравственных ориентиров. Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр, кинематограф. Но большинство неординарных книг, спектаклей, кинофильмов, других художественных произведений с трудом доходило до читателя и зрителя. Приходилось преодолевать массу бюрократических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения легли на полки фильмохранилищ, спецхранов и архивов КГБ. В этих условиях многие несогласные деятели культуры были вынуждены покинуть страну: режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский; художники О. Целков, М. Шемякин; поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич; писатели В. Некрасов, В. Войнович, С. Давыдов. Был выслан из страны А. Солженицын. Многие представители литературы и искусства уходили в пласт неофициальной культуры, свободной, правдивой и бунтующей. Появился новый жанр - авторская песня. Вся страна слушала В. Высоцкого, рок-музыкантов, читала литературу «самиздата».

70-е - первую половину 80-х годов  называют «застойным» периодом. Однако к культуре это определение  однозначно применять нельзя. Те  процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров. И, тем не менее, к середине 80-х экономика, общество, культура уже оказались в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов.

Информация о работе Особенности культуры в первые годы Советской власти