Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:46, контрольная работа
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений, последние отвечают за этнодифференцирующие и другие отличия. При создании новой системы значений и распространении её в обществе изменяется и само общество. Значения и символы конструируют культуру: без них человек оставался бы на стадии животно-биологического развития, управляемый природными инстинктами.
Ученые-мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка; и если они не прямо говорят о субъективизме мифологии, то дают те или иные более тонкие построения, сводящие мифологию все к тому же субъективизму. Так, учение об иллюзорной апперцепции в духе психологии Гербарта у Лацаруса и Штейнталя также является совершенным искажением мифического сознания и ни с какой стороны не может быть связано с существом мифических построений. Тут вообще мы должны поставить такую дилемму. Или мы говорим не о самом мифическом сознании, а о том или ином отношении к нему, нашем собственном или чьем-либо ином, и тогда можно говорить, что миф – досужая выдумка, что миф – детская фантазия, что он – не реален, но субъективен, философски беспомощен или, наоборот, что он есть предмет поклонения, что он – прекрасен, божественен, свят и т.д. Или же, во-вторых, мы хотим вскрыть не что-нибудь иное, а самый миф, самое существо мифического сознания, и – тогда миф всегда и обязательно есть реальность, конкретность, жизненность и для мысли – полная и абсолютная необходимость, не фантастичность, неэффективность. Слишком часто ученые-мифологи любили говорить о себе, т.е. о свойственном им самим мировоззрении, чтобы еще и мы пошли тем же путем. Нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Но с этой стороны для мифа нисколько не специфично и даже просто не характерно то, что он – выдумка. Он – не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т.е. прежде всего диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще.
Формула не так уже проста. Она получена
в результате длинного анализа весьма
сложных понятий – символа, личности,
истории, слова и проч. Поэтому простота
ее заключается только в общераспространенности
и обывательской популярности употребленных
тут терминов. Однако термины эти даны
не в том спутанном и темном значении,
в каких употребляет их некритическое
сознание, но феноменологически выявлены
все их основные моменты и отграничены
от соседних и путающих дело областей.
При всем том, однако, встает неумолимый
вопрос. Пусть миф – история; пусть он
– слово; пусть им наполнена вся наша обыденная
жизнь. Все это не может нас убедить в том,
что в мифе нет ничего особенного, что
миф – это и есть только история и биография,
та самая история и биография, как это
понимается всеми обычно. Однажды мы уже
встретились с таким широким понятием
мифа; и его пришлось, в сущности, отбросить,
потому что миф, понимаемый просто как
интеллигентный символ, совершенно неотличим,
например, от поэзии. Уже там нами было
указано, что есть еще узкое и более специфическое
понятие мифа, именно то, когда гоголевский
Хома Брут скачет не на лошади, даже не
на свинье или собаке, а не больше и не
меньше, как на ведьме или она на нем. Это
привело нас к констатированию в мифе
какой-то особой отрешенности. Но то, что
мы до сих пор говорили об этом понятии,
все еще продолжает быть недостаточным.
Отрешенность можно понимать как отрешенность
от абстрактно-изолированных вещей. Это,
конечно, не есть подлинная мифическая
отрешенность, ибо и все решительно вещи
живого человеческого опыта даны в таком
отрешении. Отрешенность можно понимать
поэтически – как отрешенность от вещей
вообще. Это тоже пришлось отвергнуть,
ибо миф совершенно не выходит из сферы
вещей, и даже наоборот, – вращаясь в личностной
стихии, – он с особенной силой опирается
на вещи, на всякую осуществленность, хотя
и понимает ее глубже, чем обыкновенные
физические вещи. Что же теперь получается?
Пока у нас не вполне сформировалась идея
личности, мы могли не ставить окончательно
вопроса о мифической отрешенности. Чтобы
отграничить миф от поэтического образа,
достаточно было просто указать на факт
необычности и как бы сверхъестественности
его содержания; и этим область мифа отмежевывалась
от поэзии довольно просто, не говоря уже
о том, что миф – вещественен, поэзия же
– “незаинтересованна”. Покамест мы
говорим об отношении мифа к вещам вообще,
достаточно было опять-таки этого же указания;
и – делалось ясным, что мифический факт
и мифическая вещь есть вид фактов и вещей
вообще. Этим вполне рисовалась его фактичность
и вещность, а больше ничего и не надо было
в соответствующих отграничениях. Но вот
оказалось, что миф есть личностное бытие,
что он – историческое бытие, что он –
слово. Оказалось, что миф есть самосознание. Раз миф
есть самосознание, то в нем необходимым
образом должна содержаться в сознательной форме та
отрешенность, которая для него специфична.
Миф есть слово: это значит, что он должен
высказать, в чем именно заключается
его отрешенность; отрешенность должна
быть выражена и выявлена, высказана. Отграничивая
миф от метафизического построения, мы
указали, что “сверхъестественный” момент
если и содержится в мифе, то не мешает
его телесности и вещественности. Приравнивая
миф символу, мы показали, что отношение
“естественного” и “сверхъестественного”
в мифе надо мыслить символически, т.е.
нумерически едино, как одну вещь. Но что
это такое за “сверхъестественное” по
своему существу, – этого мы не решали,
ограничиваясь более или менее неопределенными
характеристиками, вроде “необычное”,
“странное” и т.д. Теперь миф превратился
для нас в сознательно-личностно-
III. Художественная, политическая и социальная мифология в современной культуре.
Современные мифы
насыщенны символами, которые выступают
как часть идеационной сферы,
они подкрепляют собой
Современный миф находится на границе между двумя очерченными областями, а именно, повседневным дотеоретическим знанием и знанием теоретическим, идеационным.
Миф, как и символ, создан коллективом на основе социального опыта, социального взаимодействия и смысловой интерпретации мира. Сознание на основе социального опыта конструирует реальность. Социальная реальность, в свою очередь, лежит в основе социального опыта, познания человека, универсума. Символические или мифологические конструкции начинают оказывать обратное воздействие на социальную реальность. Этим и обусловлено интерсубъективное восприятие реальности для всех людей, живущих в одном социуме. Если миф архаического общества прежде всего означал концентрацию и выражение переживаний встречи человека с трансцендентным непосредственно в его повседневной жизни, то впоследствии, на стадии разложения родового общества, миф превращается в литературный жанр.
Современные мифы представляют собой структуры, с помощью которых осуществляется кодифицирование реальности с использованием определённым образом организованных символических систем.
Существование
множества социальных мифов, так
называемых «мифов обыденного сознания»,
мифов науки и прочего
Вера в тот или иной миф есть главный признак принадлежности человека к миру той или иной культуры.
У человека есть миф, стало быть, есть смысл. И в этом - высшая истина мифа, многократно перекрывающая вопрос о его соответствии некоей объективной истине. Именно это обстоятельство и объясняет, почему любой миф обладает чрезвычайно высокой энергией сопротивления по отношению к каким угодно фактам и событиям.
Однако смысл создаётся не чем иным, как культурой. Именно культура представляет собой тот самый «второй мир», который создаёт себе человек, помимо мира первого, физического, в котором существует всё прочее. Мир смыслов, основанный на мифах. Мир, само существование которого спровоцировано и санкционировано мифами.
Различие мировосприятий не может быть связано с биопсихическими характеристиками человека, и если само наличие такого механизма адаптации человека к условиям его существования, как миф, действительно связано с «потребностями» его психики и выступает как её необходимый защитный механизм, то изменение этого механизма, судя по всему, имеет именно социальную природу и определяется изменением общества, вернее - сменой типа общества и типа культуры.