Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:47, реферат
Во время турецкого владычества культурная жизнь страны практически замерла; национальная культура сохранялась только в монастырях. В 1762 г. монах Паисий из монастыря Хилендар на Малом Афоне создал труд "Славянско-болгарская история". Книги, которые писались до освобождения Болгарии от турецкого владычества, при всей своей скромности и малочисленности сыграли важную роль для создания современного болгарского языка. В 1860-1870 гг. писатели и журналисты активно участвовали в борьбе за национальное освобождение. Когда страна обрела независимость, основной темой произведений была болгарская история. Вскоре стали появляться книги, рассказывающие о современных событиях, различные жанры литературы.
Введение………………………………………………………………………3
Культура……………………………………………………………………...5
Национальные традиции Болгарии………………………………………..11
Праздники в Болгарии………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………...25
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
(КУЛЬТУРА БОЛГАРИИ)
Реферат
По дисциплине «Славяноведение»
Выполнил:
Студентка группы Б-41
Михеева А.А.
Руководитель:
Волкова Н.П.
2010 год
Оглавление
Введение
Раннее болгарское общество развивалось под воздействием двух главных культур – византийской и турецкой. Обе они оказали серьезное влияние на формирование населения Болгарии. Болгария внесла свой вклад в сокровищницу мировой культуры, литературы и искусства. Произведения и мастерство многих болгарских писателей и поэтов (А. Константинова, Е. Пелина, X. Смирненского, Ел. Багряны), художников (Ан.Митова, Ив. Мырквички, В. Димитрова-Майстора, Д.Узунова), композиторов (Ем. Манолова, П. Владигерова и др.) приобрели мировую известность и признание. На протяжении многих веков Болгария находилась под влиянием различных цивилизаций: фракийской, римской, греко-византийской, славянской и мусульманской. Это во многом определило особенности развития культуры страны. Несмотря на многовековое чужеземное иго, болгарский народ сохранил свою самобытность и культуру. Болгарский язык принадлежит к южнославянской группе индоевропейской семьи и является самым древним из славянских письменных языков. В 862 или 863 братья Кирилл и Мефодий из греческого города Салоники создали староболгарский алфавит (глаголицу). Русская версия староболгарского алфавита (церковнославянский) способствовала распространению грамотности в Восточной Европе. Ныне используется кириллица, названная так в честь славянского просветителя Кирилла. Культурный расцвет средневековой Болгарии отмечается в XIII—XIV вв. К этому времени относится, в частности, постройка на окраине Софии Боянской церкви с фресками, предвосхитившими лучшие образцы изобразительного искусства раннего итальянского Ренессанса. Тырновская литературная школа оказала сильное влияние на литературу других пародов, пользовавшихся письменностью на основе кириллицы (сербов, русских, влахов). В X—-XIII вв. в Болгарии развернулось антифеодальное крестьянское движение, принявшее форму религиозной ереси — богомильства. Учение богомилов оказало известное воздействие на идеологию некоторых социально-религиозных движений в Европе. Современный болгарский язык сформировался в период национального возрождения (18–19 вв.), главным образом на основе народного диалекта, на котором говорило население гор Стара-Планин и Средна-Гора. Во время турецкого владычества культурная жизнь страны практически замерла; национальная культура сохранялась только в монастырях. В 1762 г. монах Паисий из монастыря Хилендар на Малом Афоне создал труд "Славянско-болгарская история". Книги, которые писались до освобождения Болгарии от турецкого владычества, при всей своей скромности и малочисленности сыграли важную роль для создания современного болгарского языка. В 1860-1870 гг. писатели и журналисты активно участвовали в борьбе за национальное освобождение. Когда страна обрела независимость, основной темой произведений была болгарская история. Вскоре стали появляться книги, рассказывающие о современных событиях, различные жанры литературы.
Культура
Культура Болгарии имеет
славянские корни. Однако наиболее древний
культурный пласт связан с фракийскими
племенами. Славяне, а также булгары или
протоболгары, поселились на территории
современной Болгарии лишь в V-VII веках
нашей эры. Им досталось тысячелетнее
культурное наследие фракийцев и византийцев,
но дальнейшее развитие болгарской цивилизации
проходило под влиянием славянских традиций.
Средневековая Болгария
считается колыбелью славянской культуры.
Имена Кирилла и Мефодия известны всему
славянскому миру.
КИРИЛЛ (ок. 827-869) И МЕФОДИЙ (ок. 815-885). Братья
Кирилл и Мефодий (родом из Тессалоников;
по происхождению — греки, согласно некоторым
данным — славяне) славянские просветители
и проповедники христианства. Создали
славянскую азбуку, при помощи которой
перевели богослужебные книги с греческого
языка. Согласно мнению многих исследователей,
азбука создавалась именно для древнеболгарского
наречия. Болгары почитают святых Кирилла
и Мефодия как просветителей, положивших
начало славянской культуре и много сделавших
для их государства.
Болгары глубоко чтят первых славянских
просветителей. День Кирилла и Мефодия
24 мая торжественно отмечается как праздник
болгарского просвещения и культуры, славянской
письменности и болгарской печати. В НРБ
учрежден орден Кирилла и Мефодия, которым
награждаются деятели науки, литературы,
просвещения. Их имя присвоено крупнейшей
столичной публичной библиотеке, Пловдивскому
университету.
Богатая и сложная духовная жизнь этой
страны складывалась под влиянием византийской
и мусульманской традиций. В 19–20 вв. к
ним добавилось влияние России и Запада.
Современная болгарская культура достигла
расцвета в 1920–1930-е годы. Как и любая культура,
культура Болгарии опирается на великих
людей, давших мировое имя Республике.
Имена исторических деятелей в первую
очередь связаны с национально-освободительным
движением в Болгарии. В числе выдающихся
деятелей национально-освободительного
движения, его идеологов, стратегов и организаторов
были также национальные герои - В. Левский,
Л. Каравелов, X. Ботев.
БЕНКОВСКИ ГЕОРГИ (1844-1876). Последователь
Васила Левский. Один из героев самого
крупного болгарского восстания против
турок. Он был сторонником общественного
равенства, пропагандировал американский
и французский опыт построения государства.
ЛЕВСКИ ВАСИЛ (1837-1873). Известный революционер,
деятельнационально-
РАКОВСКИ ГЕОРГИ (1821-1867). Известный революционер.
В 1853 г. предпринял попытку организовать
антитурецкое восстание в Болгарии; в
1854-м руководил отрядом повстанцев. В 1861
г. организовал легию болгарских борцов
в Белграде; в нее вошли 600 патриотов, признававших
необходимость вооруженной борьбы. Раковски
пытался создать альянс представителей
Балканских стран, чтобы вместе сражаться
с турками. Был изгнан из Сербии и закончил
свою революционную деятельность в Бухаресте.
ХИЛЕНДАРСКИЙ ПАИСИЙ (1722-1798). Монах Хилендарского
и Зографско-го монастырей. Идеолог болгарского
национально-освободительного движения
XVIII в., историк периода болгарского возрождения.
Автор "Славяно-болгарской истории"
(1762 г.). В ней он призывал к пробуждению
национального самосознания, к борьбе
за культурно-национальное возрождение,
за достижение церковной самостоятельности,
за освобождение от оттоманского ига.
Она сыграла большую роль в пробуждении
и укреплении национального самосознания
болгарского народа в эпоху возрождения.
Историки, философы, писатели, дипломаты,
политические деятели, художники – имена
этих болгар стали историей страны. Произведения
и мастерство многих болгарских писателей
и поэтов (А. Константинова, Е. Пелина, X.
Смирненского, Ел. Багряны), художников
(Ан.Митова, Ив. Мырквички, В. Димитрова-Майстора,
Д.Узунова), композиторов (Ем. Манолова,
П. Владигерова и др.) приобрели мировую
известность и признание.
ДИМИТРОВ ГЕОРГИ (1882-1949). Прежде чем стать
известным болгарским политиком, он работал
в типографии. Перед началом Первой
мировой войны возглавил Союз рабочих
профсоюзов Болгарии. Участвовал в восстании
1923 г. Обвинялся в поджоге Рейхстага и
по решению Лейпцигского процесса 1933 г.
был заключен. После освобождения эмигрировал
в СССР, откуда руководил Болгарской коммунистической
партией. Димитров вернулся на родину
только в 1945 г. А в 1946 г. он уже стал премьер-министром
и установил народную власть. После смерти
тело Димитрова долгие годы покоилось
в мавзолее, расположенном в центре Софии.
В 1999 г. он был кремирован, а его мавзолей
разрушен.
ЖЕЛЕВ ЖЕЛЮ (р. 1935). Историк и философ, Желев
— один из самых уважаемых болгарских
диссидентов. Известность ему принесла
написанная им книга "Фашизм". В ней
историк проводит параллель между коммунизмом
и нацизмом. С 1990-го по 1996 гг. — первый президент
демократической Болгарии.
ВАЗОВ ИВАН (1850-1921). Великий болгарский
писатель, главная фигура болгарской литературы.
Его часто сравнивают с Виктором Гюго.
Он писал стихи, романы, повести и пьесы.
Самый известный его роман "Под игом"
был написан в 1890 г. Это эпическое произведение,
в котором рассказывается о Болгарии накануне
освобождения от турецкого владычества.
Роман почти сразу после издания был переведен
на разные языки и до сих пор считается
классикой болгарской литературы.
ДЕБЕЛЯНОВ ДИМЧО (1887-1916). Поэт-символист.
Фронтовой опыт вдохновил его на сборник
оригинальных романтических стихов. Одна
из поэм Дебелянова посвящена бездомным.
ДИМОВ ДИМИТАР (1909-1966). Писал романы и пьесы,
в которых акцентировал внимание на философской
стороне человеческого существования.
В своем знаменитом романе "Табак"
он описал жизнь Болгарии в период между
двумя войнами. В этом произведении рассказывается
о конфликте, который возник между рабочими
и собственниками на одном из табачных
предприятий. Публикация этого романа
вызвала большой скандал, и представители
коммунистической партии потребовали
цензурировать это произведение.
ЙОВКОВ ЙОРДАН (1880-1937). Йовков писал о жизни
крестьян и деревенских жителей. Герои
его произведений живут в деревнях района
Добруджи. Писателя интересовали не столько
красоты природы, сколько психология и
глубина человеческих взаимоотношений.
По его мнению, женская красота может изменить
мир. "Вечера в гостинице Антипово"
и "Легенды Стара-Планины" — одни
из самых поэтических произведений этого
прозаика.
КАРАВЕЛОВ ЛЮБЕН (1835-1879). Революционный
писатель, поэт-публицист. Был одним из
лидеров освободительного движения Болгарии
в XIX в. Демократ по убеждениям, антиклерикал
и туркофоб, Каравелов — автор многочисленных
статей, поэм и рассказов. Его шедевром
является его повесть "Болгария прошлого"
(1872 г.). Писателю удалось создать незабываемую
галерею персонажей прошлого и рассказать
о состоянии общества того времени.
МИЛЕВ ГЕО (1895-1925). Болгарский поэт. Был
близок к коммунистическому движению.
Когда к власти пришли фашисты, остался
верен своим идеалам. Основал антифашистский
журнал "Пламя". Поэма "Сентябрь",
где оплакивающая кровавое восстание
1923 г., считается самым ценным творением
Милева. Поэт погиб в фашистских застенках.
ДИМИТРОВ-МАЙСТОРА ВЛАДИМИР (1882-1960). Болгарский
живописец, в 1952 г. признанный народным
художником. Член Болгарской коммунистической
партии с 1946 г. Автор портретов, картин,
изображающих сцены крестьянских праздников.
ЗОГРАФ ЗАХАРИ (1810-1853). Живописец эпохи
Болгарского возрождения. Один из зачинателей
светского реалистического искусства
Болгарии. Учился у своего брата — живописца
Димитра Зографа. Писал иконы и делал церковные
росписи, в которые часто вводил жанровые
элементы и портретные изображения современников.
Зограф выполнил первые в Болгарии станковые
портреты.
ЛАВРЕНОВ ЦАНКО (1896-1978). Болгарский живописец
и график, народный художник (1963 г.). Опирался
на традиции живописи эпохи болгарского
возрождения и древнего зодчества. Изображал
главным образом старинные города и монастыри,
часто среди горной природы. Картина "За
свободу" (1932 г.) — это протест фашистскому
террору. Для живописи Лавренова характерны
богатая фантазия, яркая характерность
деталей, декоративность и гармоничность
цвета.
УЗУНОВ ДЕЧКО (1899-1996). Болгарский живописец,
работавший в Софии. Его произведения
(преимущественно портреты и пейзажи)
отличаются свободной манерой письма,
богато нюансированным колоритом.
БУКОВ ЮРИЙ (р. 1925). Пианист. Работает во
Франции, куда переехал из Болгарии. Завоевал
первое место на музыкальном конкурсе
в Парижской консерватории. Лауреат многих
международных конкурсов. ВАРТАН СИЛЬВИ
(р. 1944). Знаменитая эстрадная певица, бывшая
жена французского поп-идола Джонни Халидея.
Родилась недалеко от Софии, в Искреце.
Ее карьера развивалась уже во Франции.
Своим творчеством способствовала укреплению
болгаро-французских связей.
ВЛАДИГЕРОВ ПАНЧО (1889-1978). Великий болгарский
композитор, представитель музыкальной
школы Шумена. Он написал множество произведений,
которые объединяет особое отношение
к национальной музыке. Его мелодии созвучны
европейской классической музыкальной
традиции, однако их отличает оригинальность,
вдохновленная болгарским фольклором.
Самая знаменитая рапсодия Владигерова
— "Вардар" — известна как за границей,
так и на родине.
ХРИСТОВ БОРИС (1914-1993). Известный болгарский
певец (бас). Родился в Пловдиве, был воспитан
в традициях хорового православного пения.
Сперва он посвятил себя карьере юриста,
но в 1942 г. во время национального праздника
царь Борис III заметил его необыкновенные
вокальные данные и послал учиться вокальному
искусству в Италию. Христов исполнял
множество различных оперных арий. Долгие
годы был солистом Ла Скала, пел в самых
известных европейских концертных залах
и оперных театрах.
Пожалуй, самым известным человеком с
середины XX века в Болгарии стала Ванга.
Имя этой женщины имело мировую известность
как предсказательницы и прорицательницы.
ВАНГА (1911-1996). Всемирно известная болгарская
ясновидящая и цели-тельница. Ее посещали
как простые люди, так и известные писатели,
артисты, художники, министры и политики.
Предсказав победу болгарской футбольной
команде в Кубке мира по футболу в 1994 г.,
она заслужила восхищение едва ли не всех
своих соотечественников
Национальные традиции Болгарии
Болгария - страна с
древними музыкальными традициями. Орфей
и музы из древнегреческой мифологии
жили на земле нынешней Болгарии, которая
звалась тогда Фракией. Эта историческая
область вошла в анналы всех древнейших
исторических записей. Более двух тысяч
лет назад именно здесь располагался
центр фракийской культуры. Легендарный
Спартак, взбунтовавшийся раб-гладиатор,
который возглавил в 73-71 гг. до н. э. стихийно
возникшие бандформирования беглых рабов
и бросивший их в бесплодный поход против
могущественной Римской империи, также
был родом из Фракии.
Традиции и праздники болгарского народа
включают древние национальные, религиозные
и семейные торжества, а также новые обычаи,
введенные в годы коммунистического режима.
Старинные народные традиции проявляются
в одежде, украшениях, танцах, песнях и
магических ритуалах, которыми сопровождаются
свадебные церемонии, танцы на догорающих
углях (нестинари), обрядовые представления
на масленицу (кукерские игры) и танец
вызывания дождя (герман).
В формировании современной культуры
и быта болгар большая роль принадлежит
традиционной народной культуре. Ее влияние
чувствуется и в архитектурном стиле,
и в музыке, и прикладном искусстве, в семейных
и праздничных обычаях, и устройстве домашнего
быта.
Традиционная народная культура имеет
свои особенности у населения Западной
Болгарии, у старожилов Дунайской равнины,
у жителей Добруджи, Балканских гор, Родопского
края, но всех их связывает общенациональный
пласт культуры. В городах национальная
культура более однородна. Влияние городской
культуры на деревню стало гораздо более
ощутимо в период между двумя мировыми
войнами, особенно в центральных, равнинных
районах страны. Одновременно происходило
стирание районных культурно-бытовых
различий, отмирание старинных обычаев.
Традиционное крестьянское жилище очень
разнообразно. На равнине дома были одноэтажные,
прямоугольные, нередко с выступающей
одной комнатой, с галереей, образуемой
столбами под навесом крыши. Стены их делались
из плетневого каркаса, обмазанного глиной.
В горах дома имели два, иногда три этажа
(считая цокольный) и в пиане приближались
к квадрату, и котором большой сектор занимали
терраса или светлый вестибюль. Характерно
нависание верхних этажей над цокольным,
выступы (эркеры), придающие зданию легкость.
Эти дома строились из деревянных брусьев,
или из камня, или из комбинации камня
с каркасной конструкцией. В конструктивном
и эстетическом отношении горное жилище
совершеннее равнинного, и черты национального
архитектурного стиля восходят прежде
всего к этому типу жилища.
В Болгарии охраняются государством лучшие
образцы народной архитектуры. Некоторые
города объявлены государством городами-музеями.
Это Велико-Тырново — бывшая столица средневекового
Болгарского царства; город Копривштица.
каждый дом которого свидетельствует
о строительном таланте мастеров эпохи
болгарского возрождения; город Мелник
—самый маленький город Болгарии, где
на всех домах, прилепившихся к живописным
холмам из светло-желтых песчаников, прибиты
таблички, гласящие о том, что они представляют
культурную ценность, охраняемую государством;
старинный полуостровной городок Несебыр.
Под охрану взяты и некоторые старинные
села, например Жеравна, Широка-Лыка.
Болгарская национальная традиционная
одежда, очень красочная и разнообразная,
в целом вышла из повседневного употребления.
Но она служит для случаев, когда требуется
подчеркнуть национальный характер торжества
или события или же национальный состав
участников какого-то мероприятия. Народные
праздники и гуляния обязательно включают
в себя народные танцы в национальных
костюмах. Национальный женский костюм
(например, в Казанлыкской котловине) -
темный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким
вырезом, белая туникообразная рубаха,
скромно орнаментированный, цветной пояс,
скрепленный тяжелой серебряной пряжкой,
яркий фартук. Национальная болгарская
обувью сделана из сыромятной кожи с узорными
шерстяными чулками. Головной убор - одноцветный
шелковый платок, завязанный на темени,
под который с левой стороны заткнут живой
цветок. Популярен также костюм женщин
Кюстендилской котловины, где вместо сукмана
— распашная одежда с короткими рукавами,
украшенная золотым шитьем. У мужчин, пожалуй,
не сделано предпочтительного выбора
между белосуконным западноболгарским
и желто-коричневым восточноболгарским
костюмами, различающимися покроем брюк
и рядом других элементов. В отдельных
случаях — на праздничных манифестациях,
на торжественных актах, приуроченных
к общественным мероприятиям общеболгарского
или международного значения, — демонстрируется
все разнообразие локальных видов народной
одежды, которое очень впечатляет.
Болгары очень дружелюбны, приветливы,
гостеприимны. К тому же близость языка
и вероисповедания болгар и русских помогают
лучше понимать друг друга.
Основу болгарской кухни составляют многочисленные
блюда из овощей, но картофель к столу
подают редко. В изобилии — белый хлеб
и свежие фрукты и овощи. Горячую пищу
болгары едят дважды в день: на обед и ужин.
Распространены кисломолочные продукты.
Считается, что именно они способствуют
болгарскому долголетию. Прочитать меню
в болгарских ресторанах просто — болгары
используют в письме кириллицу. Выбор
блюд местной и европейской кухни обычно
широк даже в небольшом ресторане. Из первых
блюд выделяется таратор — холодный суп
из йогурта, огурцов, чеснока и тертых
орехов. Для неподготовленного туриста
набор может показаться странным, но это
вкусное и полезное блюдо. Более привычен
для россиянина шкембе-чорба — горячий
суп с потрошками. Можно заказать борш.
Болгарская кухня во многом сохранила
специфику своих блюд и особенности меню.
Утром принято пить молоко с хлебом или
со сдобной булочкой: кислое (знаменитый
йогурт) или свежее горячее, которое может
быть подсолено, подслащено (холодного
молока болгары не любят). Торопясь на
работу, иные закусывают «на ходу» всухомятку
купленным куском слоеного пирога с брынзой(баница).
Для обеда, который начинается в полдень,
готовятся тушеные блюда: овощные (фасоль
среди них на первом месте) или мясные.
Хлеб — важная составная часть пищи, и
болгары придают большое значение его
свежести, предпочитая теплый (в городах
много маленьких пекарен, примыкающих
к булочным магазинам). Кушанья запивают
разнообразными соками или прохладительными
напитками.
Ужин у болгар плотный, похожий на обед.
Для гостей принято готовить мясо, поджаренное
на решетке над углями (скара) или в электрических
жаровнях.
Большое место в меню занимают фрукты.
В современном быту сохранились некоторые
обрядовые блюда. Так, например, в Георгиев
день, 6 мая (теперь это официальный праздник
животноводов), запекают в печи тушу молодого
барашка. Это блюдо готовят и к празднику
1 Мая.
Болгарская культура, формируясь в течение
сотен лет в условиях постоянной угрозы
исчезновения нации, приобрела своеобразный
боевой характер. Героями огромного числа
удивительных по своей мелодичности народных
песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы,
богатыри), побеждающие врагов. Другие
популярные фольклорные темы — сражение
со стихиями и борьба за воду. К воде у
болгарского крестьянства, часто страдавшего
от засух, особое, уважительное отношение.
По всей стране можно встретить чешмы
— каменные сооружения над родниками,
часто украшенные резьбой.
Землячество возводится в Болгарии в ранг
родства. Практически каждая городская
семья поддерживает связь с деревенскими
родственниками. В квартирах горожан часто
можно увидеть «национальные уголки»
с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными
китеницами (накидками) на спинках стульев,
яркими черга (домоткаными половиками),
разноцветными халиште (коврами из козьей
шерсти), керамической посудой.
Традиции родственной и соседской взаимопомощи,
временное обобществление средств труда
все еще поддерживались из-за отсталости
сельскохозяйственной техники и крайней
бедности основной массы крестьян. Два-три
хозяйства объединяли рабочий скот, созывались
помощники для уборки урожая или постройки
дома. Летними ночами молодежь собиралась
чистить кукурузу, нанизывать табак то
в одном доме, то в другом — это было родом
вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний.
Многие старинные обычаи перекочевали
из сельской местности в города, например
обычай лить воду под ноги человеку, приступающему
к новому делу, и вообще при всяком начинании
— чтобы все шло гладко и легко, «как по
воде» (у русских — «как по маслу»). Так
провожают невесту па регистрацию брака,
ребенка в первый класс, человека, уезжающего
в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании
ленты во время церемонии открытия театра,
завода и т. п. Славянский обычай поднесения
хлеба-соли у болгар широко практикуется
и в быту, и на общественных торжествах,
только к хлебу прибавляется чабрец и
красное вино (красный цвет — символ здоровья),
и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть
в соль и чабрец и запить вином. Провожая
и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски
здравец, символ здоровья). Цветы часто
служат обрядовым реквизитом и украшением,
их затыкают в праздник за платок или шапку
у виска, букетики герани, связанные красной
ниткой с золотой или серебряной монеткой
(символ чистоты и благополучия), дарят
ребенку в день наречения имени, прежде,
а иногда и теперь дарят невесте. По традиции
брак может быть заключён без согласия
родителей: девушке нужно лишь, войдя в
дом прикоснуться рукой к очагу - символу
семьи. Церковное венчание считалось в
пароде делом второстепенным. Свадьбу
же играют с исполнением полного ее церемониала,
когда соберут для нее средства и приготовят
дары, — это может быть через несколько
месяцев. Накануне свадьбы молодая женщина
ночует в родном доме. Оттуда свадебная
процессия направляется к зданию, где
регистрируется брак. При этом соблюдаются
некоторые традиционные обычаи, среди
которых мною веселых. Так, гости крадут
во дворе невесты петуха (символ плодородия)
и несут его впереди; по дороге угощают
всех встречных вином. После регистрации
брака направляются к дому женихи; свекровь
встречают молодых с хлебом-солью и вином,
прикалывает им на грудь зелень (символ
здоровья) и вводит невесту в дом по белому
полотну (символ чистоты). Поднесение даров
на свадьбе - особый ритуал. О дарах громогласно
оповещает, часто в шуточной форме, распорядитель
свадьбы, на роль которого выбирают человека
с острым языком. Дары кладутся, согласно
обычаю» на правое плечо.
Рождение ребёнка в болгарской семье —
радостное событие для семьи и всей родни.
Оно отмечается двумя традиционными торжествами.
По выходе из родильного дома роженицу
посещают близкие семье женщины, принося
подарки младенцу и обрядовые хлебы —
питы (обычай называется малая пита). Когда
мать окрепнет, она сама приглашает гостей
на большую питу. Приходят уже семейные
пары, непременно пекут хлебец, намазанный
медом, символизирующий «сладость», нежность
ребенка и пожелания ему приятной жизни.
Разламывание обрядовых хлебов вошло
в гражданский ритуал наречения имени,
который совершается в народном совете
села, города или в специальных домах исполнения
гражданских ритуалов, выстроенных во
многих городах.
Существовал специальный праздник повитух
— бабин день (в январе). Женщины верховодили
в тот день в селе, подшучивали над мужчинами,
и лучше было не попадаться им на пути.
В наши дни праздник получил новое звучание:
это День материнства и родильной помощи,
когда награждаются работники роддомов
и детских учреждений. Интересно, что в
быту бабин день все более превращается
в праздник бабушек, на плечах которых,
при работающих матерях, лежат большие
заботы по воспитанию детей. В городе Велинграде
бабушки устраивают веселый и шумный карнавал.
В народным погребальных обычаях болгар
долго сохранялись традиции древних верований,
в частности культа предков. Они оставили
след в этике почитания памяти умерших.
О дне поминовения оповещают специальные
афишки, расклеенные на улицах. В настоящее
время в некоторых городах совершаются
коллективные поминовения, на которых
вспоминают об умерших, об их делах и исполняют
некоторые обряды. Уважение и благодарность
к погибшим за свободу и независимость
родины болгары выражают в День памяти
героев
Традиционно торжества в Болгарии устраиваются
на природе. Праздничный «стол» на разостланных
красочных тканях, к которому подают излюбленные
блюда, например барана, зажаренного на
вертеле, затем — состязания по борьбе
(народный вид спорта) с призом — живым
бараном, а с наступлением темноты — костры
и песни до утра. Болгары очень ценят чувство
юмора, самокритичного подхода к национальным
чертам характера, к личным недостаткам.
Особенно прославились этим жители города
Габрово благодаря анекдотам, получившим
широкую известность. Установилась традиция
проводить в Габрово в апреле — мае международный
праздник юмора и сатиры. Он открывается
карнавальным шествием по улицам персонажей
из габровских анекдотов и других, высмеивающих
недостатки общественной, культурной
и частной жизни. Устраиваются выставки
карикатур. С 1971 раз в два года в Габрово
проходили международные конкурсы юмора
и сатиры. Официальными праздниками являются
Новый год, День национального освобождения
(3 марта), Международный день труда (1 мая)
и День славянской письменности и болгарской
культуры, посвященный просветителям
Кириллу и Мефодию (24 мая). С 1998 отмечается
День независимости (21–22 сентября).
Народное творчество до сих пор весьма
популярно в Болгарии как среди сельских
жителей, так и среди горожан. Более всего
это относится к песням и танцам. Танцуют
на улицах городов и сел во время праздников,
на свадьбах, в ресторанах.
Песенный фольклор очень разнообразен.
Наиболее важную его часть составляют
юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас.
Они представляют героический эпос болгарского
народа, рассказывают о борьбе против
османских поработителей. Герои юнацкого
эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.)
наделены чертами сказочных персонажей.
Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI—
XIX вв.), более реалистичны, в них больше
бытовых подробностей. В годы антифашистской
борьбы эти песни зазвучали с новой силой.
Большой популярностью пользуются также
лирические, шуточные народные песни,
в то время как обрядовые, мифологические
в современном быту почти забыты.
Многие виды народного прикладного искусства
получили в НРБ дальнейшее развитие. Резьба
по дереву, изготовление узорных решеток,
парапетов, люстр из кованого железа нашли
применение в архитектуре общественных
зданий. Вышивка, медная посуда, художественная
керамика, декоративные ткани изготовляются
в мастерских на продажу.
Эпохой национального возрождения считается
период с конца XVIII в. по первую половину
XIX в. В это время активно развивались все
направления искусства: литературу, живопись,
архитектуру, ремесла. До нас дошли великолепные
образцы архитектуры того времени — многочисленные
церкви и монастыри с их украшенными деревянной
резьбой потолками, искусно сделанными
решетками, изразцами и витражами.
Праздники в Болгарии
Праздники и народные
обычаи — неотъемлемая часть национального
культурного наследия. Они связаны
с образом жизни и
Болгария — православная страна, живущая
по григорианскому календарю. Общей с
Русской Православной Церковью является
только дата Пасхи, все остальные праздники
соответствуют принятым у католиков.
1-2 января — Новый год. При праздновании
Нового года (Нова година, Сурва година,
буквально «незрелый, свежий год» или
кратко. Сурва) сохранился обычай посещать
родных и друзей ночью или ранним утром
и поздравлять их в своеобразной форме,
слегка похлопывая по спине веточками
кизила, украшенными лентами, искусственными
цветами, блестками —- сур-вачками, и приговаривая
или припевая слова обрядовой песни. Сурвачки
прода-ЮТСЯ в магазинах, на базарах, их
делают сами. Сурвакают, т. е. поздравляют
с Новым годом, обычно дети, в ответ получая
сласти, орехи и пр. Обряд возник из поверья,
что, прикасаясь к человеку веточкой кизила,
передаешь жизненную силу этого дерева:
у кизила уже к Новому году лопаются почки,
но плоды созревают лишь поздней осенью,
так что он почти целый год не увядает.
Год начинается с празднования Нового
года. Считается, что чем больше на столе
еды, тем успешнее будет наступающий год.
Обязательный атрибут праздника — баница
с касмети (слоеный пирог, в котором запекают
монетку и маленькие деревянные (из кизилового
дерева) предметы разной формы, приносящие
счастье. А в первый день нового года дети
ходят по домам, поздравляют хозяев с праздником,
похлопывают их по спине разукрашенными
ветками кизила и произносят пожелания
здоровья и благоденствия. В награду они
получают деньги и сладости. Это древний
обычай, называемый Сурвакари.
8 января — «Бабий день». Женщины заменяют
мужчин в их традиционном досуге (вечеринки
и междусобойчики), мужчины сидят дома.
Традиционный праздник, общий для болгаров
и жителей Северной Греции. Существовал
специальный праздник повитух — бабин
день (в январе). Женщины верховодили в
тот день в селе, подшучивали над мужчинами,
и лучше было не попадаться им на пути.
В наши дни праздник получил новое звучание:
это День материнства и родильной помощи,
когда награждаются работники роддомов
и детских учреждений. Интересно, что в
быту бабин день все более превращается
в праздник бабушек, на плечах которых,
при работающих матерях, лежат большие
заботы по воспитанию детей. В городе Велинграде
бабушки устраивают веселый и шумный карнавал.
14 февраля — день виноградарей Трифон
Зарезан. Виноградные лозы подрезают и
брызгают вином для того, чтобы урожай
был в изобилии. 14 февраля по всей стране
отмечается день Трифона Зарезана. Особенно
широко празднуют его в винодельческих
районах. Люди "зарезают" виноградный
куст, отрезают лишние ветви, орошают его
вином. Головы украшают венками из ветвей
виноградной лозы.
На виноградниках в этот день совершался
ритуал подрезания виноградной лозы, после
чего мужчины с шумом возвращались в село,
неся на плечах избранного ими «царя виноградников»,
или везли его на передке телеги, в которую
впрягались сами. Данный обычай восходит
к фракийскому культу бога вина и веселья
Сабазию (Дионису). Теперь это официальный
праздник виноградарей-кооператоров,
но символическое подрезание лозы и поливание
ее вином осталось, лучший виноградарь
увенчивается венком из лоз. Такой праздник
виноградарей, прежде локализованный
в Северной Болгарии, распространился
теперь и в других областях страны.
1 марта — день весны. Принято дарить друг
другу мартеницы (красные и белые кисточки),
которые символизируют весеннее счастье.
1 марта отмечается день Бабы Марты, один
из самых любимых народных праздников.
В этот день все дарят друг другу мартеницы
— украшения из белых и красных ниток.
Ими украшают одежду, а также завязывают
на запястьях. Снять эти своеобразные
браслеты, призванные уберечь от болезней,
можно только после того, как увидишь первую
ласточку или аиста. Этот старинный болгарский
обычай знаменует начало весны. Болгары
отмечают приход весны праздником 1 марта,
в честь которого дарят родным и знакомым
мартеницы — изящные поделки из красных
и белых ниток в виде кисточек, шариков,
фигурок. Их прикалывают к груди и носят
весь месяц. В народе прежде завязывали
на руку просто ссученные красную и белую
нитки: красное — здоровье, белое — долголетие
(дожить до седин). Это общебалканский
обычай.
3 марта — День свободы. Главный национальный
праздник, посвященный освобождению от
османского ига.
8 апреля — Пасха. В Болгарии много православных,
которые соблюдают Великий пост, готовятся
к Пасхе и весело ее отмечают: танцуют,
поют песни... В последнюю неделю перед
Великим постом устраиваются карнавалы
Кукери. Мужчины в масках с изображением
страшных зверей и с увесистыми колоколами
на ремнях танцуют (скорее даже прыгают)
под музыку. Их пляски сопровождаются
веселым смехом публики. На западе страны
такие карнавалы устраивают и на Святках
после Нового года.
Накануне Вербного воскресенья отмечают
Лазареву субботу — праздник молодых
девушек, которых называют Лазарками.
Украшенные цветочными венками, они ходят
из дома в дом, танцуют и поют. Считается,
что таким образом они обретают статус
невест.
6 мая — день св. Георгия и день армии.
6 мая — день св. Георгия. К празднику готовят
блюдо из ягненка (агнешко по гергьовски)
и выпекают особый каравай (он украшается
сделанными из теста крестом и венком).
А после трапезы — народные игры и забавы:
хороводы, качание на подвешенных к ветвям
деревьев качелях и др.
24мая — День кириллицы. Посвящен памяти
просветителей Кирилла и Мефодия.
2 июня — День Христо Ботева. Этот поэт
и воевода является национальным героем
Болгарии. Он погиб в возрасте 28 лет в 1876
году в бою с турками. Ровное 12.00 по всей
Болгарии про-ход1гт минута молчания. Раздаются
звон колоколов и автомобильные сирены.
Движение транспорта останавливается.
Начало июня — фестиваль роз (Казанлык).
Сопровождается народными песнями и танцами.
Самый большой праздник лета — День солнцестояния,
или Еньовден (24 июня). В этот день жгут
большие костры, через которые прыгают
молодые парни. А еще они пускают стрелы,
посылая их в дома своих возлюбленных.
В этот день также принято собирать целебные
травы. Год заканчивается рождественскими
праздниками.
9 сентября — день освобождения (1944). Главный
праздник бывшей социалистической Болгарии,
привязанный ко дню освобождения страны
от фашизма. На деле Болгария была союзницей
Германии во второй мировой войне и ее
освобождение было просто окончанием
боев на ее территории. Сейчас широко не
празднуется.
Осень — пора заслуженного отдыха после
сбора урожая. Тогда в Болгарии начинаются
сборы (или соборы) — сельские праздники,
на которые съезжаются родственники и
земляки, живущие вне данного села. В домах
накрыты столы минимум на 30 персон, их
не убирают вечер, ночь и следующий день.
Двери открыты для своих и незнакомых.
В поездах и автобусах едут семьи с малыми
и старыми, на шоссе можно видеть вереницы
машин и повозок с празднично оживленными
компаниями: все едут на «собор».
22 сентября — День независимости Болгарии.
Отмечается в годовщину провозглашения
суверенного Болгарского княжества 22
сентября 1908 года. До этого времени Болгарское
княжество формально зависело от Османской
империи.
25-26 декабря — Рождество Христово. Христианские
праздники – Пасха и Рождество – игнорировались
коммунистическими властями, их стали
вновь отмечать с 1990.
Заключение
Славяне и булгары пришли
на территорию Балканского полуострова,
когда на нем уже существовала высокоразвитая
культура фракийцев, а
также процветают греческие и римские колонии.
На побережье Черного моря возникают небольшие
портовые города: Несебр (Месамбрия), Созополь (Аполлония)
и Варна (Одесос).
Они обнесены мощными стенами с башнями.
От эпохи владычества греков сохранилось
очень мало оборонительных сооружений,
в Болгарии еще можно увидеть остатки
древних мостов, канализационных сооружений,
общественных зданий (театров, стадионов).
После включения Болгарии в состав Византийской
империи здесь начинается активное строительство
храмов. Наиболее распространенным типом
храмового сооружения является трехнефная
базилика. Этот тип постройки сохраняется
и в архитектуре Первого Болгарского царства.
Многие византийские храмы, как, например,
церковь святого Георгия в Софии, позднее
были переделаны болгарами.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолствующего большинства”. М., 1990 г
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы
средневековой народной
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г
4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.
5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология” . М., 1997 г
Информация о работе Особенности национальной культуры славян (культура Болгарии)