Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:24, контрольная работа
Удивительная способность человека воспринимать и воссоздавать образы окружающего его мира своими корнями уходит вглубь тысячелетий. Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, а в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Африки и Америки – оно существовало вплоть до XX в. под условным названием «традиционное искусство».
Специфика первобытного искусства заключается в его слитности с другими формами общественного сознания. В нем отражаются все сферы жизни общества – экономическая, социальная и религиозная. Чаще всего древнюю скульптуру находят в специальных культовых местах или в погребениях. Это говорит о ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. Сознание древних людей представляло собой сложное переплетение реалистического и иллюзорного начал, и этот синкретизм первобытного мышления оказал решающее воздействие на характер творческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Искусство палеолита…………………………………………………………3-5
2.Искусство мезолита………………………………………………………….5-6
3.Искусство неолита…………………………………………………………...6-9
4.Искусство эпохи бронзового века………………………………………….9-13
5.Искусство в начале железного века………………………………………13-15
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………
К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.
Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» – растение или злаковый колос.
Керамическая роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, танец и т.д.), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.
Отдельно необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги и т.д.), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.
В древней скульптуре неолитических охотников-рыболовов нашли свое воплощение две главные темы: человек и зверь. Особенно отчетливо продолжение традиций палеолитического искусства прослеживается в зооморфной скульптуре. Для нее характерны реалистическая трактовка образа, тщательность моделирования морды зверя, устойчивость изобразительных приемов при передаче отдельных деталей. В скульптуре преобладают изображения отдельных голов животных, что является одной из особенностей первобытного анималистического искусства. В глазах древнего охотника голова олицетворяла саму суть зверя. Специфика первобытного мышления вынуждала его выразить это представление наглядно, и поэтому голова делалась непропорционально большой, а ее детали выписывались особенно тщательно. Эта закономерность наблюдается и при изображении полной фигуры животного.
Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала, что, вероятно, обусловлено этнической традицией и назначением конкретных изображений. Можно говорить и о преобладании в отдельных очагах древнего искусства того или иного типа изображения. Находка в таком очаге фигурок инородных типов указывает на существование контактов между населением различных районов. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.
Еще одним характерным жанром изобразительного искусства в эпоху неолита были петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных. Петроглифы были распространены в Северо-Западной Европе, на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней Азии. Они выбивались на скалах или скалистых речных берегах («Лодки,олени», II тыс. до н.э., Карелия).
4.Искусство эпохи бронзового века.
Обычно выделяют два больших периода – энеолит (медно-каменный век) – переходный период от эпохи камня к эпохе металла и бронзовый век (III – II тыс. до н.э.). С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества. Прежде всего, это – дальнейшее распространение производящего хозяйства – земледелия и скотоводства и освоение нового материала – металла, в первую очередь меди и ее сплавов. В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы – с использованием лошади для верховой езды.
В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и металлических орудий труда происходит крупное общественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена и усиления имущественного неравенства. Ремесло отделяется от земледелия, все большее значение приобретает мужской труд, что окончательно приводит к утверждению патриархата, беспрекословному подчинению старшему в родовой общине.
С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами. Расширяется тематика изображений, складываются новые приемы передачи образов, резко возрастает роль образной символики, все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются все реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.
Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта – все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным «изобразительным языком», знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства продолжает проявляться в орнаментации керамики и других предметов быта.
В изобразительном творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также сооружения мегалитической архитектуры.
Для древнего искусства европейского северо-запада чрезвычайно характерна своеобразная антропоморфная глиняная пластика. Особую группу в ней составляют маленькие человеческие фигурки с сильно изогнутым туловищем. Несмотря на пластические свойства глины, позволяющие широко варьировать формами, эти изображения выполнены в строго регламентированных канонах. Сам образ предельно обобщен: руки отсутствуют, ноги переданы слитно. Акцентированы такие детали, как массивный выступающий нос и нависающий над лицом «козырек».
В числе ранних памятников примитивного канонизированного искусства – широко распространенные в южных районах Европы и Средиземноморья антропоморфные изваяния, в том числе так называемые «каменные бабы» Северного Причемноморья – вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты с более или менее ясно обозначенной головой и сложенными на груди руками. Среди дополнительных элементов (лук, булава, посох) наиболее каноничны изображения пояса и человеческой стопы. На стелах не всегда обозначены признаки пола, однако некоторые косвенные данные указывают на то, что большая часть антропоморфных изваяний позднего неолита и эпохи бронзы соответствует их русскому прозвищу «каменная баба». Во Франции, где подобные изображения встречаются не только на стелах, но и в виде рельефов, высеченных на стенах многочисленных пещер, их считают олицетворением неолитической богини – «покровительницы мертвых».
Встречаются изображения людей и в дереве (Восточное Зауралье). Разнообразие форм антропоморфной скульптуры в эпоху ранней бронзы наглядно показывает, что уже в это время в результате осознания первобытным коллективом общественной сущности человека его образ занимает одно из центральных мест в творчестве древних мастеров.
Овладение техникой бронзового литья расширило творческие возможности древних мастеров. Появляются бронзовые изделия, орудия труда, оружие. Нередко рукояти бронзовых кинжалов увенчаны головами животных, в частности лосей. Выполненные в металле, они продолжают традиции древней резьбы по дереву и рогу.
Искусство бронзового литья особенно ярко проявилось в предметах Галичского клада (сер. II тыс. до н.э.), найденного в Костромской области и сейчас находящегося в Государственном историческом музее в Москве. Особенно интересен бронзовый кинжал, рукоять которого венчает голова змеи с открытой пастью. В прорези рукояти – изображение ползущей змеи. Среди предметов клада находится бронзовая маска-личина, повторяющая в основных чертах лица антропоморфных мужских идолов. Она увенчана двумя профильными изображениями животных, смотрящими в противоположные стороны. Полая фигура животного с длинным хвостом и «клювовидной» мордой тоже входит в состав клада. В целом бронзовые вещи Галичского клада, вероятно, представляют собой атрибуты, связанные с формированием шаманства.
Важнейшим явлением, почти повсеместно характеризующим эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствуют о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч.
Существует три типа мегалитических сооружений:
Менгиры – одинокие сигаровидные каменные столбы до 20 метров высотой – несут в себе черты и архитектуры, и скульптуры. Иногда на них высекали рельефы, иногда их форма сближалась с человеческой фигурой (условно к менгирам можно относить и «каменные бабы»). Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками.
Архитектурное начало сильнее всего выражено в дольменах – скорее всего погребальных сооружениях из нескольких отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке, Крыму и на Каказе.
Более сложные постройки – кромлехи. Самый грандиозный из них был возведен в Стоунхэндже (нач. II тыс. до н.э., Англия) из огромных грубо отесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре которого находится каменная плита – возможно алтарь, составлено из небольших менгиров.
В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль интерпретировать монументы как места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие сообщества данной местности.
В Нью-Грейндже (Ирландия) существует огромный 11-метровый курган из камней и торфа. Через основание кургана на 24 метра вглубь тянется коридор, снизу и сверху выложенный массивными камнями. Он заканчивается тремя помещениями тоже облицованными камнем. В определенные дни лучи восходящего солнца проникают в коридор и освещают центральный зал, расположенный в самой глубине.
В Карнаке (Бретань, Франция) на несколько километров протянулись по равнине ряды вертикально стоящих камней. Сегодня от десяти тысяч первоначально поставленных камней осталось только три тысячи. Хотя под карнакскими менгирами не было найдено ни одного захоронения, неподалеку от них имеется множество мегалитических могил.
В пользу гипотезы о какой-то неизвестной единой культурной традиции говорит также и то, что распространение получает не только сама идея таких сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает и то, что некоторые из них (например, Стоунхэндж), ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния.
5.Искусство в начале железного века.
Широкое использование железа окончательно вытеснило каменные орудия и постепенно полностью заменило бронзовые в I тысячелетии до н.э., что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие хозяйственной жизни человека.
Самыми знаменитыми произведениями искусства того периода являются бронзовые и железные изделия, обнаруженные в скифских курганах.
Впервые о скифах мир узнал более 2,5 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей “Истории” Геродот (V в. до н.э.), который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.
Есть два понимания термина “скифы”: этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские “раскосые и жадные глаза” – фантазия великого поэта. Условно такие племена скифов называют «европейскими».